Международно-правовая защита жертв войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовая защита жертв войны



История войн свидетельствует о необычайной жестокости людей по отношении друг к другу. Вместе с тем кровопролитие во время вооруженных конфликтов вызывало у благородных людей стремление облегчить участь их жертв. На этот счет выдвигалось немало предложений. Однако впервые в международно-правовую форму эти предложения были облечены лишь в середине ХIX в. Так, в 1859 г. в битве при Сольферино французская армия нанесла поражение австро-венгерским войскам. На ночном поле осталось более 6 тыс. убитых и 36 тыс. раненых. Многие раненые могли бы остаться в живых, если бы им была оказана квалифицированная помощь. Однако по причине отсутствия санитарных служб их просто бросили в поле. Швейцарский общественный деятель Анри Дюнан, будучи свидетелем этого варварства, написал книгу “Воспоминания о Сольферино”, в которой выдвинул предложение о необходимости создания общественного органа по оказанию помощи раненым и больным воинам. Таким образом, в 1863 г. был учрежден Международный Комитет Красного Креста (МККК). По инициативе Комитета в 1864 г. была принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых в войне на суше — первый международно-правовой акт по защите жертв войны.

В дальнейшем Международный Комитет Красного Креста принимал активное участие в разработке соглашений о защите жертв вооруженных конфликтов — Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., Женевских конвенций 1949 г. и двух дополнительных протоколов к ним и др.

В международно-правовой доктрине этот раздел права вооруженных конфликтов часто именуется “правом Женевы”, так как центральное место в нем занимают Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.

Защита раненых и больных в сухопутной войне. Правовой статус раненых и больных во время войны на суше определяется I Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. и Дополнительным протоколом I 1977 г.

Согласно ст. 13 I Женевской конвенции 1949 г. ее положения распространяются на раненых и больных личного состава вооруженных сил воюющей стороны; личного состава ополчения и добровольческих отрядов, входящих в эти вооруженные силы; личного состава организованных движений сопротивления воюющей стороны (партизанских формирований) при соблюдении этими движениями норм права вооруженных конфликтов (наличие в них лица, ответственного за своих подчиненных; ясно видимый отличительный знак у личного состава; открытое ношение оружия и выполнение законов и обычаев войны); членов экипажей судов торгового флота и гражданской авиации и др. Дополнительный протокол I отнес к категории раненых и больных всех участников вооруженных конфликтов как военных, так и гражданских, которые нуждаются в медицинской помощи (п. “а” ст. 8).

Указанные лица в случае их ранения или болезни должны пользоваться защитой и покровительством при любых обстоятельствах. Воюющая сторона, во власти которой они окажутся, должна обеспечить им гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации по таким признакам, как пол, раса, национальность, религия, политические убеждения или другим аналогичным критериям. Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения. К женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу особым уважением.

Во любое время, а особенно после боя, воюющие стороны должны немедленно принять все меры, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных, оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход. Каждый раз, когда будут позволять обстоятельства, следует заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими.

Воюющие стороны должны зарегистрировать, как только это будет возможно, раненых, больных и умерших неприятельской стороны, попавших в их руки и немедленно сообщить сведения о них в Справочное Бюро по военнопленным, создаваемое в период вооруженного конфликта в каждой воюющей державе. Погибшие должны быть достойно захоронены, а информация о захоронениях передана через Справочное Бюро в МККК.

Санитарным и медицинским формированиям воюющие стороны обязаны обеспечить покровительство и охрану. Защите подлежат санитарные транспортные средства. Санитарные и медицинские формирования, транспорты и их персонал должны иметь отличительные знаки в виде красного креста на белом поле. Однако для стран, использующих вместо красного креста красный полумесяц или красные лев и солнце на белом поле в качестве отличительного знака, эти эмблемы равным образом допускаются. Медицинскому персоналу при попадании в руки неприятеля должна обеспечиваться возможность выполнения своих функций по уходу за ранеными и больными. Воюющие стороны могут создавать на своей территории или на оккупированных территориях санитарные зоны с целью ограждения от действий войны раненых и больных, а также персонал, на который возложена организация и управление этими зонами.

Защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение во время войны на море. Правовой режим указанных лиц определяется положениями II Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. и Дополнительного протокола I 1977 г. В общем правовой статус данных лиц имеет немало сходного с аналогичными жертвами сухопутной войны, но есть и некоторые особенности. Так, в случае военных действий между сухопутными и морскими силами воюющих сторон, положения II Женевской конвенции распространяются лишь на силы, погруженные на суда.

Любое военное судно воюющей стороны может потребовать передачи раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, находящихся на военно-госпитальных судах и на госпитальных судах благотворительных обществ или частных лиц, а также на торговых судах, яхтах и мелких судах, независимо от их национальности, если состояние здоровья раненых и больных позволяет произвести их передачу, а военное судно сможет обеспечить надлежащие условия для необходимого медицинского ухода.

Военные госпитальные суда, т. е. суда, построенные или оборудованные со специальной и единственной целью оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, предоставлять им лечение и перевозить их, ни при каких условиях не могут быть подвергнуты нападению или захвату, но должны всегда пользоваться уважением и защитой при условии, что их названия и характеристики были сообщены воюющим сторонам за 10 дней до их использования. Всякому госпитальному судну, находящемуся в порту, который попадет во власть неприятеля, будет разрешено покинуть этот порт. Торговые суда, превращенные в госпитальные, не могут использоваться для других целей в течение всей войны.

Воюющие стороны имеют право контроля и осмотра госпитальных судов. Они могут односторонним актом или по специальному соглашению помещать на своих госпитальных судах нейтральных наблюдателей в качестве свидетелей строгого соблюдения законов и обычаев войны.

Медицинский, госпитальный и духовный персонал госпитальных судов и их экипажи пользуются уважением и покровительством, они не могут быть захвачены во время своей службы на госпитальных судах, независимо от того, имеются ли на борту раненые или больные.

Под контролем военных властей эмблема красного креста на белом поле должна быть изображена на флагах, нарукавных повязках и на всех предметах, относящихся к санитарной службе, с поправкой в отношении стран, использующих иную символику.

Госпитальные суда должны иметь все внешние поверхности белого цвета с изображением одного или нескольких темно-красных крестов по возможности максимальных размеров на каждой стороне корпуса и на горизонтальных поверхностях, с тем чтобы обеспечить наилучшую видимость в море и с воздуха. Положения в отношении красного креста применяются равным образом ко всем другим эмблемам (красного полумесяца, красного льва и солнца).

Военнопленные. Режим военного плена регламентируется III Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. и Дополнительным протоколом I 1977 г.

Согласно положениям данных документов военнопленными являются комбатанты воюющих сторон, попавшие во власть неприятеля. Как отмечалось ранее, объем международно-правового понятия “комбатанты” постоянно расширяется и ныне охватывает не только личный состав вооруженных сил воюющих сторон, но и бойцов партизанских формирований, а также участников национально-освободительных войн, если они отвечают определенным требованиям, установленным правом вооруженных конфликтов.

Военнопленные находятся во власти неприятельской державы, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. И именно эта держава несет ответственность за гуманное обращение с военнопленными. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие его здоровье под серьезную угрозу, запрещаются и будут рассматриваться как серьезные нарушения права вооруженных конфликтов. При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.

К женщинам следует относиться со всеми полагающимся их полу уважением и обращаться с ними должны во всех случаях не хуже, чем с мужчинами.

Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались до захвата в плен.

Каждый военнопленный при допросе обязан сообщить только фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию. Каждая воюющая сторона обязана снабжать удостоверением личности всякое лицо, на которое распространяется ее юрисдикция и которое может оказаться военнопленным.

Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Допрос военнопленных должен производиться на языке, понятном для них.

В минимально короткий срок после взятия в плен военнопленных следует эвакуировать в лагеря, расположенные достаточно далеко от зоны военных действий для того, чтобы они находились в безопасности. Держащая в плену держава может подвергнуть военнопленных интернированию, обязать их не выходить за установленную черту лагеря, в котором они интернированы, или же, если лагерь обнесен оградой, не выходить за эту ограду. Интернированные военнопленные могут быть размещены только в помещениях, находящихся на суше и предоставляющих полную гарантию в отношении соблюдения гигиены и сохранения здоровья.

Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы, расположенные в той же местности. Эти условия должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и ни в коем случае не должны быть вредными для их здоровья.

Одежда, белье и обувь должны выдаваться военнопленным в достаточном количестве держащей в плену державой, причем с учетом климатических условий местности нахождения военнопленных.

При условии соблюдения дисциплинарного порядка военнопленным должна быть предоставлена полная свобода для совершения религиозных обрядов. С уважением к личным склонностям каждого военнопленного, держащая в плену держава обязана поощрять их интеллектуальную, просветительскую и спортивную активность.

Держащая в плену держава может использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания и физических способностей. От военнопленных унтер-офицеров можно только потребовать осуществления надзора за работами. Военнопленные должны получать от содержащих их властей справедливую плату за работу.

Военнопленным должно быть разрешено как отправлять, так и получать письма и почтовые карточки, а также получать индивидуальные или коллективные посылки с продуктами питания, одеждой, медикаментами.

Военнопленные обязаны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах державы, во власти которой они пребывают. Военнопленный может быть наказан только один раз за один и тот же проступок. Коллективные наказания за индивидуальные проступки запрещены. За попытку побега на военнопленного может налагаться только дисциплинарное взыскание. Лицо, вновь попавшее в плен после удачного побега, не должно подвергаться никакому наказанию.

Согласно нормам права вооруженных конфликтов из числа нейтральных государств может быть назначена держава-покровительница для наблюдения за соблюдением прав военнопленных. Кроме того, данные нормы не служат препятствием для гуманитарных действий, которые МККК или любая другая беспристрастная гуманитарная организация могут предпринять для защиты военнопленных и оказания им помощи, но с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте.

С самого начала вооруженного конфликта и во всех случаях оккупации каждая воюющая сторона обязана учредить официальное Справочное Бюро по делам военнопленных, находящихся в ее власти; это же должны сделать нейтральные и невоюющие державы, если они примут на свою территорию военнопленных.

Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же после прекращения военных действий. До этого подлежат репатриации раненые и больные военнопленные, ни один из них по выздоровлении не может использоваться на действительной военной службе.

Санитарные зоны и местности. В соответствии с нормами права вооруженных конфликтов поощряется создание санитарных зон и местностей на основе соглашения между воюющими сторонами. I Женевская конвенция 1949 г. содержит Проект соглашения о санитарных зонах и местностях (Приложение I). Державы-покровительницы и МККК могут оказывать добрые услуги для облегчения создания и признания санитарных зон и местностей. В указанных зонах и местностях не должно быть военных объектов, и они не должны подвергаться нападению. Главная их цель — оградить от действий войны раненых, больных и лиц, находящихся в таких зонах и местностях.

В ходе вооруженных конфликтов с целью защиты жизни людей или сохранения культурных ценностей отдельные города, некоторые участки территории вблизи линии фронта могут объявляться “незащищаемой местностью”. В таком случае объявленные территории могут подвергаться военной оккупации, но без боя.

Воюющие стороны также могут заключать соглашения о создании демилитаризованных зон.

В настоящее время право вооруженных конфликтов является довольно развитой отраслью современного международного права, содержащей обширный арсенал обычных и договорных норм, направленных на гуманизацию отношений между воюющими сторонами. Задача заключается в нахождении средств и методов их эффективного осуществления, поскольку как ранее, так и теперь, проблема добросовестного выполнения законов и обычаев войны является весьма актуальной. Однако нельзя не согласиться с профессором И.И. Лукашуком, который пишет: “Трудно спорить с тем, что пока международное гуманитарное право недостаточно эффективно. Следует, вместе с тем, учитывать, сколь сложные отношения оно призвано регулировать. Поэтому даже небольшой прогресс означает ограничение значительных бедствий. Постепенно складывается положение, при котором каждый участник сражения начинает чувствовать, что за совершаемые преступления он реально может понести наказание. Что же касается государств, то им стало еще более сложно уходить от отрицательных последствий нарушения международного гуманитарного права”[156].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.015 с.)