Контент-анализ - социологический метод изучения содержания документов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контент-анализ - социологический метод изучения содержания документов.



Контент-анализ является одним из методов изучения документов, используемых в различных социальных исследованиях. Под документом в данном случае понимается любая информация, зафиксированная в печатном тексте или рукописи, а также на фотографии, магнитной ленте, кинопленке или каким-либо другим способом. Специфика контент-анализа заключается в том, что его процедура предусматривает подсчет частоты и объема упоминаний тех или иных единиц исследуемого текста. Полученные при помощи контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном содержании текста. Главная задача, которая решается посредством контент-анализа, состоит в том, чтобы выяснить связь текста с некоторой «внетекстовой реальностью. Под «внетекстовой реальностью» понимаются не только реальные события, факты, отношения, о которых идет речь в тексте, но и настроения, чувства, установки, позиции, интересы, другие социально-психологические характеристики коммуникатора и сам процесс коммуникации. В процедуре контент-аналитического исследования можно выделить несколько этапов. 1-й этап. Определение задач, теоретической основы и объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц контент-анализа. При выборе объекта исследования документов, независимых от исследователя (например, тексты газет, журналов и т. д.), возникает необходимость в выборке (совокупность объектоа исследования, непосредственно подвергшихся изучению). Вначале, как правило, выбирается орган массовой коммуникации, затем номера за определенные периоды времени и типы сообщений (например, рубрики, типы публикаций и т. п.). Единицы контент-анализа можно разделить на две большие группы: качественные (отвечают на вопрос, что надо считать в тексте) и количественные (отвечают на вопрос, как надо считать). 2-й этап. Составление кодировочной инструкции. На этом этапе все категории (ключевые понятия, составляющие систему исследования) и подкатегории контент-аналитического исследования кодируются, т. е. им даются определенные цифровые или буквенные обозначения, что составляет код) данного исследования. 3-й этап. Пилотажная (пробная) кодировка текста. 4-й этап. Кодировка всего массива исследуемых текстов. На данном этапе осуществляется перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов. 5-й этап. Статистическая обработка полученных количественных данных. Эта обработка осуществляется вручную или на ЭВМ. 6-й этап. Интерпретация полученных данных на основе задач и теоретического контекста исследования.

Методика контент-анализа направлена на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют. Виды контент-анализа: По функциям: Поисковый, направленный на проверку выдвинутой гипотезы, выявление неизвестных тенденций Контрольный - связанный к более точным определением уже известного более или менее содержания. По характеру: Направленный, когда точно известно, что нужно измерять Ненаправленный, когда исследователь действует интуитивно, не систематизируя заранее объекта исследования.

Примеры конкретных исследований.

пример исследования публикаций информационных жанров за март 1995 г. в газетах трех типов: общенациональной массовой «Комсомольская правда», общенациональной качественной «Независимая газета» и областной общественно-политической газеты «Уральский рабочий». Информационный поток в СМИ можно разделить на три разных, с точки зрения потребителей, класса: навязываемые,предпочитаемые И требуемые. В результате подсчета было выявлено количественное соотношение выделенных типов информации:

Тип информ. Сообщений «навязываемые» «предпочитаемые» «требуемые»

«Комсомольская правда» 32 % 56 % 12 %

«Независимая газета» 8 % 34 % 58 %

«Уральский рабочий» 41 % 33 % 26 %

Проведенный дополнительно к этому анализ аудитории показал, что предпочтения аудитории центральных СМИ и региональных существенно различаются. У 90 % аудитории местных СМИ интересы определяются сугубо утилитарными предпочтениями лишь тех или иных социальных групп. В то время как у аудитории центральных СМИ и теле- и радиоканалов наблюдаются «требования» интеллектуального развития, их запросы определяются также психологическими, сугубо коммуникативными и т.п. свойствами личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.006 с.)