Международные правовые акты, входящие в правовую систему РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные правовые акты, входящие в правовую систему РФ



Прямая имплементация международно-правовых норм закреплена в ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации. Тем самым не только закрепляется алгоритм разрешения возможных коллизий, но и устанавливается прямое действие общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров на территории Российской Федерации. Правда, случаи непосредственного применения судами международно-правовых, как, впрочем, и конституционных норм пока весьма редки.

Применительно к свободе массовой информации эти конституционные нормы означают прежде всего непосредственное действие на территории Российской Федерации ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Из положений ст. 10 Конвенции следует несколько важных выводов. Прежде всего, следует подчеркнуть, что свобода массовой информации выступает здесь в форме свободы выражения мнений, и эта свобода в общем плане является правилом, а вмешательство со стороны государства в ее реализацию — исключением. Причем возможность вмешательства не означает необходимость вмешательства. Если демократическое общество не испытывает потребности в ограничении тех или иных форм свободы выражения мнений, то государство не обязано что-либо предпринимать в этом направлении.

Для правомерного вмешательства государства в сферу свободы выражения мнений, во-первых, должна быть законодательная база. Во-вторых, основанием для вмешательства могут быть только те основания, которые перечислены в п. 2 ст. 10. В-третьих, — и это главное — вмешательство должно быть соразмерно потребностям именно демократического, а не авторитарного или тоталитарного общества.

Обратим внимание на то, что собственно текст ст. 10 Европейской Конвенции значительно скромнее определяет границы свободы массовой информации, чем российский Закон о СМИ, который, например, не знает ограничений, вытекающих из необходимости обеспечения беспристрастности и авторитета суда. Однако на уровне правоприменительной практики Совета Европы свобода массовой информации защищена на значительно более высоком уровне. В России, напротив, практика применения Закона о СМИ носит преимущественно ограничительный характер. Когда правозащитные органы Совета Европы раздвигают понимание свободы массовой информации, они компенсируют те опасности, которые таятся в ч. 2 ст. 10. Когда же российский правоприменитель реализует нормы Закона о СМИ, то он, может быть даже не всегда осознанно, вновь и вновь воспроизводит представления о свободе, характерные для тоталитарного правосознания.

Поскольку критерии, содержащиеся в ст. 10 Конвенции, достаточно размыты, постольку решения по спорам о применении этой нормы сложились в довольно обширную, но неоднозначную практику Европейского суда по правам человека. Следует подчеркнуть, что прецеденты, складывающиеся в практике Европейского суда по правам человека, имеют самое непосредственное отношение к деятельности российских органов правосудия. В Федеральном законе «О ратификации Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 30 марта 1998 года содержится заявление о признании обязательными для Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений этого суда, а также заявление о праве российских граждан на обращение в названный суд за защитой своих нарушенных прав в течение шести месяцев после того, как исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав.

Обратим внимание также на относительно многочисленные решения органов Совета Европы, касающиеся конкретного воплощения свободы массовой информации11. В качестве примера — помимо упоминавшихся выше — можно назвать рекомендации Комитета министров № R (94) 13 «О мерах обеспечения прозрачности средств массовой информации» и № R (99) 1 «О мерах по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации».

Принципиально важные нормы, определяющие социальную роль свободы массовой информации, основные функции СМИ и журналистов в современном демократическом обществе, закреплены в Резолюции «Журналистские свободы и права человека», принятой в рамках 4-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой информации (Прага, 7—8 декабря 1994 года). Здесь сформулированы принципы, которые в целом могут рассматриваться как система взаимодетерминированных тезисов, формирующих доктрину свободы массовой информации в современной Европе.

Тезис первый: поддержание и развитие подлинной демократии требует наличия и укрепления свободной, независимой, плюралистической и ответственной журналистики.

Тезис второй: для реализации тезиса первого журналисты должны:

а) информировать аудиторию о деятельности органов власти и структур частного сектора, давая ей таким образом возможность сформировать собственное мнение;

б) предоставлять гражданам и группам возможность предавать гласности свои мнения, давая таким образом возможность органам власти и структурам частного сектора, как и обществу в целом, ознакомиться с этими мнениями;

в) подвергать постоянному критическому рассмотрению деятельность различных органов власти.

Тезис третий: журналистская деятельность по реализации тезиса второго основывается на свободе слова, как она гарантирована ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Тезис четвертый: чтобы журналисты могли реализовать тезис второй, им нужно гарантировать:

а) доступ без ограничений к профессии журналиста;

б) редакционную независимость;

в) доступ к информации в порядке обеспечения политики информационной открытости;

г) защиту конфиденциальности источников журналистской информации.

Тезис пятый: чтобы журналисты могли реализовать тезис второй, им нужно гарантировать также:

а) возможность профессиональной подготовки журналистов;

б) возможность диалога журналистов и функционеров СМИ с органами власти;

в) защиту журналистов, работающих в ситуациях напряженности;

г) прозрачность отношений собственности и контроля в сфере массовой информации.

Тезис шестой: вмешательство органов власти в деятельность журналистов по реализации тезиса второго путем ограничения гарантий, предусмотренных тезисом четвертым, может иметь место только в том случае, если ограничение соответствует всем перечисленным ниже условиям:

а) оно фигурирует в полном и исчерпывающем списке ограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

б) оно необходимо в демократическом обществе и отвечает настоятельным общественным потребностям;

в) оно ясно и точно установлено законом;

г) оно ограничительно интерпретируется правоприменительной практикой;

д) оно пропорционально преследуемой цели.

Тезис седьмой: выполняя социальные функции, предусмотренные тезисом вторым, журналист должен занимать этичные и ответственные позиции, сохраняя прежде всего независимость и критический подход.

Тезис восьмой: выполняя социальные функции, предусмотренные тезисом вторым, журналист должен соблюдать следующие правила профессии:

а) уважать право аудитории получать точную информацию о фактах и событиях;

б) собирать информацию честными способами;

в) честно представлять информацию, комментарии и критику, избегая неоправданных покушений на частную жизнь, диффамации и необоснованных обвинений;

г) исправлять грубые ошибки, допущенные в распространенной информации;

д) сохранять в тайне источники информации;

е) воздерживаться от поощрения насилия, ненависти, нетерпимости или дискриминации.

Тезис девятый: органы власти, рассматривая соблюдение правил профессии, предусмотренных тезисом восьмым, должны проявлять сдержанность и признавать за журналистскими организациями право вырабатывать нормы саморегуляции.

Наконец, следует принять во внимание серию деклараций о содействии развитию независимой и плюралистической прессы, принятых на региональных семинарах ЮНЕСКО в Виндхуке (Намибия, 1991 г.), Алма-Ате (Казахстан, 1992 г.), Сантьяго-де-Чили (1994 г.), Сане (Йемен, 1996 г.) и Софии (Болгария, 1997 г.). Упомянутые декларации содержат конкретные нормы, в целом составляющие комплексный план действий по укреплению свободы прессы в соответствующем регионе планеты. Так, Софийская декларация предлагает всем государствам Центральной и Восточной Европы:

«обеспечить или укрепить там, где они существуют, конституциональные и правовые гарантии свободы выражения убеждений и свободы печати и пересмотреть, изменить и/или отменить те законы, правила и меры, которые ограничивают эту основную свободу;

«облегчать передвижение и предоставлять визы иностранным журналистам», не делать различий между иностранными и местными журналистами, признавать их право работать по своему выбору — как в местных, так и в иностранных СМИ;

не чинить препятствий в плане «ввоза и использования профессионального оборудования»;

«предоставлять доступ к информации», не допускать принуждения журналиста «к разглашению источников информации»;

устранить «любые правовые и административные препятствия для создания независимых журналистских организаций»;

признавать профессиональную независимость и издательско-редакционную свободу во всех СМИ, в первоочередном порядке реформировать принадлежащие государству органы вещания и информационные агентства и предоставить им «статус открытых общественных учреждений, пользующихся журналистской и издательской независимостью»;

поощрять «создание независимых информационных агентств, а также частных и/или принадлежащих общинам средств вещания»;

в случае создания регулирующих органов в области телерадиовещания обеспечивать их полную независимость «по отношению к органам власти»;

распространять защиту свободы выражения мнений, действующую в отношении традиционных СМИ, на новые средства информации;

рассматривать «споры, касающиеся средств информации и/или работников средств информации во время осуществления ими своих профессиональных обязанностей», исключительно в суде и «в соответствии с гражданскими, а не уголовными (или военными) кодексами и процедурами»;

«принять эффективные меры и ввести в действие законодательные акты, которые включали бы предотвращение чрезмерной концентрации собственности на средства информации или осуществление иного контроля, ограничивающего плюрализм, в том числе со стороны государства»;

обеспечить транспарентность и публичное декларирование отношений собственности «на все средства информации и их финансирование»;

содействовать «разнообразию форм собственности путем предоставления юридических гарантий», выделять государственные ресурсы, «исходя из равенства форм собственности и с учетом общественных интересов».

В Софийской декларации закрепляются также основополагающая деонтологическая норма в сфере массовой информации: «Любые попытки установления норм и руководящих принципов должны исходить от самих журналистов». Тем самым определяются границы государственного вмешательства и зоны профессионально-корпоративной саморегуляции.

Права тележурналистов

Телевизионное вещание в России, других странах СНГ осуществляется в соответствии с конституцией каждой страны, иными законами государств, на основе принципов свободы слова, печати, всемерного развития демократии в интересах обновления общества.

В многонациональном государстве с широким диапазоном политических течений, групповых интересов, социальной неоднородностью государственное телевидение выполняет роль консолидирующей силы общества.

Профессиональные права и обязанности работника телевидения основаны на конституции страны, других законодательных актах. Права вытекают также из международных договоров, подписанных правительством. В случае несоответствия положений этих договоров и внутренних законов следует руководствоваться установками международного права.

Обязанности и персональная ответственность «телевизионщика» вытекают только из законов соответствующих республик.

Журналисты пришли на телевидение служить обществу и государству при условии совпадения интересов; в случае их расхождения необходимо исходить из воли законодателя как высшего выразителя общественных интересов.

Демократия, свобода слова и совести, открытость, плюрализм мнений ломают прежние устои телевидения, основанные на стиле и методах командно-административной системы, на монополии одной идеологии.

Многие передачи застойного периода имели лицо управленческих решений, черты той системы: анонимность, безапелляционность, назидательность, всезнайство, непримиримость к иной точке зрения, монополия на правду.

Исторически такое вещание обречено. Каким оно будет завтра — зависит от нынешнего поколения тележурналистов, которые отказываются от попыток навязать свое мнение другим, от монополии на правду, неукоснительного следования любым указаниям сверху, от ухода от острых вопросов, пренебрежения к интересам и запросам народа, от услужения одной группе в ущерб интересам всех.

Тележурналисты должны сознательно стремиться к обеспечению плюрализма мнений, развитию демократического характера управления телевидением, форм и методов его работы, укреплению связей с аудиторией и готовности телевидения взять на себя новый груз ответственности за масштабы, глубину и результативность перестройки всей общественной жизни.

Ведь тележурналист ответствен перед зрителями, а также перед обществом в целом в лице его конституционных институтов за содержание сообщений, предлагаемых им для обнародования, за правдивое и своевременное информирование об актуальных проблемах, представляющих общественный интерес. Реализация права граждан на информацию — первейшая обязанность тележурналиста.

Недопустимо использование государственных средств телекоммуникаций в ущерб нравственным, правовым и законным интересам личности, интересам государства, общества, для проповеди войны и насилия, национальной религиозной нетерпимости, вражды, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также для манипулирования общественным мнением и монополизации права на гласность.

Настало время, когда телевизионный работник вправе отказаться от выполнения задания редакции, если оно противоречит его политическим или нравственным убеждениям.

В то же время тележурналист обязан давать правдивое отображение действительности путем точной и исчерпывающей информации. Он излагает факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений, с тем, чтобы обеспечить возможность аудитории формировать адекватное представление о текущих социальных процессах, их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире.

При отборе фактов, их интерпретации и оценке, обработке и обнародовании информации он исходит из коренных интересов народа. Принимая во внимание разнообразие интересов различных социальных групп и слоев, тележурналист не должен становиться проводником эгоистического частного или группового интереса, ведомственности, местничества, аппаратной групповщины. Он призван содействовать тому, чтобы государственные средства телевещания объективно отражали плюрализм мнений, без искажений представляли различные точки зрения.

Выполнение профессиональных обязанностей требует от работника телевидения компетентности, максимального использования своих творческих способностей, постоянного обновления знаний, повышения уровня профессионализма и роста мастерства, овладения общей культурой. Добросовестность тележурналиста предполагает скрупулезную проверку фактов, точное воспроизведение сведений, почерпнутых из документальных и иных источников и предназначенных для публикации; она исключает подтасовку фактов, бездоказательные суждения, вымысел и фабрикацию материалов. В случае ошибки работники телевидения обязаны немедленно принять необходимые меры для устранения ее последствий, публикации опровержения, принесения извинений и возмещения морального ущерба потерпевшему.

На телевидении много соблазнов. Один из них — пользование преимуществами, вытекающими из профессионального и социального положения «телевизионщика», в собственных интересах, а равно в интересах своих родных и близких. Использование возможностей своей профессии для преследования неугодных лиц, сведения личных счетов, удовлетворения групповых и авторских амбиций недопустимо. К сожалению, встречаются факты, когда работники телевидения принимают от лиц и организаций вознаграждения, льготы, преимущества или услуги за подготовку, публикацию или отказ от подготовки и публикации материала, с которым связаны интересы данных лиц и организаций. Тележурналист также не вправе разглашать сведения, не предназначенные для опубликования, обязан хранить в тайне источники доверительной информации, уважать права на интеллектуальную собственность и авторские права других лиц, не допускать плагиата.

Важно воспитать в себе чувство уважения к чести и достоинству каждого человека, коллектива, которые становятся объектами профессионального внимания телевизионного работника. Он не должен вторгаться в личную жизнь, обнародование сведений такого рода допустимо исключительно в тех случаях, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, коллектива, общества и государства. Тележурналист не должен распространять непроверенные сведения и слухи, а также допускать выражения, способные вольно или невольно подорвать репутацию человека, его семьи, трудового коллектива или запятнать их честь.

О высоком авторитете телевидения в нашем обществе говорит выдвижение и избрание многих тележурналистов народными депутатами Советов разных уровней.

А сама деятельность журналиста в сфере предвыборной политической борьбы направлена на всемерное содействие гражданам в осуществлении права свободного движения и выбора достойных кандидатов в демократические представительные органы государственной власти.

На государственном телевидении для кандидатов в народные депутаты это право гарантируется:

— равной возможностью выступления кандидатов перед избирателями с изложением своей платформы;

— невмешательством редакции в содержание выступления по предвыборной платформе в отведенное для этой цели эфирное время;

— предоставлением равного времени для выступлений участникам теле- и радиопередач.

Вместе с тем эти гарантии означают, что журналист имеет право:

— предварять или комментировать выступление кандидата;

— редактировать по своему усмотрению, но с согласия кандидата, содержание интервью, беседы и иные выступления, не являющиеся изложением предвыборной платформы;

— приглашать для участия в одной передаче соперничающих кандидатов, либо представляющих разные избирательные округа, компоновать их выступления в соответствии со своим творческим замыслом и т. п.

В случае, если кандидатом на выборы назван журналист или иной творческий работник государственного телевидения, ему гарантированы исключительно те же возможности, которые предусмотрены для любого кандидата, участвующего в предвыборной борьбе.

Как работник телевидения он не имеет права использовать свои преимущества в борьбе за голоса избирателей в случае регистрации его в качестве кандидата в народные депутаты. После такой регистрации и до выборов журналисту не следует выступать в кадре.

Выступающий в кадре журналист не может быть также доверенным лицом какого-либо кандидата в народные депутаты.

Многообразие ситуаций, возникающих в период предвыборной кампании, не дает возможности учесть их все, поэтому создатели передач в каждом конкретном случае должны советоваться с руководством студии, редакции, с юридическими службами, с тем, чтобы обеспечить действительно демократический характер избирательной кампании в городе, на селе, в республике.

Будучи избранным в представительные органы государственной власти, журналист или иной творческий работник государственного телевидения должен обсудить с руководством редакции вопрос о том, в какой мере ответственность перед избирателями своего округа, деятельность в представительных органах государственной власти соответствует тем обязанностям, которые возложены на него в редакции, и в какой форме он может их исполнять в дальнейшем.

Большой интерес для профессионала-тележурналиста имеют способы «добывания» информации. Он имеет право свободного выбора источников информации, если этот выбор не нарушает законодательной защиты личности и достоинства гражданина, неприкосновенности его жилища и имущества, тайны переписки и телефонных разговоров.

Тележурналист имеет право на профессиональную тайну, не называть источник информации, однако в случаях, когда информация или комментарий затрагивает интересы государственного или общественного строя, национальную безопасность, защиту личности и достоинства граждан, соблюдения их политических, социально-экономических прав и свобод, либо содержит признаки государственной или военной тайны, журналист по требованию государственных органов обязан назвать источники информации.

Но права, как всегда, идут рядом с обязанностями. Поэтому тележурналист обязан, выбирая источники информации и обрабатывая ее, пользоваться только теми сведениями, которые отвечают действительности, могут быть доказаны и проверены, и не обязан отвечать за сведения, полученные из официальных государственных или общественных источников, за отчеты о заседаниях законодательных, исполнительных и судебных органов как в стране, так и за рубежом, за выступления государственных, политических, общественных и религиозных деятелей, даже если журналисты на основе этой информации воспроизводят заявления, не соответствующие действительности. В этом случае журналист обязан доказать лишь точность самого репортажа или цитаты.

Журналист обязан также при использовании опубликованной ранее информации ссылаться на первоисточник.

Журналист не несет ответственности за комментарий лишь при условии, что он сделан на строго правдивой фактической основе и выражает мнение по общественно значимому вопросу, высказанное с добрыми намерениями и без злого умысла.

Правила получения информации в государственных, общественных организациях, политических партиях и объединениях, у должностных лиц и граждан, в судебных и законодательных органах регулируются Законом о печати Российской Федерации и других государств.

Тележурналист, получая информацию, может интерпретировать новости, но не искажать реальность, не скрывать факты или неверно расставлять акценты.

В поисках новой информации тележурналист может прибегать только к справедливым и честным методам в попытках узнать новости, получить документы. Он должен честно представиться как журналист, когда потребуется взять интервью для телевидения.

Журналист обязан воздерживаться от подготовки материалов, могущих нанести ущерб чьей-то репутации, если только того не потребуют интересы общества.

Несовместимы со званием тележурналиста попытки высмеивать человека или пытаться опорочить его исключительно из-за его пола, верований, политических убеждений или национального происхождения.

Есть случаи, когда тележурналист должен отказаться при получении информации:

— от вмешательства в личную жизнь граждан;

— от добывания информации незаконным, нечестным путем;

— от выдачи предположений, слухов, догадок за точные факты;

— от интервьюирования детей и подростков вне присутствия родителей или без их согласия;

— от упоминания имени и фамилии людей, если они стали жертвами преступлений.

Все эти правила, права и обязанности работников телевидения находят отражение не только в законах, но ив кодексах этики, чести журналистов многих стран.

Интересно отметить, что первым писаным кодексом обычно считают «Хартию поведения», принятую в 1918 г. во Франции Национальным синдикатом журналистов. Однако, как утверждает финский исследователь Л. Бруун, впервые этический кодекс был положен на бумагу в Швеции.

Правда, этот кодекс не получил тогда широкого распространения.

Требования, зафиксированные в первых кодексах, обычно выходят за пределы общечеловеческих норм нравственности и рекомендаций на уровне здравого смысла. Пиши правду; придерживайся фактов даже тогда, когда они тебе неприятны, уважай честь и достоинство каждой личности, ее право на частную жизнь; не пиши против совести и не принимай ни от кого подачек; исправляй допущенные ошибки; будь честным при сборе и распространении новостей; уважай демократические институты и общепринятые нормы морали — вот краткий перечень основных принципов, составляющих обычно скелет кодексов журналистской этики.

В ряде стран имеются разработанные в произвольной форме правила, установка для работающих в кадре журналистов.

Например, в США есть сводка правил «Стандарты деятельности в области новостей и общественно-политических передач», введенных руководством Си-би-эс в 1971 г. Документ излагает правила ведения интервью и дискуссии, правила записи на пленку, использования материалов внештатников, правила «подписи журналиста», т. е. представления аудитории, порядок оплаты интервьюируемых и т. п. Документ предостерегает журналистов ТВ от «эксплуатации» группами давления, инсценирующими событие (пресс-конференцию, демонстрацию). Запрещается инсценирование новостей.

Аналогичные правила имеют и другие сети. Из свода правил Британского совета по печати:

— право предоставления выступления заинтересованной стороне с изложением своей собственной точки зрения;

— отказ от вмешательства в личную жизнь;

— добывание информации законным путем;

— необходимость избегать неопределенных ссылок на расовые, национальные и религиозные чувства людей;

— не использовать информацию финансового характера для личного обогащения;

— журналист должен хранить тайну полученной конфиденциальным путем информации;

— отказ от выплаты гонорара преступникам за сообщения о совершенных преступлениях.

Таким образом, права и обязанности работника средств массовой информации, особенно телевидения, стали предметом большой озабоченности общества во многих странах.

Возможности далеко идущего по своим конечным, порой трудно предсказуемым результатам влияния телевидения и его деятелей (иногда говорят и о «четвертой» власти средств массовой информации после законодательной, исполнительной и судебной) поставили общество, государство перед необходимостью регулировать права и обязанности, ответственность работников телевидения перед обществом, государством, перед коллегами. И перед своей собственной профессиональной честью, просто перед человеческой совестью.

Недавно был проведен анкетный опрос руководителей региональных телекомпаний. Интерес представляют ответы на один из самых существенных вопросов — о кадрах телевидения. Каких качеств недостает им в свете современных требований? Профессионального мастерства, остроты политического восприятия (52%), знаний в вопросах экономики (52%). Участники опроса указывают на недостаточную подготовленность творческих кадров в общетеоретических вопросах (около 33%), на недостаточную предприимчивость, инициативность, смелость, на отсутствие у журналистов способности считаться с противоположным мнением, учитывать чужую точку зрения (24%), на их неумение быстро находить конструктивные решения в меняющейся обстановке (22%).

Дефицит каких кадров испытывают телерадиокомитеты? Более двух третей опрошенных заявили: журналистов, умеющих вести свободный разговор с аудиторией в прямых репортажах.

Ограничение прав тележурналистов

Журналисты, работающие на государственном и общественном телевидении в информационных, публицистических и любых других программах не имеют права представлять в эфире партии, движения, организации и коммерческие структуры, в которых они состоят или состояли, которым они симпатизируют или с которыми они так или иначе связаны.

Билет № 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.308 с.)