ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История регулирования СМИ в России



Билет № 1

Телевещательное пространство в РФ.

Первого октября 1931 г. в СССР – явилось началом регулярного телевизионного вещания. Первая широковещательная передача в цвете в СССР прошла 7 ноября 1967-го.

В 70-х — 80-х шла постепенная смена ч/б телевизоров на цветные телеки советского производства. В конце 1980-х у советского населения в дома присутствовало уже более 50 000 000 цветных телевизоров.

Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. С большими трудностями вступало в строй Общественное Российское телевидение. Монопольное право Всесоюзной телерадиокомпании на технические средства позволяло ей всячески препятствовать нормальной работе Российского телевидения, которому был предоставлен первый канал. С 16 мая 1991 года стала регулярно выходить в эфир информационная программа РТР "Вести": сначала 1 раз в день, а затем — 3 раза, 4 раза. В 1996 г. "Вести" выходили в эфир 6 раз в день.

В систему телевидения и радиовещания Российской Федерации вошли: Российская государственная телерадиокомпания "Останкино".— I программа "Останкино", Всероссийская государственная телерадиовещательная компания — II программа, "Московская программа — III канал, Образовательная программа "Российские университеты" — IV канал, "Канал независимого телевидения" — НТВ (IV канал), "ТВ-6 — Москва" — VI канал. Важное место в системе

В систему телевидения и радиовещания входили телерадиоорганизации в национальных образованиях на территории Российской Федерации, краевые и областные телерадиоорганизации Российского телевидения занимала программа "Петербург — 5 канал".: городское радиовещание, районное радиовещание, низовое радиовещание.

2001 год — большой передел в негосударственных СМИ. В апреле компания Газпром-Медиа получила контроль над телекомпанией НТВ. После смены собственника в телекомпании многие ведущие сотрудники телеканала переходят сначала на соседний телеканал ТНТ, а затем и на ТВ-6. 2 октября на частотах канала «Телеэкспо» начала вещание русская версия канала Euronews, первоначально доступная только для жителей Москвы и Подмосковья.

2002 год — 22 января вместо телеканала «ТВ-6 Москва» начал временное вещание канал «НТВ+ Спорт». 1 июня — телеканал ТВС, выигравший конкурс на право вещания на шестом канале. ТВС просуществовал всего год и 21 день, после чего был отключён. Борьба за лицензии телекомпаний НТВ, ДТВ и ТВ-6. Частота НТВ была выставлена за переизбыток предупреждений от Минпечати[13], частота ДТВ по причине трансляции скрытой рекламы спиртных напитков и невыход в эфир на ряде частот, указанных в лицензии[14], а частота ТВ-6 после его отключения от эфира.

2003 год — на многих российских телеканалах начинается круглосуточное вещание (до этого телеканалы начинали вещание в 6:00 и заканчивали в районе 2:45). 12 июня в эфир вышел общероссийский телеканал «Спорт». 23 июня он вышел в эфир на месте телеканала ТВС.

Билет № 2

Законодательное обеспечение свободы массовой информации.

Статья 29 Конституции

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

 

ФЗ о СМИ

Трансляцию каналов в формате MPEG-2, MPEG-4

Билет № 3

Законодательство РФ о СМИ.

Самые главные:

 

1.Конституция РФ

2. Закон «О СМИ»

3. Гражданский кодекс

4. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»

5. Федеральный закон «О государственной тайне»

6. Федеральный закон «О рекламе»

7. Федеральный закон «О коммерческой тайне»

8. Федеральный закон «О персональных данных»

 

Общие положения, касающиеся свободы СМИ, реализуются на практике лишь в том случае, если они детально прописаны в специальном законодательстве, определяющим систему правовых отношений СМИ и государства, СМИ и общества.

Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации:

2.1. Общие принципы конституционно-правового регулирования организации и деятельности средств массовой информации

В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без нее невозможен диалог между индивидами, обществом и властью. Политический плюрализм поощряет способность общества к саморазвитию, давая индивидам возможность формировать мнение, обсуждать и выбирать альтернативы поведения. По-новому выстраиваются и отношения СМИ с государством, а в 1 части статьи 47 Закона о СМИ Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 24.07.2007) // "Российская газета", № 32, 08.02.1992. закрепляется право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.

Ряд положений закона о СМИ в более концентрированном и масштабном виде нашел отражение в Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 29 действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г., «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Исключения из общего правила могут быть сделаны, во-первых, в законодательных актах РФ и республик, входящих в ее состав, а во-вторых, конкретно в законодательстве о СМИ, которое, в свою очередь, должно соответствовать федеральному Закону о СМИ. Такое толкование вытекает из сопоставления статей 1 и 3 Закона. Исключения из Закона о СМИ могут также применяться при необходимости защиты репутации и прав других людей, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Но эти исключения должны соответствовать положениям статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, гласящей:

Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. Каждый человек имеет право на свободное выражение этого мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, письменно или в перечне, а также посредством художественных форм выражения или иным способом по выбору. Лукашук И. И. Средства массовой информации, государство, право. М., 2007. С. 23..

Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Поэтому оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц, б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Кроме этого, согласно статье 20 того же пакта запрещаются «всякая пропаганда войны» и «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию».

Итак, Конституция РФ утверждает следующие принципы, гарантирующие свободу массовой информации:

A) Принцип непосредственного действия конституционных норм закреплен в статье 18 Конституции «Конституция Российской Федерации» "Российская газета", № 237, 25.12.1993.. И хотя в формуле «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» разработчики закона допустили юридическую неточность (непосредственно действующими могут быть не нормы, а права), ссылка на данную норму Конституции все же может быть использована в правоприменительной деятельности.

B) Принцип прямой имплементации норм международного права, закрепленный в пункте 4 статьи 15 Конституции. Согласно этой норме, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В пункте 1 статьи 17 утверждается следующее: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам и в соответствии с настоящей Конституцией». Кроме того, каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (пункт 3 статьи 46). При этом на конституционном уровне закреплена общая норма, согласно которой устанавливается приоритет международных договоров, участницей которых является РФ, над положениями внутреннего законодательства (пункт 4 статьи 15).

Помимо норм статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. С. 5 - 11., непосредственное влияние на содержание свободы массовой информации оказывает, в частности, Европейская конвенция о защите прав человека в ст. 10.

С) Принцип независимости судебной власти, согласно статье 1 Конституции, провозглашающей РФ правовым государством. На практике выполнение этого принципа должно выражаться в независимости судей и подчинении их только закону, публичности и гласности судебного процесса, его коллегиальности, участии представителей гражданского общества, состязательности и равенстве сторон, строгой регламентированности, возможности обжалования вынесенных решений.

2.2. Законодательные нормы, регламентирующие деятельность СМИ в Российской Федерации

Принципы свободы массовой информации в более общем виде были зафиксированы и в других конституционных нормах. Так в общем контексте Конституции, интегрировав содержание других норм, норма свободы массовой информации обретает необходимую конкретность и системность. Так, пункт 1 статьи 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова; пункт 3 - недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; пункт 4 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Защитные механизмы, которые в случае необходимости могли бы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации, конституционно закреплены в статьях 8, 34 и 35 Конституции, в которых идет речь о свободе экономической деятельности и праве частной собственности, а также в статье 13, предусматривающей, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Лукашук И. И. Средства массовой информации, государство, право. М., 2007. С. 25..

Конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающих ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (пункт 3 статьи 41); в нормах, закрепляющих право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (пункт 1 статьи 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (пункт 2 статьи 100), открытость судопроизводства (пункт 1 статьи 123) и др.

Общие положения, касающиеся свободы СМИ реализуются на практике лишь в том случае, если они детально прописаны в специальном законодательстве, определяющим систему правовых отношений СМИ и государства, СМИ и общества.

Систему правовых отношений, касающихся СМИ, можно определить в категориях теории права как массово-информационное право.

Согласно части третьей статьи 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается «форма периодического распространения массовой информации». Категория правового статуса СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактического положения: сначала регистрируется СМИ, а потом уже редакция организуется в форме юридического лица в соответствии общим правилам Гражданского кодекса РФ. Структура правового статуса СМИ состоит из следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъектность, статусные права и обязанности, гарантии их реализации.

• Закон РФ "О средствах массовой информации"

• Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"

• Федеральный закон "О рекламе"

• Закон РФ "О языках народов Российской Федерации"

• Для российской журналистики основополагающими являются нормы Конституции Российской Федерации. Это основной закон нашего государства, на основе которого разрабатываются и принимаются другие законодательные акты – кодексы и законы.

• Для российской журналистики основополагающими являются нормы Конституции Российской Федерации. Это основной закон нашего государства, на основе которого разрабатываются и принимаются другие законодательные акты – кодексы и законы.

• До 12 июня 1990 г. порядок создания газет и журналов, назначения главных редакторов и другие вопросы журналистской деятельности регулировали нормативные документы КПСС. С принятием Закона «О печати и других средствах массовой информации» в СССР наконец-то появился правовой акт, определяющий многие вопросы функционирования СМИ. Но уже через полтора года появился и закон Российской Федерации, который в настоящее время является определяющим для деятельности российской журналистики. Конституция РФ возглавляет всю систему российских источников права. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить её нормам. В Конституции определены общие начала (принципы) правового регулирования в стране. На основе одной или нескольких её статей складывается целая отрасль законодательства или права. Так, для законодательства о СМИ основополагающее значение имеет статья 29. Она состоит из пяти частей. Первая часть статьи 29самая лаконичная: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Вторая часть статьи 29 во многом повторяет Международный пакт о гражданских и политических правах и другие международные договоры. В ней говорится: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Этот запрет подкреплён конкретными видами ответственности за его нарушение, установленными, в частности, Уголовным кодексом РФ (ст. 136, 280, 282, 354). Ответственность эта вполне реальна. Третья часть статьи 29 гласит: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Четвертая часть статьи 29 раскрывает суть свободы информации: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». в пятой части статьи 29 читаем: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Свобода массовой информации гарантируется далеко не во всех конституциях стран мира. В этом отношении Конституция РФ является, скорее, исключением, чем правилом. Конституция говорит о свободе массовой информации, а не о свободе средств массовой информации. Речь идет о свободе распространять любые сведения через СМИ, а не о праве средств массовой информации заниматься чем угодно. Гарантии свободы массовой информации состоят в плюрализме собственности на СМИ, недопустимости их монополизации в руках государства или нескольких частных владельцев, в идеологическом и политическом многообразии распространяемой массовой информации.

Билет № 4

Вопросы правовых взаимоотношений внутри телевещательной компании (учредитель, дирекция – редакция, журналисты, творческие редакции, распространение программ). Устав телекомпании.

Статья 19. Статус редакции

· осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

· может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом.

· может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

· Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором).

Статья 20. Устав редакции

· Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

В уставе редакции должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

· До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1 - 5 части второй настоящей статьи, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.

Статья 21. Статус издателя

Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе данного Закона, Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.

Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

Статья 22. Договоры

Договором между соучредителями средства массовой информации определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.

Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе.

Учредитель, редакция (главный редактор) и издатель могут заключать также иные договоры между собой, а также с распространителем.

Билет № 5

Статья 20. Устав редакции

· Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

В уставе редакции должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

· До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1 - 5 части второй настоящей статьи, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.

Билет № 6

Билет № 7

Права тележурналистов

Телевизионное вещание в России, других странах СНГ осуществляется в соответствии с конституцией каждой страны, иными законами государств, на основе принципов свободы слова, печати, всемерного развития демократии в интересах обновления общества.

В многонациональном государстве с широким диапазоном политических течений, групповых интересов, социальной неоднородностью государственное телевидение выполняет роль консолидирующей силы общества.

Профессиональные права и обязанности работника телевидения основаны на конституции страны, других законодательных актах. Права вытекают также из международных договоров, подписанных правительством. В случае несоответствия положений этих договоров и внутренних законов следует руководствоваться установками международного права.

Обязанности и персональная ответственность «телевизионщика» вытекают только из законов соответствующих республик.

Журналисты пришли на телевидение служить обществу и государству при условии совпадения интересов; в случае их расхождения необходимо исходить из воли законодателя как высшего выразителя общественных интересов.

Демократия, свобода слова и совести, открытость, плюрализм мнений ломают прежние устои телевидения, основанные на стиле и методах командно-административной системы, на монополии одной идеологии.

Многие передачи застойного периода имели лицо управленческих решений, черты той системы: анонимность, безапелляционность, назидательность, всезнайство, непримиримость к иной точке зрения, монополия на правду.

Исторически такое вещание обречено. Каким оно будет завтра — зависит от нынешнего поколения тележурналистов, которые отказываются от попыток навязать свое мнение другим, от монополии на правду, неукоснительного следования любым указаниям сверху, от ухода от острых вопросов, пренебрежения к интересам и запросам народа, от услужения одной группе в ущерб интересам всех.

Тележурналисты должны сознательно стремиться к обеспечению плюрализма мнений, развитию демократического характера управления телевидением, форм и методов его работы, укреплению связей с аудиторией и готовности телевидения взять на себя новый груз ответственности за масштабы, глубину и результативность перестройки всей общественной жизни.

Ведь тележурналист ответствен перед зрителями, а также перед обществом в целом в лице его конституционных институтов за содержание сообщений, предлагаемых им для обнародования, за правдивое и своевременное информирование об актуальных проблемах, представляющих общественный интерес. Реализация права граждан на информацию — первейшая обязанность тележурналиста.

Недопустимо использование государственных средств телекоммуникаций в ущерб нравственным, правовым и законным интересам личности, интересам государства, общества, для проповеди войны и насилия, национальной религиозной нетерпимости, вражды, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также для манипулирования общественным мнением и монополизации права на гласность.

Настало время, когда телевизионный работник вправе отказаться от выполнения задания редакции, если оно противоречит его политическим или нравственным убеждениям.

В то же время тележурналист обязан давать правдивое отображение действительности путем точной и исчерпывающей информации. Он излагает факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений, с тем, чтобы обеспечить возможность аудитории формировать адекватное представление о текущих социальных процессах, их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире.

При отборе фактов, их интерпретации и оценке, обработке и обнародовании информации он исходит из коренных интересов народа. Принимая во внимание разнообразие интересов различных социальных групп и слоев, тележурналист не должен становиться проводником эгоистического частного или группового интереса, ведомственности, местничества, аппаратной групповщины. Он призван содействовать тому, чтобы государственные средства телевещания объективно отражали плюрализм мнений, без искажений представляли различные точки зрения.

Выполнение профессиональных обязанностей требует от работника телевидения компетентности, максимального использования своих творческих способностей, постоянного обновления знаний, повышения уровня профессионализма и роста мастерства, овладения общей культурой. Добросовестность тележурналиста предполагает скрупулезную проверку фактов, точное воспроизведение сведений, почерпнутых из документальных и иных источников и предназначенных для публикации; она исключает подтасовку фактов, бездоказательные суждения, вымысел и фабрикацию материалов. В случае ошибки работники телевидения обязаны немедленно принять необходимые меры для устранения ее последствий, публикации опровержения, принесения извинений и возмещения морального ущерба потерпевшему.

На телевидении много соблазнов. Один из них — пользование преимуществами, вытекающими из профессионального и социального положения «телевизионщика», в собственных интересах, а равно в интересах своих родных и близких. Использование возможностей своей профессии для преследования неугодных лиц, сведения личных счетов, удовлетворения групповых и авторских амбиций недопустимо. К сожалению, встречаются факты, когда работники телевидения принимают от лиц и организаций вознаграждения, льготы, преимущества или услуги за подготовку, публикацию или отказ от подготовки и публикации материала, с которым связаны интересы данных лиц и организаций. Тележурналист также не вправе разглашать сведения, не предназначенные для опубликования, обязан хранить в тайне источники доверительной информации, уважать права на интеллектуальную собственность и авторские права других лиц, не допускать плагиата.

Важно воспитать в себе чувство уважения к чести и достоинству каждого человека, коллектива, которые становятся объектами профессионального внимания телевизионного работника. Он не должен вторгаться в личную жизнь, обнародование сведений такого рода допустимо исключительно в тех случаях, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, коллектива, общества и государства. Тележурналист не должен распространять непроверенные сведения и слухи, а также допускать выражения, способные вольно или невольно подорвать репутацию человека, его семьи, трудового коллектива или запятнать их честь.

О высоком авторитете телевидения в нашем обществе говорит выдвижение и избрание многих тележурналистов народными депутатами Советов разных уровней.

А сама деятельность журналиста в сфере предвыборной политической борьбы направлена на всемерное содействие гражданам в осуществлении права свободного движения и выбора достойных кандидатов в демократические представительные органы государственной власти.

На государственном телевидении для кандидатов в народные депутаты это право гарантируется:

— равной возможностью выступления кандидатов перед избирателями с изложением своей платформы;

— невмешательством редакции в содержание выступления по предвыборной платформе в отведенное для этой цели эфирное время;

— предоставлением равного времени для выступлений участникам теле- и радиопередач.

Вместе с тем эти гарантии означают, что журналист имеет право:

— предварять или комментировать выступление кандидата;

— редактировать по своему усмотрению, но с согласия кандидата, содержание интервью, беседы и иные выступления, не являющиеся изложением предвыборной платформы;

— приглашать для участия в одной передаче соперничающих кандидатов, либо представляющих разные избирательные округа, компоновать их выступления в соответствии со своим творческим замыслом и т. п.

В случае, если кандидатом на выборы назван журналист или иной творческий работник государственного телевидения, ему гарантированы исключительно те же возможности, которые предусмотрены для любого кандидата, участвующего в предвыборной борьбе.

Как работник телевидения он не имеет права использовать свои преимущества в борьбе за голоса избирателей в случае регистрации его в качестве кандидата в народные депутаты. После такой регистрации и до выборов журналисту не следует выступать в кадре.

Выступающий в кадре журналист не может быть также доверенным лицом какого-либо кандидата в народные депутаты.

Многообразие ситуаций, возникающих в период предвыборной кампании, не дает возможности учесть их все, поэтому создатели передач в каждом конкретном случае должны советоваться с руководством студии, редакции, с юридическими службами, с тем, чтобы обеспечить действительно демократический характер избирательной кампании в городе, на селе, в республике.

Будучи избранным в представительные органы государственной власти, журналист или иной творческий работник государственного телевидения должен обсудить с руководством редакции вопрос о том, в какой мере ответственность перед избирателями своего округа, деятельность в представительных органах государственной власти соответствует тем обязанностям, которые возложены на него в редакции, и в какой форме он может их исполнять в дальнейшем.

Большой интерес для профессионала-тележурналиста имеют способы «добывания» информации. Он имеет право свободного выбора источников информации, если этот выбор не нарушает законодательной защиты личности и достоинства гражданина, неприкосновенности его жилища и имущества, тайны переписки и телефонных разговоров.

Тележурналист имеет право на профессиональную тайну, не называть источник информации, однако в случаях, когда информация или комментарий затрагивает интересы государственного или общественного строя, национальную безопасность, защиту личности и достоинства граждан, соблюдения их политических, социально-экономических прав и свобод, либо содержит признаки государственной или военной тайны, журналист по требованию государственных органов обязан назвать источники информации.

Но права, как всегда, идут рядом с обязанностями. Поэтому тележурналист обязан, выбирая источники информации и обрабатывая ее, пользоваться только теми сведениями, которые отвечают действительности, могут быть доказаны и проверены, и не обязан отвечать за сведения, полученные из официальных государственных или общественных источников, за отчеты о заседаниях законодательных, исполнительных и судебных органов как в стране, так и за рубежом, за выступления государственных, политических, общественных и религиозных деятелей, даже если журналисты на основе этой информации воспроизводят заявления, не соответствующие действительности. В этом случае журналист обязан доказать лишь точность самого репортажа или цитаты.

Журналист обязан также при использовании опубликованной ранее информации ссылаться на первоисточник.

Журналист не несет ответственности за комментарий лишь при условии, что он сделан на строго правдивой фактической основе и выражает мнение по общественно значимому вопросу, высказанное с добрыми намерениями и без злого умысла.

Правила получения информации в государственных, общественных организациях, политических партиях и объединениях, у должностных лиц и граждан, в судебных и законодательных органах регулируются Законом о печати Российской Федерации и других государств.

Тележурналист, получая информацию, может интерпретировать новости, но не искажать реальность, не скрывать факты или неверно расставлять акценты.

В поисках новой информации тележурналист может прибегать только к справедливым и честным методам в попытках узнать новости, получить документы. Он должен честно представиться как журналист, когда потребуется взять интервью для телевидения.

Журналист обязан воздерживаться от подготовки материалов, могущих нанести ущерб чьей-то репутации, если только того не потребуют интересы общества.

Несовместимы со званием тележурналиста попытки высмеивать человека или пытаться опорочить его исключительно из-за его пола, верований, политических убеждений или национального происхождения.

Есть случаи, когда тележурналист должен отказаться при получении информации:

— от вмешательства в личную жизнь граждан;

— от добывания информации незаконным, н





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.192.104 (0.029 с.)