ТОП 10:

Документы Совета Европы, ООН и ОБСЕ, подписанные РФ и регулирующие деятельность СМИ



В Резолюции 59 (I) 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН определила свободу информации как основное право человека и критерий всех свобод. С этого времени ООН, ее специализированные учреждения, региональные межправительственные организации приняли целый ряд документов, подтверждающих столь важный вывод и направленных на реализацию данного права.

Так, Всеобщая декларация прав человека (1948 год) признала: „Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ”.

16 декабря 1966 года были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Ст. 19 Пакта провозгласила свободу слова и право на ее защиту.

„1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору”.

В Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах предусмотрено, что Государство-участник Пакта, признает компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщение от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте.

В этих документах заложены принципы, которые в результате длительного исторического формирования стали нормой для современного демократического общества.

Вступление их в силу ознаменовало переход от деятельности, которая поощряла принцип уважения и соблюдения прав человека, к деятельности по их эффективной защите.

Основным международно-правовым документом в рамках ООН, специально посвященным вопросам информации, является Конвенция о международном праве опровержения, вступившая в силу в 1962 году.

Вопросы защиты свободы убеждений и их свободное выражение, распространение информации являются одними из приоритетных для региональных организаций. Основополагающими документами в этой сфере являются Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, вступившая в силу в 1953 году, Европейская декларация о свободе выражения и информации (1982 г.), Европейская конвенция по трансграничному телевещанию 1989 года.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод относится к числу так называемых „закрытых” конвенций Совета Европы, присоединиться к которым может лишь государство, вступившее в СЕ в качестве полноправного члена. Однако это не лишает права другие государства использовать высокие демократические стандарты, содержащиеся в этих документах.

Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы играют большую роль в вопросах реализации права на свободное выражение мнения, права на получение информации.

Документы определяют статус СМИ, принципы деятельности СМИ, меры по обеспечению ответственности печати и других средств массовой информации.

Большое внимание средствам массовой информации оказывает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Документы Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению (1990 года), Парижская хартия для новой Европы (1996 года), Документ московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 года), Решения Будапештского саммита СБСЕ (1994 года) и Декларация лиссабонского саммита (1996 года) подчеркнули, что свобода слова является одним из основополагающих элементов демократического общества, и, что руководящим принципом Государств-участников будет защита этого права.

Нормы о свободе выражения мнения, свободе информации, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека и других международно-правовых документах оказывают огромное влияние на развитие национального законодательства.

Документы, прошедшие, соответствующую национальную процедуру (подписание, ратификацию и др.) становятся обязательными для государства — участника.

Документы СБСЕ также являются обязательными для ее участников. Наша республика была принята в эту организацию под условием признания всех документов, принимаемых в рамках этой организации. Поэтому предписания, содержащиеся в документах Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и Московского совещания 1991 г., имеют равную силу с Решением Будапештского саммита СБСЕ 1994 г.

Декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН по вопросам образования, науки и культуры в ноябре 1978 года носит рекомендательный характер.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (26 мая 1995 г.) вступила в силу в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Таджикистан с 11 августа 1998 г.

Нормы поведения, содержащиеся в международно-правовых документах, соглашениях универсального и регионального характера, при условии их ратификации, должны находить отражение в национальном законодательстве республики. Иные международно-правовые документы могут служить моделью при разработке законодательства республики о СМИ и в практике его применения.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.25.236 (0.007 с.)