Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Солдатская сказка (в сокращении)

Поиск

К.Г. Паустовский

Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, ма­ленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на проща­ние, и подарил, наконец, старого жука-носорога. Поймал он его на огороде и посадил в коробок от спичек. Носорог сердился, стучал, требовал, чтобы его выпустили. Но Сте­па его не выпускал, а подсовывал ему в коробок травинки, чтобы жук не умер от голода. Носорог травинки сгрызал, но все равно продолжал стучать и браниться.

Петр Терентьев усмехнулся на Степин подарок, погла­дил Степу по головке шершавой рукой и спрятал коробок с жуком в сумку от противогаза,

— Только ты его не теряй, сбереги, — сказал Степа.

— Нешто можно такие гостинцы терять, — ответил Петр. — Уж как-нибудь сберегу.

То ли жуку понравился запах резины, то ли от Петра приятно пахло шинелью и черным хлебом, но жук при­смирел и так и доехал с Петром до самого фронта.

На фронте бойцы удивлялись жуку, трогали пальцами его крепкий рог, выслушивали рассказ Петра о сыновьем подарке, говорили:

— До чего додумался парнишка! А жук, видать, боевой. Прямо ефрейтор, а не жук.

Бойцы интересовались, долго ли жук протянет и как у него обстоит дело с пищевым довольствием — чем его Петр будет кормить и поить. Без воды он, хотя и жук, а прожить не сможет.

Петр смущенно усмехался, отвечал, что жуку дашь ка­кой-нибудь колосок — он и питается неделю. Много ли ему нужно.

Однажды ночью Петр в окопе задремал, выронил коро­бок с жуком из сумки. Жук долго ворочался, раздвинул щель в коробке, вылез, пошевелил усиками, прислушал­ся. Далеко гремела земля, сверкали желтые молнии.

Жук полез на куст бузины на краю окопа, чтобы полу­чше осмотреться. Такой грозы он еще не видал. Молний было слишком много. Звезды не висели неподвижно на небе, как у жука на родине, в Петровой деревне, а взлета­ли с земли, освещали все вокруг ярким светом, дымились и гасли. Гром гремел непрерывно.

Какие-то жуки со свистом проносились мимо. Один из них так ударил в куст бузины, что с него посыпались красные ягоды. Старый носорог упал, прикинулся мерт­вым и долго боялся пошевелиться. Он понял, что с такими жуками лучше не связываться, — уж очень много их свис­тело вокруг.

Так он пролежал до утра, пока не поднялось солнце.

Утром Петр хватился жука, начал шарить кругом по земле.

— Ты чего? — спросил сосед-боец с таким загорелым лицом, что его можно было принять за негра.

— Жук ушел, — ответил Петр с огорчением. — Вот беда!

— Нашел об чем горевать, — сказал загорелый боец. — Жук и есть жук, насекомое. От него солдату никакой поль­зы сроду не было.

— Дело не в пользе, — возразил Петр, — а в памяти. Сынишка мне его подарил напоследок. Тут, брат, не насе­комое дорого, дорога память.

— Это точно! — согласился загорелый боец. — Это, ко­нечно, дело другого порядка. Только найти его — все рав­но что махорочную крошку в океане-море. Пропал, значит, жук.

Старый носорог услышал голос Петра, зажужжал, под­нялся с земли, перелетел несколько шагов и сел Петру на рукав шинели. Петр обрадовался, засмеялся, а загорелый боец сказал:

— Ну и шельма! На хозяйский голос идет, как собака. Насекомое, а котелок у него варит.

С тех пор Петр перестал сажать жука в коробок, а но­сил его прямо в сумке от противогаза, и бойцы еще больше удивлялись: «Видишь ты, совсем ручной сделался жук!»...

Проснулся он от сильной тряски. Сумку мотало, она подскакивала. Жук быстро вылез, огляделся. Петр бежал по пшеничному полю, а рядом бежали бойцы, кричали «ура». Чуть светало. На касках бойцов блестела роса.

Жук сначала изо всех сил цеплялся лапками за сумку, потом сообразил, что все равно ему не удержаться, рас­крыл крылья, снялся, полетел рядом с Петром и загудел, будто подбодряя Петра.

Жук полетел следом за Петром, вцепился ему в пле­чи и слез в сумку только тогда, когда Петр упал на землю и крикнул кому-то: «Вот незадача! В ногу меня задело!» В это время люди в грязных зеленых мундирах уже бежали, ог­лядываясь, и за ними по пятам катилось громовое «ура».

Месяц Петр пролежал в лазарете, а жука отдали на со­хранение польскому мальчику. Мальчик этот жил в том же дворе, где помещался лазарет.

Из лазарета Петр снова ушел на фронт — рана у него была легкая. Часть свою он догнал уже в Германии. Дым от тяжелых боев был такой, будто горела сама земля и вы­брасывала из каждой лощинки громадные черные тучи. Солнце меркло в небе. Жук, должно быть, оглох от грома пушек и сидел в сумке тихо, не шевелясь.

Но как-то утром он задвигался и вылез. Дул теплый ве­тер, уносил далеко на юг последние полосы дыма. Чистое высокое солнце сверкало в синей небесной глубине. Было так тихо, что жук слышал шелест листа на дереве над со­бой. Все листья висели неподвижно, и только один трепе­тал и шумел, будто радовался чему-то и хотел рассказать об этом всем остальным листьям.

Петр сидел на земле, пил из фляжки воду. Капли стека­ли по его небритому подбородку, играли на солнце. Напив­шись, Петр засмеялся и сказал:

—Победа!

—Победа! — отозвались бойцы, сидевшие рядом.

Вскоре после этого Петр вернулся домой. Акулина за­кричала и заплакала от радости, а Степа тоже заплакал и спросил:

—Жук живой?

—Живой он, мой товарищ, — ответил Петр. — Не тро­нула его пуля. Воротился он в родные места с победителя­ми. И мы его выпустим с тобой, Степа.

Петр вынул жука из сумки, положил на ладонь.

Жук долго сидел, озирался, поводил усами, потом при­поднялся на задние лапки, раскрыл крылья, снова сложил их, подумал и вдруг взлетел с громким жужжанием — уз­нал родные места. Он сделал круг над колодцем, над гряд­кой укропа в огороде и полетел через речку в лес, где аука­лись ребята, собирали грибы и дикую малину. Степа долго бежал за ним, махал картузом.

Ромашка

Румынская сказка

Давно это было. Правил тогда страной храбрый и могу­чий король Михай. На самом высоком месте стоял его за­мок, окруженный стенами и глубоким рвом, — неприступ­ным он был для врагов. Любимым занятием для короля была охота — лихо скакал он по полям и лесам со своими верными слугами. «Тру-ру-ру», — трубили рога, и звонким лаем заливались королевские гончие. Случалось, уезжал король на войну — и никакие враги не смели нарушить границ его государства.

Но был Михай на охоте или воевал — всегда торопил­ся он поскорее вернуться в свой замок: уж очень любил он свою молодую королеву — прекрасную Аницу, и никогда не расставался с нею надолго. Не только король — все при­дворные восхищались доброй и веселой королевой, и все слуги и служанки — до самого последнего поваренка — любили ее и старались во всем угодить.

Но однажды, возвращаясь с охоты, глянул король Ми­хай на высокую башню, где его всегда ждала Аница, и не увидел там никого: мрачным и тихим был замок, даже птицы смолкли вокруг, и деревья стояли, не шелохнув­шись. Въехал король со свитой в ворота, и тут кинулась ему навстречу старая нянюшка королевы:

— Ах, слегла, заболела наша милая Аница, не может шагу ступить, головы поднять!..

Лучших лекарей призвал Михай. Уж как только они не лечили королеву, но ей не становилось лучше.

И тогда вспомнила старая нянюшка, что еще в детстве лечила ее мать отваром из ромашки — и средство это помо­гало и детям, и взрослым.

Взяла нянюшка корзинку и отправилась в лес. Там, где было посветлее, росло множество этих цветов. Склонилась она к одному:

—Скажи мне, цветочек, белый лепесточек, золотая се­рединка, можешь ли ты вылечить нашу королеву?

—Не могу, — отвечает цветок, — Нет у меня такой силы

Дальше идет нянюшка, снова ромашки увидела:

—Белые цветочки, резные листочки, скажите, ответьте, можете ли вы нашу королеву излечить?

—Нет, — закачались ромашки, — нет, не дано нам такой силы... Ты пойди-ка дальше — там, на пустыре, на сорном месте, растут наши сестры — те цветы, что умеют лечить...

Дошла-добрела нянюшка до того пустыря, до того сорного места.

Смотрит: и здесь ромашки, только не такие крупные и высокие, как в лесу, а вовсе невзрачные, но тоже — с золотыми макушечками.

—Что, бабушка, за помощью к нам пришла? — тихо зашелестели цветы. — Сама ли больна, или кто другой?

И когда рассказала старая женщина, в чем дело, цветы тут же отозвались:

—Мы можем, можем — вылечим, поможем...

Обрадовалась нянюшка, целую корзинку цветов набрала, идет домой, торопится...

Приготовила она целебный отвар, стала им поить Аницу — потихоньку, украдкой, чтобы знаменитые лекари не заметили, да ее, темную старуху, не прогнали. День ото дня все лучше становилось королеве, а через неделю она и вовсе поправилась!


Список использованной литературы

1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические па­узы в дошкольных образовательных учреждения: практи­ческое пособие / И.Е. Аверина. — М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Александрова, 3.Е. Словарь синонимов русского языка: прак­тический справочник / З.Е. Александрова. — М.: Русский язык, 1995.

3. Бородин, А.М. Методика развития речи детей / A.M. Бородич. — М.: Просвещение, 1981.

4. Волкова, JI.C. Логопедия / JI.C. Волкова. — М.: Просвеще­ние: Владос, 1995,

5. Выготский, JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 3. Пробле мы развития психики / JI.C. Выготский; под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983.

6. Гвоздев, АЛ. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоз­дев. — М., 1961.

7. Глухое, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004.

8. Ефименкова, JI.H. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи / JI.H. Ефименкова. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985.

9. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у до­школьников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1989.

10. Каше, ГА. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. — М.: Просвещение, 1986.

11. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного воз­раста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. — М.: Изда­тельство ГНОМ и Д, 2003.

12. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рас­сказыванию: пособие для воспитателя детского сада / Э.П. Ко­роткова. — 2-е изд.; испр. и доп. —- М.: Просвещение, 1982.

13. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у до­школьников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб.: СОЮЗ, 1999.

14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Ле­вина. — М.: Просвещение, 1968.

15. Мурашковска, И.Н. Картинка без запинки (методика расска­за по картинке) / И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс. — СПб.: Издательство «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

16. Нестеренко, АЛ. Страна загадок / А.А. Нестеренко. — Рос­тов н/Д: изд-во Ростовского университета, 1993.

17. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

18. Программа по развитию творческого воображения и обуче­нию диалектическому способу мышления с помощью элемен­тов ТРИЗ / сост. И.Я. Гуткович и др. — Ульяновск, 1994.

19. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984.

20. Сидорчук, ТА. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педаго­гических учебных заведений / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецо­ва. — Челябинск, 2000.

21. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном де­тском саду / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева. — М.: Просве­щение, 1987.

22. Филичева, Т.Е. Подготовка к школе детей с общим недоразви­тием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Фи­личева, Г.В. Чиркина. — М., 1991.


Оглавление

Введение

Календарное планирование фронтальных занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.009 с.)