Проблемы членства России в ВТО, возможные последствия и перспективы вступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы членства России в ВТО, возможные последствия и перспективы вступления



ВТО (1995) – крупнейшая организация, в рамках которой проходят переговоры и консультации по вопросам международной торговли. Ее предшественником явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанное в Женеве в 1947 г. ГАТТ представляло собой многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Принципы, нормы и правила ГАТТ были выработаны на основе мировой практики и не только определяли многосторонние условия международной торговли, но и были положены в основу национального регулирования внешней торговли странами — участницами ГАТТ.

Круг стран — участниц ГАТТ, а затем его правопреемницы — ВТО за годы существования этой организации существенно расширился: в 1948 г. в состав ГАТТ входили 22 страны, а в конце 2011 г. участниками ВТО были уже 157 стран. С 16 декабря 2011 г. в ВТО была принята Россия.

Вступление России в ВТО — приоритет внешнеэкономической политики. Но для этого нужно решить множество технических вопросов, в том числе по защите рынка, чтобы этот шаг соответствовал реальным условиям российской экономики.

Вступающие в ВТО страны должны урегулировать две основные проблемы:

1) привести в соответствие с требованиями ВТО свое внешнеторговое законодательство и практику его применения;

2) осуществить снижение ставок внешнеторгового тарифа (уступки) в обмен на право пользоваться всеми льготами, предусмотренными для членов ВТО.

При присоединении к ВТО страна получает права члена этой организации, и дискриминация на рынках должна прекратиться.

Вступая в ВТО, Россия приобретает следующие выгоды:

1) становится равноправным торговым партнером на мировом рынке и получает более благоприятные условия для своего экспорта. Это обеспечивает режим наибольшего благоприятствования и национальный режим при применении мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, получение соответствующих льгот.

В этом случае для всех российских товаров и услуг, экспортируемых в страны — члены ВТО, не могут устанавливаться более высокие, чем для остальных государств, пошлины, вводиться дополнительные ограничения, применяться иные технические, санитарные и прочие стандарты.

Сегодня условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. Против России действует до 90 дискриминационных мер, ущерб от которых оценивается в 4—5 млрд долл. После присоединения к ВТО дискриминация должна быть устранена,

2) может использовать существующий в рамках ВТО механизм разрешения споров, правовой защиты своих интересов и получения компенсаций за нанесенный ущерб;

З) участвует в реализации общих программ по борьбе с демпингом и субсидируемым импортом, а также защитных мер в целях сохранения национального производства;

4) получает дополнительные возможности сокращения масштабов лоббирования и стимулы для приведения российского законодательства в соответствие с международными нормами;

5) принимает участие в разработке новых правил международной торговли, учитывающих и ее интересы;

6) облегчается приток капиталов.

В то же время вступление в ВТО сопряжено для России с рядом негативных моментов:

1) потеря экономического суверенитета, возможности принятия необходимых законов, защиты товаропроизводителей с помощью тарифов и субсидий, применение которых ограничено условиями членства в ВТО (правда, ее суверенитет фактически ограничивают четыре с лишним тысячи договоров, в которых она участвует);

2) открытие ключевых рынков услуг, в том числе финансовых и страховых, что нанесет ущерб ее экономическим интересам (сейчас в России действует ограничение на деятельность зарубежных страховых компаний); США и ЕС претендует на доступ к российскому сектору телекоммуникаций, а Китай требует открыть ему отечественный рынок рабочей силы.

З) необходимость уплачивать обременительные взносы, ложащиеся дополнительным грузом на бюджет;

4) отказ от сохранения низких внутренних цен на энергоносители, защиты автомобилестроения, авиастроения, сельского хозяйства, т. е. наиболее уязвимых отраслей экономики, хотя многие из членов ВТО эти меры активно осуществляют;

ВТО требует от России установить уровень субсидий для сельского хозяйства как среднее арифметическое за последние три года. Но этот уровень постоянно снижается, и поднять его уже не представляется возможным. В то же время ЕС оказывает своим фермерам значительно большую поддержку. Помимо субсидий те ограждены ввозными пошлинами. На говядину они составляют 215%, а в России — 15; на пшеницу —173 против 5; на сахар 215 против 30% России требуется для поддержки сельского хозяйства 13 млрд долл., но разрешается 1 млрд.

Эксперты ЕС полагают, что Россия неоправданно субсидирует своих производителей. Экспортируемый Россией газ стоит в Европе 120 долл. за 1000 м3, внутри страны всего 20—21 долл. Но и бензин в Америке, и бананы в Камеруме также стоят меньше, чем в Европе. Нет ни одной страны, которая бы не регулировала собственный рынок.

Компромисс по поводу энергоносителей невозможен, ибо российская экономика пятикратного роста цен на энергоносители не выдержит, Это приведет к гибели крупнейших отраслей отечественной промышленности и негативно скажется на уровне жизни населения.

5) возможность гибели конкурентоспособных отраслей (например, металлургии), закрытия ряда производств (например, в автомобилестроении), подрыва конкурентоспособности отечественной промышленности, роста ее зависимости от импорта и нарастания безработицы;

6) обострение международной конкуренции на российском рынке в целом.

Присоединение России к ВТО на диктуемых ею условиях откроет внутренние рынки для притока импортных товаров, негативно скажется на легкой и пищевой отраслях промышленности, автомобиле- и авиастроении.

В настоящее время после триумфального вступления в ВТО Китая на долю государств-участниц ВТО приходится уже более 95% мирового экспорта, кроме того, на страны – члены ВТО – 85% объемов внешней торговли России, перед Россией не стоит вопрос о том, вступать или не вступать в эту международную организацию. Вопрос стоит иначе — в плоскости заключения такого соглашения о вступлении в ВТО, которое в максимальной степени учитывало бы национальные экономические и политические интересы России, отечественного бизнеса нашей страны и широких слоев населения РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.007 с.)