ТОП 10:

Доходы и потери нации в условиях свободной торговли. Основные доводы «за» и «против» политики протекционизма



Очень немногие страны достаточно последовательно придерживаются принципов свободной торговли. Город-государство Гонконг является единственной страной, у которой не существует пошлин и импортных квот. Тем не менее, еще со времен Адама Смита экономисты превозносили свободу торговли как идеал, к которому должны стремиться все нации. Причины отстаивания такой позиции не так просты, как ее суть. На уровне теоретической модели предполагается, что свободная торговля приводит к появлению дополнительных выгод, поскольку позволяет избежать потерь в экономической эффективности, связанных с таможенной зашитой. Многие экономисты считают, что свободная торговля приносит и другие дополнительные плюсы, помимо устранения производственных и потребительских потерь от искажений в производстве и потреблении. Наконец, даже те исследователи, которые считают свободную торговлю далеко не идеальной политикой, полагают, что государствам следует все же предпочесть этот принцип другим. СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ Рассмотрение вопросов эффективности экономики с позиции свободной торговли является зеркальным отображением анализа выигрышей и потерь от таможенной пошлины. На рис.1 еще раз приведены основные моменты анализа в случае малой страны, которая не может влиять на цены мировых рынков. Пошлина приводит к чистым потерям для экономики, которые измеряются на рисунке площадью двух треугольников; так происходит из-за искажения мотивов поведений как производителей, так и потребителей. И наоборот, переход к свободной торговле устраняет эти искажения и увеличивает национальное благосостояние. Специалисты сделали немало попыток просуммировать общие издержки от искажений, возникающих в результате введения пошлин и квот в разных странах. В табл. 10.1 приведены наиболее репрезентативные оценки. Следует отметить, что величина издержек защитных мер в Соединенных Штатах несущественна по сравнению с национальным доходом. Эта ситуация имеет два объяснения: 1. Соединенные Штаты в меньшей степени зависят от внешней торговли, чем другие страны. 2. Если отбросить ряд весьма важных особых случаев, торговля Соединенных Штатов строится на принципах либерализма. Наоборот, в других, сравнительно небольших, странах введение ограничительных пошлин и квот приводит к потере до 10% их потенциального национального дохода из-за искажений, к которым приводят эти таможенные меры. Таблица 1. Оценка издержек защитной политики в процентах от национального дохода. Страна Оценка издержек Бразилия (1966) 9,5 Пакистан (1963) 6,2 Мексика (1960) 2,5 США (1983) 0,26 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ВЫИГРЫША ОТ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ. Среди экономистов широко распространено мнение, что хотя расчеты, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о существенном увеличении выгод от свободной торговли, в некоторых случаях они, однако, не дают полной картины. В малых странах вообще, а в развивающихся в особенности, по мнению многих экономистов, существуют серьезные потенциальные выгоды от свободной торговли, не подающиеся учету в рамках простого анализа выигрышей и потерь. Одна из них заключается в эффекте масштаба. Таможенная защита рынков не только не ведет к международной разобщенности в производстве, но уменьшая конкуренцию и увеличивая прибыль, привлекает много фирм в защищенную отрасль. По мере роста числа фирм на узких внутренних рынках масштаб производства каждой фирмы становится неэффективным. хорошим примером того, как таможенная защита приводит к неэффективности масштабов производства, является аргентинская автомобильная промышленность, которая стала расширяться благодаря ограничению на импорт. Эффективными масштабами для автостроительного предприятия является выпуск от 80 до 200 тысяч автомобилей в год, в то же время в 1964 г. в Аргентине, которая производила только 166 тыс. автомобилей, имелось не менее 13 фирм. Некоторые экономисты считают, что необходимость поставить заслон чрезмерному разрастанию количества производителей и, как следствие, неэффективности масштабов производства является еще одним из соображений в пользу свободной торговли, выходящим за рамки простого анализа выигрышей и потерь. Второй аргумент сводится к тому, что свободная торговля заставляет предпринимателей выдерживать постоянную конкуренцию внутри страны и искать новые выходы на внешние рынки гораздо активнее, чем "управляемая" торговля, при которой государство диктует систему предпочтений в экспорте и импорте торговли. Эти дополнительные аргументы в пользу свободной торговли обычно не имеют количественного выражения. Однако не так давно канадские экономисты Ричард Харрис и Дэвид Кокс попытались подсчитать рост выгод Канады от свободной торговли с Соединенными Штатами с учетом рационализации масштабов производства. Согласно их оценке, реальный доход Канады мог бы вырасти на 8,6%, т.е. в три раза больше, чем в подсчетах тех экономистов, которые не учитывают увеличения выгод от эффекта масштаба. Если дополнительное увеличение выгод от свободы торговли столь велико, как считают некоторые экономисты, потери от торговых барьеров в виде пошлин, квот и экспортных субсидий и т.д. соответственно больше, чем можно установить в результате простого анализа выигрышей и потерь.

 

Свобода торговли и протекционизм: доводы за и против.

 

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных преимуществ, международная экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.

Однако на практике свободная торговля сталкивается с большим количеством барьеров. Можно с уверенностью сказать, что исторический спор между сторонниками свободной торговли и протекционизма, который длится уже не одно столетие, далеко не завершен.

Аргументов в пользу протекционизма много. Мы характеризуем следующие из них: необходимость обеспечения обороны, увеличение внутренней занятости; диверсификация ради стабильности; защита молодых отраслей; защита от демпинга; дешевая иностранная рабочая сила.

Необходимость обеспечения обороны. Хотя этот аргумент скорее военно-политический, чем экономический, он выглядит довольно убедительно. Желание правительств поддерживать отрасли, связанные с национальной обороной не ослабевает. Это веская причина защиты конкретных отечественных отраслей и многие протекционистские средства мотивируются именно ею. И хотя данный протекционистский аргумент влечет за собой большие социальные и экономические издержки, эти издержки оправдываются необходимостью усиления национальной безопасности.

Увеличение внутренней занятости. Суть этого аргумента сводится к тому, что введение протекционистских мер создает новые рабочие места, а свободная торговля приводит к безработице. Свободная торговля не столько влияет на общую занятость, сколько изменяет тип занятости. Утверждение, что свободная торговля может привести к безработице (в краткосрочном периоде), имеет под собой основание. Торговля снижает спрос на некоторые товары отечественного производства и приводит к безработице в отраслях их производящих. Но неиспользованные ресурсы не могут остаться без применения, ибо мы живем в мире с ограниченными ресурсами. При отсутствии ограничений в торговле отрасли, производящие товар на экспорт, потребуют притока рабочей силы, компенсируя сокращение рабочих мест в отраслях, конкурирующих с импортом. Безработица, возникшая в результате свободной торговли - это проблема краткосрочного периода. В этом смысле, необходимо своевременно проводить разумную денежную и налоговую политику, а не прибегать к протекционистской дубинке.

Диверсификация ради стабильности. Суть этого протекционистского довода состоит в том, что торговые барьеры необходимы для промышленной диверсификации, которая лежит в основе уменьшения зависимости страны от социально-экономической и политической конъюнктуры, складывающейся на мировых рынках тех или иных продуктов. Действительно, диверсификация помогает оградить внутреннюю экономику от влияния международных политических событий, спада производства за рубежом, от случайных колебаний спроса и предложения на один или два конкретных товара и, таким образом, обеспечивает большую внутреннюю стабильность. Но следует иметь в виду, что экономические издержки диверсификации могут быть очень значительными и крайне неэффективными (в особенности, если речь идет о странах с монокультурной экономикой). Кроме того, аргумент диверсификации ради стабильности практически не применим к промышленно развитым странам (с уже диверсифицированной структурой экономики).

Защита молодых отраслей. В аргументе "молодой отрасли промышленности" под таковой понимается отрасль, в которой еще не была достигнута экономия от масштаба, где ни рабочие, ни менеджеры еще не достигли пика эффективности. Полагается, что если этой отрасли предоставить определенную защиту от внешней конкуренции, то она, в конечном счете (через некоторое время), сможет конкурировать на международных рынках. Но этот аргумент – не является доводом в пользу постоянных ограничений, ибо "Младенческие отрасли" крепнут и чем скорее, тем лучше. Более того, прямое субсидирование молодых отраслей, по мнению большинства экономистов, является более эффективным средством защиты К тому же, его легче устранить, чем временный тариф. Аргумент "молодых отраслей" имеет слабое или вообще не имеет отношения к индустриально развитым странам. Что же касается развивающихся стран, то здесь сложно определить, какая из отраслей является 'младенческой" и требует защиты

Защита от демпинга. Известно, что демпинг или продажа товаров ниже себестоимости используется, как правило, для подавления конкурентов, захвата монопольного положения и последующего повышения цен. В этом смысле демпинг - это "экономическое пиратство". Оно вполне заслуживает антидемпинговых пошлин. Но демпинг не должен использоваться как оправдание постоянных торговых барьеров, как форма ценовой дискриминации. Кроме того, за демпинг может выдаваться и результат действия закона сравнительных преимуществ, что в конечном итоге подрывает сами основы международной торговли.

Дешевая иностранная рабочая сила. Те, кто поддерживает этот аргумент, считают, что с помощью протекционизма отечественные фирмы и рабочие могут быть ограждены от разрушительной конкуренции со стороны тех стран, где низкая заработная плата. Другими словами, без оградительных мер со стороны государства, отечественные работники могут получать такую же низкую заработную плату, как рабочие менее развитых стран. Однако уровень заработной платы, выплачиваемой работникам-иностранцам, сам по себе не означает, что производимый ими товар будет дешевле. Для того, чтобы это доказать, нужно сравнить заработную плату и производительность рабочих обеих стран. Если более высокооплачиваемый американский рабочий обладает большей производительностью, то он может успешно конкурировать, не опасаясь, что ему будут меньше платить.

 

22. Методы ценообразования в МТ. Виды публикуемых цен. Ценовые скидки

На мировом рынке существует великое множество цен на одни и те же товары, произведенные разными фирмами, в разных странах или даже одними и теми же фирмами, продающими свои товары в разных странах. Разброс цен на мировых рынках во многом определяется многообразием международных торговых связей, различиями в факторах производства при производстве одних и тех же товаров в разных странах, а также наличием иных факторов, которые способствуют или повышению цен на товар, или наоборот, их понижению, включая факторы политического характера.

Практика внешней торговли использует обычно 2 метода определения цены.

1) Рассчитываются полные издержки производства и к полученной сумме совокупных издержек добавляется процентная надбавка в виде прибыли, которую та или иная фирма планирует получить

2) Метод предельных издержек: в этом случае учитываются только те затраты, которые непосредственно связаны с производством товара, поступающего на внешний рынок

На механизм ценообразования очень сильно влияет количество субъектов торговли, которые формируют типы рынков:

- рынок совершенной (свободной) конкуренции

- рынок «чистой» монополии

- рынок монополистической конкуренции

- олигопольный рынок (рынок конкуренции немногих поставщиков).

1. Характерными чертами рынка совершенной конкуренции являются: значительное количество конкурирующих между собой продавцов и покупателей, относительная однородность поставляемой на данный рынок продукции. В процессе конкуренции между субъектами данного рынка (продавцами и покупателями) происходит своего рода «утряска» цен, в результате чего они устанавливаются на определенном уровне. К данному типу рынка относят торговлю различными товарами широкого потребления: одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией

2. Специфика рынка чистой монополии состоит в том, что здесь господствует один поставщик данного товара, который и является монополистом. Он диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая эти операции с соответствующими изменениями в объеме продаж товара.

3. Рынок монополистической конкуренции это смешанный тип рынка, на котором присутствует ограниченное число крупных монополистов и значительное число менее крупных фирм. Характер ценообразования на таком рынке конкурентный, но диктуемый монополистами, доминирующими в пределах рынка.

4. Олигополистический рынок характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, существуют соглашения о сотрудничестве (разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства в рекламу.

С целью учета и анализа конъюнктуры на мировом рынке используются и регулярно публикуются следующие виды цен:

- справочные цены (цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, по каналам компьютерной информации)

- цены статистики внешней торговли (отражают совершенные сделки и динамику внешнеторговых цен)

- цены биржевых котировок (фиксируют осуществленные на биржах сделки с соответствующими ценами)

- цены фактических сделок и контрактов (наиболее полно отражают рыночные цены по конкретным видам товара)

Весьма существенную роль в практике ценообразования в международной торговле играют ценовые скидки, которые представляют собой сознательное и согласованное продавцами и покупателями уменьшение цены. К числу наиболее распространенных видов ценовых скидок относятся:

- количественные скидки продавца, они даются покупателю, например, за значительный объем единовременной покупки

- бонусные скидки – предоставляются крупным оптовым покупателям, которые как правило, являются постоянными клиентами.

- скидки «сконто» - предоставляется при оплате товара покупателем наличными деньгами или при осуществлении фирмой-импортером предоплаты за поставку товара

- дилерские скидки – предоставляются оптовым и розничным торговцам, торговым агентам и посредникам. Такого рода скидки должны покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенного размера прибыль

- временные скидки – применяются главным образом при реализации продукции массового спроса, которая носит сезонный характер

- специальные скидки – предоставляются покупателям, с которыми внешнеторговая фирма имеет различные формы особых отношений

- закрытые скидки – предоставляются на продукцию, которая реализуется в рамках внутрифирменных поставок или по специальным межправительственным соглашениям.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.220.225 (0.007 с.)