Основные принципы внешнеполитической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы внешнеполитической деятельности



После провозглашения независимости Казахстана, в 1991 году, экономические реформы в Казахстане приобретают качественно новый характер. Конституция Казахстана признала право частной собственности, тем самым создав в Казахстане необходимое условие для развития рыночных отношений в экономике.

Дальнейшим шагом в развитии экономики Казахстана стало введение национальной валюты. В 1994 г.Казахстаном был объявлен курс на жесткую денежно-кредитную политику. В результате принятых мер ситуация в макроэкономике стала выравниваться. Значительно снизился уровень инфляции,который достигал 57-58% в месяц, в 1993 году.

Следующий этап экономических реформ охватывал период с 1996 года по 1998 год. На этот период падает задача завершения этапа макроэкономической стабилизации и перехода к концепции и программам инвестиционного экономического роста.

В 1997 году в послании Н. Назарбаева к народу была обнародована стратегическая программа развития страны — «Казахстан — 2030».

Утверждены семь долгосрочных приоритетов страны до 2030 года:

Национальная безопасность;

Внутриполитическая стабильность и консолидация общества;

Экономический рост на базе рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций;

Здоровье, образование, благополучие граждан Казахстана;

Развитие энергетических ресурсов,

Развитие инфраструктуры (особенно транспорта и связи);

Профессиональное государство;

За все эти годы независимости,государством были приняты различные законы,которые способствовали экономическому росту страны. Среди них такие законы,как: закон о банкротстве; об антимонопольной деятельности; о бюджетной системе; о Национальном банке; о нефти; о налогах и обязательных платежах; о приватизации; о государственной поддержке прямых инвестиций, о рынке ценных бумаг и др. Так в апреле 2001 года был принят закон «Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег». В мае 2001 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ о легализации «теневых» капиталов с июня 2001 года. По официальным данным, за период с 14 июня по 13 июля 2001 года в экономику страны было возвращено около 480,2 млн. долл.

Сегодня Казахстан стремится построить собственную модель экономического развития, основанную на высоких технологиях, инновациях и знаниях. Для этого была разработана стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы, целью которой является формирование инновационной модели экономики

51. Казахстан и ООН. Основная цель ООН заключается в продвижении мирного и устойчивого развития в глобальном масштабе. Казахстан после обретения независимости также определил мирное развитие и расширение добрососедских отношений в качестве ключевого принципа собственной внешней политики. Схожесть целей и задач Казахстана как молодого государства начинающего делать первые шаги на международной арене, 2 марта 1992 г. позволила Республике Казахстан стать полноправным членом ООН. Данное знаменательное событие в истории дипломатии и внешней политики страны произошло на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. В результате принятия резолюции 46/224 Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН. Осенью 1992 г., на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, казахстанская делегация впервые приняла участие в форуме ООН в качестве полноправного члена. На этой сессии Президент Казахстана Н. Назарбаев выступил с речью, в которой были обозначены ключевые принципы и направления внешней политики РК, а также планы республики по вступлению на международную арену в качестве независимого и суверенного игрока. Данное выступление можно по праву назвать историческим событием казахстанской внешней политики. В нем Глава государства подчеркнул готовность Казахстана разделять с другими членами международного сообщества ответственность за достижение целей развития, укрепление режима нераспространения оружия массового поражения, соблюдения прав человека, выработку эффективных мер противодействия современным вызовам и угрозам стабильности и безопасности. Следует отметить, что в ходе данного выступления международному сообществу была представлена одна из первых казахстанских инициатив, которая касалась создания специального форума – Совещания по мерам доверия и взаимодействию в Азии. Таким образом, Казахстан начал активную деятельность на мировой арене – в качестве актора, способного влиять на формирование на азиатском континенте принципиально новой системы коллективной безопасности, основанной на диалоге и взаимопонимании в решении актуальных международных проблем. Позиция Казахстана, а также конкретные шаги правительства, направленные на ядерное разоружение, вызывали уважение международного сообщества. В частности, на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН главы государств в своих выступлениях приветствовали присоединение Казахстана к Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) и Договору о нераспространении ядерного оружия.

Продолжением инициатив Казахстана по ядерному разоружению явилось подписание в октябре 1996 г. Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Все это повысило авторитет Казахстана как молодого государства, придерживающегося принципов стабильности и мирного развития. В рамках деятельности в ООН большое внимание Казахстан уделяет сотрудничеству в сфере обеспечения региональной безопасности и организации миротворческих операций. Так, в декабре 1995 г., наряду с Кыргызстаном и Узбекистаном, Казахстан подписал Соглашение о создании в Центральной Азии совместного миротворческого батальона под эгидой ООН. В 1996 г. Казахстан присоединился к системе резервных соглашений ООН для возможного участия в операциях по поддержанию мира.

Свидетельством активной деятельности РК в миротворческой деятельности явилось создание в 2003 г. Казахстанского миротворческого батальона (Казбат), подразделения которого принимали активное участие в разминировании территорий в Ираке в составе стабилизационных сил с 2003 по 2008 г. Также в 2003 г. Казахстан подписал с ООН меморандум о взаимопонимании – относительно вкладов в систему подготовительных мероприятий ООН, и выразил готовность предоставить для миротворческих операций персонал, бронетехнику и транспорт миротворческого батальона «Казбат», а также высказал заинтересованность в более тесном участии в системе закупок ООН для операций по поддержанию мира. В итоге Казахстан заслужил признание в ООН как государство, имеющее взвешенный и конструктивный подход к решению актуальных международных проблем. Особое значение во внешней политике Казахстана придается сотрудничеству с международным сообществом в развитии транспортных систем Центральноазиатского региона, а также альтернативных путей выхода к мировым рынкам сбыта продукции. В этой связи в 1999 г. на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Казахстан инициировал принятие резолюции по вопросам транзита в Центральной Азии, соавторами которой стали 19 государств – членов ООН. В августе 2003 г. Казахстан стал инициатором проведения первой Международной министерской конференции ООН, посвященной проблемам развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Результатом проведения данной конференции явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции по алматинской программе действий по сотрудничеству развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и стран транзита. Алматинская конференция стала первым в истории ООН мероприятием, в ходе которого участники встречи обсудили проблемы развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Важным событием в истории взаимодействия Казахстана и ООН явился визит Генерального секретаря ООН К. Аннана в Астану в октябре 2002 г. В ходе своего визита К. Аннан оценил Казахстан как регионального лидера в предотвращении конфликтов. Также генсек ООН отметил, что Казахстан достиг серьезных результатов в переходе от командной к рыночной экономике, смог сохранить стабильность внутри страны, занял смелую позицию в отношении ядерного разоружения.

Немаловажное значение во взаимодействии с ООН Казахстан уделяет сотрудничеству в сфере противодействия нетрадиционным угрозам, имеющим транснациональный характер. Принимая во внимание международный опыт, следует отметить, что на современном этапе нет ни одного государства (вне зависимости от его политической, экономической и военной мощи), способного в одиночку противостоять таким серьезным вызовам современности, как терроризм, религиозный экстремизм, распространение оружия массового уничтожения, нелегальная торговля оружием, наркотрафик и пр.

Это связано прежде всего с тем, что данный круг проблем имеет международный, трансграничный характер и требует поиска адекватных коллективных ответов. В этой связи в январе 2005 г. Казахстан провел выездное заседание Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН в целях консолидации усилий по противодействию угрозе терроризма.

Знаменательным событием в истории сотрудничества Казахстана и ООН явилось избрание РК 2 ноября 2006 г. в один из важнейших органов организации – Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), что явилось признанием конструктивной роли страны в деятельности ООН. В ходе пленарного заседания Генеральной Ассамблеи кандидатура Казахстана получила поддержку 187 из 192 государств – членов ООН, и он стал первым государством региона Центральной Азии, избранным в число 54 государств – членов ЭКОСОС.

Таким образом, начиная с 2007 г. Казахстан представляет в данной структуре интересы Азиатского региона. В мае 2006 г. в Алматы прошла 63-я сессия Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). В работе сессии приняли участие свыше 500 делегатов, включая глав правительств и министров из стран – членов ЭСКАТО, представителей специализированных агентств и фондов системы ООН, межправительственных и неправительственных организаций. Они обсудили вопросы реформы ЭСКАТО, регулирования процессов глобализации и ликвидации бедности, а также поделились мнениями о дальнейшем развитии сотрудничества в области транспорта, торговли, энергетики, информационно-коммуникационных технологий, окружающей среды. По итогам встречи участники специальной комиссии приняли Алматинскую декларацию, посвященную 60-летию Комиссии, а также девять резолюций, направленных на углубление сотрудничества в регионе.

Оценивая результаты данной встречи, министр иностранных дел РК М. Тажин отметил, что активное участие делегатов в обсуждении проекта Алматинской декларации свидетельствует о наличии коллективной политической воли и решимости государств развивать региональное сотрудничество ради улучшения жизни миллионов граждан региона, живущих в бедности. Позиция Казахстана в ООН формируется на основе учета интересов Казахстана по всему комплексу вопросов, рассматриваемых Организацией Объединенных Наций. Особое внимание уделяется укреплению сотрудничества с ООН в сферах экономики, экологии, социального развития, прогрессивного развития международного права, соблюдения прав человека, борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом.

Таким образом, за годы активного взаимодействия с Организацией Объединенных Наций Казахстан наработал огромный потенциал в сотрудничестве с такими ведущими структурными подразделениями организации, как Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), Женский фонд ООН (ЮНИФЕМ), Международная организация труда (МОТ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), и другими учреждениями в рамках привлечения в Казахстан экспертного, технического и финансового содействия ООН. Внешнеполитическая позиция Казахстана заключается в выступлении за многополярный мир в качестве оптимальной формы обеспечения международной стабильности и баланса сил. Данная позиция отражается в стратегическом курсе Казахстана на проведение многовекторной внешней политики. В этой связи в настоящее время Астана выступает за исполнение Организацией Объединенных Наций функций ключевого инструмента коллективного регулирования международных отношений и формирования многополярного мироустройства на основе устава ООН, а также норм международного права. В вопросах реформирования ООН Казахстан выступает за необходимость адаптации институтов системы организации к современным геополитическим и экономическим реалиям, рациональных преобразований для учета мнений всех государств в решении основных международных проблем.

Участие Казахстана в работе международных организаций является одним из важнейших приоритетов внешней политики страны. В этой связи интегрирование Казахстана в систему ООН явилось важным шагом на пути реализации внешнеполитических задач молодого государства. В частности, членство Казахстана в ООН способствовало укреплению суверенитета и независимости страны, предоставило благоприятные международные условия для реализации дальнейших преобразований и осуществления модернизации в социально-политической, экономической, гуманитарной и других сферах общественной жизни.

52.. Конституция РК 1995 г

Принятая на общенациональном референдуме 30 мая 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями от 1998 и 2007 гг.), Конституция РК состоит из 98 статей, объединенных в 9 разделов. Конституция как основной закон страны отражает волю народа Казахстана, его стремление к утверждению страны «в качестве демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» (Н. Назарбаев). Современная, вобравшая идеи и концепции конституций развитых демократий мира, Конституция Республики Казахстан закрепляет основные общечеловеческие и демократические ценности. Cтатьей 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Статья 3 устанавливает, что единственным источником государственной власти является народ. Статья 6 провозглашает, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Статья 7 устанавливает, что в Республике Казахстан государственным является казахский язык, но в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Статья 12 провозглашает, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми. Статья 13 провозглашает, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Статья 14 устанавливает, что все равны перед законом и судом. Статья 15 провозглашает, что каждый имеет право на жизнь. Статья 20 гарантирует свободу слова и творчества и запрещает цензуру. Статья 22 провозглашает, что каждый имеет право на свободу совести. Статья 25 провозглашает неприкосновенность жилища. Статьями Конституции также закрепляются право каждого на свободу труда, право на отдых, охрану здоровья, бесплатное среднее образование. Статья 77 гарантирует независимость судебного корпуса Республики и верховенство судебных решений По словам Президента Республики Казахстан, «Конституция стала основанием нашей свободы. Она закрепляет весь тот комплекс наших побед, наших обретений, которые принесла независимость… Мы учимся жить в демократическом обществе – а значит, ежедневно сами создаем демократию. …Наша Конституция дала нам главное – право выбора, ибо творить свою жизнь самим – ценнее любых сокровищ». Принятая 30 мая 1995 года на национальном референдуме Конституция Казахстана после изменений, внесенных в нее в 1998-м и 2007-м годах, насчитывает 9 разделов и 98 статей. Вобрав в себя лучшие идеи демократии, во главу угла она ставит человека с его правами и свободами. Являясь демократическим государством, Казахстан сегодня позиционируется как правовое, социальное государство. Сегодня Конституция Казахстана следует принципам демократии, и поэтому единственным источником власти установлен народ. Кроме того, Конституция Республики Казахстан признает и государственную, и частную собственность, она гарантирует одинаковую защиту обеих. Государственным языком в стране признан казахский, однако Конституцией официально разрешено использовать в органах власти и государственных организациях и русский язык. В Конституции Казахстана установлено, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, и каждый гражданин имеет право на защиту своих прав и свобод в любых судебных инстанциях, а перед законом и судом все предстают на равных условиях. Согласно Конституции, каждый гражданин Казахстана имеет право на жизнь, свободу слова, свободу творчества, а также на свободу вероисповедания, на труд и отдых, охрану здоровья, на бесплатное среднее образование и неприкосновенность жилища. Конституция Республики Казахстан гарантирует независимость судебных органов и главенство их решений. По признанию Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Конституция страны есть основание свободы, ведь она дала народу Республики самое главное – право выбора.

53. Общественно политическая жизнь Казахстана.

Объявив о своей независимости, Казахстан начал трудный путь строительства своей государственности. За короткий срок были определены внешнеполитические приоритеты. Казахстан в целях привлечения инвестиций в страну стал на путь переговоров с крупнейшими компаниями. Приоритет во внешнеполитических связях и взаимоотношениях Казахстан по-прежнему отдавал России. За короткий период был подписан целый ряд двусторонних договоров. За годы независимости полностью были урегулированы все пограничные вопросы с соседними странами. Но одним из сложных вопросов было - строительство Вооруженных сил. Казахстанскую армию пришлось создавать с чистого листа. В скором времени этот вопрос был немедленно решен, что доказывает нынешнее сильное Вооруженное войско под знаменем Казахстана.

Главным достоянием, которого Казахстан достиг к началу XXI века, стало кардинальное улучшение экономической ситуации. За короткий срок была перестроена Астана. Она стала крупным центром притяжения. В первые годы было немало скептиков, сомневавшихся в необходимости переноса столицы, но все разговоры утихли, когда город стал стремительно развиваться и приобрел черты современного мегаполиса.

Среди других мер была принята долгосрочная стратегия развития до 2030 года, где были конкретно обозначены цели развития Казахстана.

В годы независимости интеллектуальная жизнь стала более напряженной и насыщенной. Несмотря на недостаток финансовых средств, духовная жизнь общества, спорт получили новые импульсы к развитию. Новый импульс и свободу для творчества получили театры и традиционное искусство казахов. Произошли кардинальные изменения в области образования. Глобальные изменения произошли и в сфере свободы вероисповедания.

После обретения независимости, Казахстан занял достойное место в мировом сообществе. Республика проводит взвешенную и сбалансированную политику. А так же наша страна стала одним из уважаемых в мировом сообществе государств и была принята в ряды крупных международных организаций.

Теперь с уверенностью можно сказать, что мечты стали реальностью. Путь, пройденный с момента обретения независимости нашей страной, уникален.

За короткий период истории независимого развития наша страна превратилась в современное, конкурентоспособное государство, которое успешно осуществляет все свои цели.

54. Астана - столица независимого Казахстана. История перспективы переноса столицы.

В 1997 году Президент суверенного Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил перенести столицу страны из Алматы в Акмолу. Это решение было продиктовано важным месторасположением города – в центре Казахстана и Евразийского континента, наличием необходимой транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Особую роль при выборе новой столицы, сыграло наличие свободных земель для развития города. В 1998 году руководство страны приняло решение переименовать новую столицу – Астана. С приданием городу столичных функций открылся новый этап в его развитии. Астана стала центром государственной, общественной и культурной жизни страны. Молодая столица, меняющаяся на глазах – символ созидания, творчества и прогресса народа Казахстана. Астана основана в 1830 году как казачий форпост – приказ Акмолинский, который был построен на старом караванном пути из Средней Азии в Западную Сибирь. Акмала имела большое торговое значение, главным образом по торговле скотом, была признана скотоводческим центром со значительным производством молока и кисломолочных продуктов. Город Астана расположен в степной полосе на реке Ишиме, на месте его наибольшего сближения с Нурой. С 10 декабря 1997 года является столицей Республики Казахстан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.014 с.)