Голод 1931–1933 гг. Письмо Турара Рыскулова Сталину. «письмо пятерых» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Голод 1931–1933 гг. Письмо Турара Рыскулова Сталину. «письмо пятерых»



Становление суверенитета

В декабре 1991 г. распался Союз Советских Социалистических Республик. Входившие в состав СССР союзные республики образовали самостоятельные, независимые, суверенные государства. Казахская Советская Социалистическая Республика перестала существовать. На ее территории возникло новое государство, которое называется Республикой Казахстан.

С момента образования Республики Казахстан принят ряд правовых актов, которые заложили юридическую основу нового государства. К ним относятся Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, Закон о государственной независимости Республики Казахстан, Конституция Республики Казахстан 1993 г., Конституция Республики Казахстан 1995 г. Указанные конституционные акты провозгласили независимость, самостоятельность Казахстана, выдвинули идею создания демократического правового государства. [3,78]

На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе одиннадцати государств.

Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:

- констатировалась территориальная целостность входивших в Содружество государств;

- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;

- создавались высшие органы власти СНГ «Совет глав государств» и «Совет глав правительств»;

- объявлялся открытый характер Содружества.

16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

В статье 1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

Согласно 2 главе закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти.

3 глава определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

4 глава определяла экономические основы государства. Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности.[13,78]

Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

Стратегические цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему:

- развитие суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики;

- создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров;

- обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ;

- заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;

- повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека. [8,50]

Началась эта работа с формирования законодательной базы в области государственных символов и атрибутики. 4 июня 1992 года новые государственные символы были приняты Верховным Советом.

Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало обсуждение проекта новой Конституции, необходимость принятия которой никем не оспаривалась.

В июне 1995 года, не дожидаясь выборов нового парламента, Н.Назарбаев представил на суд общественности свой проект новой Конституции Казахстана.

Казахстан утверждает себя светским, правовым, социальным и унитарным государством с президентской формой правления. Единственным источником власти является народ; признается равенство государственной и частной собственности. Государственным языком объявлялся казахский язык. В государственных органах наравне с казахским официально употребляется русский язык. [9,21]

В разделе «человек и гражданин» перечислялись права и свободы, которыми обладает гражданин Казахстана.

Президент объявлялся главой государства и ее высшим должностным лицом. Полномочия президента в проекте были значительно увеличены в сравнении с действующей Конституцией. Президенту предоставлялось право роспуска парламента.

Проектом предусматривалось новое название Верховного Совета – парламент. Сам парламент предусматривался двухпалатным: верхняя палата – сенат и нижняя – мажилис.

Права парламента были значительно урезаны. Ему предоставлялось право импичмента президента только в одном случае – совершения им государственной измены.

Правительство осуществляет исполнительную власть, образуется президентом и ответственно перед ним.

Судами республики провозглашались Конституционный суд, Верховный суд и местные суды. Должность судьи стала назначаемой.

Местными представительными органами объявлялись избираемые на 4 года маслихаты, исполнительные органы возглавлялись назначаемыми акимами.

В результате обсуждения в проект внесено 1100 поправок. Изменилось 55 статей и появился новый раздел – «Конституционный Совет», согласно которому не предусматривалось существование Конституционного суда в судебной системе Казахстана. [13,69]

Республика вступила на путь существования в качестве суверенного государства, отягощенная многими сложными экономическими, политическими и экологическими проблемами.

По мере укрепления суверенитета республики появилась не-обходимость и во всенародном избрании Президента Республики. В своем постановлении от 16 октября 1991 года Верховный Совет Казахской ССР постановил провести выборы 1 декабря 1991 года. Это были первые всенародные выборы главы государства. На внеочередной сессии Верховного Совета Казахской ССР был принят «Закон о выборах Президента» и на эту должность была выдвинута кандидатура Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Н. А. Назарбаева.

В апреле 1990 года Верховный Совет Казахской ССР избрал Нурсултана Абишевича Назарбаева Президентом Казахской Советской Социалистической Республики. Большинство жителей Казахстана без сомнений поддержали кандидатуру Н. Назарбаева. Хасен Кожахметов, председатель национально-демократической партии «Желтоксан» не сумел набрать 100 000 голосов и не был зарегистрирован как кандидат. Поэтому кандидатура Н. А. Назарбаева оказалась без альтернативы.

На всенародных выборах 1 декабря 1991 года Н.А. Назарбаев был избран Президентом Казахстана. Одновременно прошли выборы и вице-президента. Им стал Е.М. Асанбаев. В выборах приняли участие около 89 процентов имеющих право голосовать. За Н. А. Назарбаева подали голоса более 99 процентов от числа принявших участие в голосовании.

12 декабря 1991 года Н.А.Назарбаев издал Указ «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане», по которому лица, привлеченные к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за участие в декабрьских событиях, были реабилитированы. Но Указ не распространялся на лид, осужденных за умышленные противоправные действия. Верховному Совету республики было предложено рассмотреть вопрос об отмене Указов Президиума Верховного Совета Казахской ССР о награждении государственными наградами военнослужащих внутренних войск и работников правоохранительных органов в связи с вышеуказанными событиями, как ошибочно пршштые, кроме этого было предложено, исходя из тех же мотивов, обратиться в Верховный Совет СССР с просьбой об отмене Указов Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями всех должностных лиц, представленных к награде по этому случаю. [3,89]

Обретение Казахстаном независимости потребовало и выработки новой философии - идеологии суверенного Казахстана, в которой были бы четко определены ориентиры построения нового государства.

 

Политические задачи независимого Казахстана

В условиях Казахстана, где большинство населения мыслило категориями «казарменного социализма» и у многих была развита философия социального иждивенчества, крайне важно было параллельно с внедрением рыночных основ проводить и воспитательную работу. Исходя из этого, Национальный Совет рекомендовал Н. А. Назарбаеву выступить перед гражданами Республики со своей концепцией. Президент Республики Казахстан свои взгляды изложил в работе «Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана». В ней Н. А. Назарбаев подробно остановился на проблеме: нужна идеология современному Казахстану или нет? Он отметил, что идеология - это целый комплекс взглядов и идей, которые вырабатываются в любом государстве, особенно развивающемся, в ней четко определяются принципы внешней и внутренней политики, дальнейшего развития культуры, образования. В работе была дана оценка общественно-политической ситуации в Казахстане, раскрывается сущность переходного периода и цель Казахстана - достичь реальной независимости и сохранить стабильность. [8,30]

Появление такой работы было тем более значимым, потому что общественная мысль Казахстана оказалась не готовой к огромным преобразованиям и слабо реализовывала свой мощныи потенциал.

Обязательным атрибутом любого суверенного государства являются его герб, флаг, гимн. В этом отношении 4 июня 1992 г. навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственной символики Казахстана.

Геральдика - наука, изучающая гербы. Вексилология - наука о флагах. Сведения о них были научно систематизированы в книгах еще в XVI веке.

Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков.

Чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства. Голубой цвет также раскрывает большую планетарную и общечеловеческую идею об общности, неделимости голубого неба над нами. Мир делится на множество народов, наций, государств, языков и религий, но небо над нами остается одно на всех.

Солнце - источник жизни и энергии. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А время определяется для кочевника движением солнца. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Потому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия. В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут.

На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее.

Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент "кошкар муйз - бараньи рога".

Уважение к флагу - это уважение к стране, народу, его истории.

В 1944 году композиторы Мукан Толебаев, Евгений Брусиловский, Латиф Хамиди написали гимн Казахской ССР. В ходе обсуждения общественность высказала мнение о необходимости сохранения музыки предыдущего гимна, дорогого и близкого сердцу каждого казахстанца.

Гимн - сложное музыкально-поэтическое произведение. Как правило, он состоит не только из мотива, большое значение имеет в нем и текст песни. Победителями в поэтическом марафоне вышли четверо. Трое из них: Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев - известные поэты среднего поколения. К ним присоединилась молодая, талантливая поэтесса Жадыра Дарибаева.

Сегодняшний Герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. Выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.

Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной считается форма шара. А круг как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Это - символ жизни, вечности.

Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак - круглое навершие купола юрты. Шанырак - символ семейного благополучия, мира спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца - источник тепла и жизни. Авторам удалось решить проблему изображения кереге - раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает прочность.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары. Лощадь играла важную роль в защите страны от иноземных захватчиков. Поэтому в истории кочевников, в их эпосах, сказках наряду с защитниками - батырами всегда присутствуют их легендарные тулпары. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия, материального благополучия. Красивые и крепкие рога состоят из семи звеньев или частей. Единство этих семи звеньев, их тесная нерушимая связь напоминает нам о том, что забвение или незнание семи предков - признак безродства. ("Жетi атасын бiлмеген жетiмдiктiн белгiсi") Вообще с числом семь у восточных народов связано многое.

В центре герба находится пятиконечная красная звезда. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Остается отметить световую гамму нашего герба. В основном их две: золотистая и голубая. Первая соответствует светлому, ясному будущему Наших народов. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем гербе олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

В Республике Казахстан создана Ассамблея народов Казахстана - уникальный общественный институт реализации национальной политики, объединяющий деятельность 27 республиканских и региональных, более 250 местных национально-культурных центров.

Ассамблея вносит большой вклад в сохранение и укрепление межнационального единства и согласия. Это и участие в общественной экспертизе новых законопроектов области национальной политики. Это и работа с республиканскими и региональными национальными культурными центрами - как главными рычагами возрождения национального языка, культуры, традиций и обычаев.

Благодаря приданию государственного статуса рабочим органам Ассамблеи, оперативно решались проблемы национально-культурных центров, по ряду из них приняты решения на правительственном уровне.

Для оказания финансовой и организационной помощи национально-культурным центрам создан республиканский фонд. Его филиалы имеются во всех областях.

Ассамблея стала органом народной дипломатии.

Она обеспечивает постоянные контакты с исторической родиной диаспор. Благодаря этим усилиям увеличилось количество студентов-казахстанцев в России и Беларуси. Налажены тесные связи с Ассамблеей народов Кыргызстана.

Ассамблея народов Казахстана в апреле 1996 года стала соучредителем журналов "Акикат" и "Мысль".

Результаты деятельности Ассамблеи народов Казахстана, усилий Президента республики по укреплению межнационального согласия в республике получили признание не только в Казахстане.

Представители авторитетных во всем мире международных организаций, изучая опыт гармонизации межнациональных отношений в Казахстане, отмечают, что он достоин изучения.

В условиях экономического кризиса в республике взят курс на реализацию собственной модели экономических преобразований и перехода к рынку, исходящий из наличия богатейших запасов природных ресурсов, необходимости формирования альтернативных форм собственности регионов и субъектов хозяйственной деятельности, конверсии оборонного комплекса и более рационального использования научно-технического и производственного потенциала. В 1997 г. принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола, связанное с геополитическими, экономическими причинами развития Казахстана. Разработана и принята к реализации Программа "О мерах по реализации стратегического развития Казахстана до 2030 года".

В октябре 1997 года Президент Н. Назарбаев обратился с посланием к народу Казахстана, в котором была выложена Стратегия развития страны до 2030 года. В данном документе проанализирована новейшая история независимого Казахстана и обозначены основные пути развития страны на ближайшие тридцать лет. В качестве долгосрочных приоритетных выделены:

· Внутриполитическая стабильность и консолидация общества - сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующего десятилетий;

Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений - достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста;

Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана - постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду;

Энергетические ресурсы - эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта газа и нефти с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту;

Инфраструктура, в особенности транспорт и связь - развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту;

Профессиональное государство - создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных и способных выступать представителями народа в достижении приоритетных целей страны

В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа совместных предприятий, открываются представительства крупнейших компаний мира, разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки природных ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение прогрессивных технологий в аграрной сфере и т.д.

Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая стабильность в республике делают этот регион одним из наиболее привлекательных для вложения иностранного капитала среди республик бывшего Советского Союза.

Экологические проблемы

Начиная с 50-х годов, Казахстан превратился в сплошную зону экологического бедствия. Расположенный на территории Семипалатинской области атомный полигон был одним из крупнейших в мире военных объектов этого типа. Около 70% всех испытаний ядерного оружия в СССР было произведено на Семипалатинском полигоне, число мест захоронений ядерных отходов на казахстанской земле превысило 300. Полигон в первую очередь нанес огромный ущерб земле, где он был расположен. В этом районе изменился климат, высохли водоемы, были загрязнены воздух и растительность. Все это отрицательно сказалось на живом мире. Звери и птицы либо погибли, либо изменили места обитания, цветущие края превратились в мертвые пустыни. Страшными последствиями стали ядерные испытания и для людей. Возросло число больных раком, заболеваниями крови, возросла детская смертность. В феврале 1989 года на митинге общественности республики было положено начало первому советскому движению «Невада-Семипалатинск». Возглавил его поэт Олжас Сулейменов. За короткое время это движение стало одним из наиболее действенных движений. Его поддержала и международная общественность, выступающая за ядерное разоружение. Благодаря этому движению, впервые был установлен мораторий на взрывы. В 1989 году из 18 запланированных взрывов на полигоне остановлено было 11. 28 августа 1991 года Президент Казахстана Н.Назарбаев подписал Указ о закрытии Семипалатинского полигона. Высыхание Аральского моря стало экологическим бедствием не только для Казахстана, но и всей Средней Азии. С увеличением площади поливных земель на юге Казахстана и в Узбекистане, воды рек Сырдарьи и Амударьи, впадающих в Аральское море, использовались неэкономно. В результате количество воды в море сократилось в три раза. Площадь Приаралья пришло в упадок. Опустели населенные пункты, понизился жизненный уровень населения. Выросло число легочных заболеваний и детская смертность. Существуют серьёзные опасения за экологию озера Балхаш, особенно возможности повторения катастрофы, подобной аральской. Скорость снижения уровня воды в озере очень высока. Озеро мелеет. Соляная пыль выносится с обсохшего дна озера и неблагоприятно воздействует на климат региона. Ещё одним фактором, влияющим на экологию озера Балхаш, являются выбросы Балхашского горно-металлургического комбината. Основными загрязнителями озера Балхаш являются тяжёлые металлы (медь и цинк), а также нефтепродукты, фенолы и фториды.

49. Экономические преобразования

После провозглашения независимости Казахстана, в 1991 году, экономические реформы в Казахстане приобретают качественно новый характер. Конституция Казахстана признала право частной собственности, тем самым создав в Казахстане необходимое условие для развития рыночных отношений в экономике.

Дальнейшим шагом в развитии экономики Казахстана стало введение национальной валюты. В 1994 г.Казахстаном был объявлен курс на жесткую денежно-кредитную политику. В результате принятых мер ситуация в макроэкономике стала выравниваться. Значительно снизился уровень инфляции,который достигал 57-58% в месяц, в 1993 году.

Следующий этап экономических реформ охватывал период с 1996 года по 1998 год. На этот период падает задача завершения этапа макроэкономической стабилизации и перехода к концепции и программам инвестиционного экономического роста.

В 1997 году в послании Н. Назарбаева к народу была обнародована стратегическая программа развития страны — «Казахстан — 2030».

Утверждены семь долгосрочных приоритетов страны до 2030 года:

Национальная безопасность;

Внутриполитическая стабильность и консолидация общества;

Экономический рост на базе рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций;

Здоровье, образование, благополучие граждан Казахстана;

Развитие энергетических ресурсов,

Развитие инфраструктуры (особенно транспорта и связи);

Профессиональное государство;

За все эти годы независимости,государством были приняты различные законы,которые способствовали экономическому росту страны. Среди них такие законы,как: закон о банкротстве; об антимонопольной деятельности; о бюджетной системе; о Национальном банке; о нефти; о налогах и обязательных платежах; о приватизации; о государственной поддержке прямых инвестиций, о рынке ценных бумаг и др. Так в апреле 2001 года был принят закон «Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег». В мае 2001 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ о легализации «теневых» капиталов с июня 2001 года. По официальным данным, за период с 14 июня по 13 июля 2001 года в экономику страны было возвращено около 480,2 млн. долл.

Сегодня Казахстан стремится построить собственную модель экономического развития, основанную на высоких технологиях, инновациях и знаниях. Для этого была разработана стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы, целью которой является формирование инновационной модели экономики.

После провозглашения независимости Казахстана, в 1991 году, экономические реформы в Казахстане приобретают качественно новый характер. Конституция Казахстана признала право частной собственности, тем самым создав в Казахстане необходимое условие для развития рыночных отношений в экономике.

Дальнейшим шагом в развитии экономики Казахстана стало введение национальной валюты. В 1994 г.Казахстаном был объявлен курс на жесткую денежно-кредитную политику. В результате принятых мер ситуация в макроэкономике стала выравниваться. Значительно снизился уровень инфляции,который достигал 57-58% в месяц, в 1993 году.

Следующий этап экономических реформ охватывал период с 1996 года по 1998 год. На этот период падает задача завершения этапа макроэкономической стабилизации и перехода к концепции и программам инвестиционного экономического роста.

В 1997 году в послании Н. Назарбаева к народу была обнародована стратегическая программа развития страны — «Казахстан — 2030».

Утверждены семь долгосрочных приоритетов страны до 2030 года:

Национальная безопасность;

Внутриполитическая стабильность и консолидация общества;

Экономический рост на базе рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций;

Здоровье, образование, благополучие граждан Казахстана;

Развитие энергетических ресурсов,

Развитие инфраструктуры (особенно транспорта и связи);

Профессиональное государство;

За все эти годы независимости,государством были приняты различные законы,которые способствовали экономическому росту страны. Среди них такие законы,как: закон о банкротстве; об антимонопольной деятельности; о бюджетной системе; о Национальном банке; о нефти; о налогах и обязательных платежах; о приватизации; о государственной поддержке прямых инвестиций, о рынке ценных бумаг и др. Так в апреле 2001 года был принят закон «Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег». В мае 2001 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ о легализации «теневых» капиталов с июня 2001 года. По официальным данным, за период с 14 июня по 13 июля 2001 года в экономику страны было возвращено около 480,2 млн. долл.

Сегодня Казахстан стремится построить собственную модель экономического развития, основанную на высоких технологиях, инновациях и знаниях. Для этого была разработана стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы, целью которой является формирование инновационной модели экономики

Голод 1931–1933 гг. Письмо Турара Рыскулова Сталину. «Письмо пятерых»

В результате проведения силовой коллективизации сельского хозяйства, в Казахстане 1930–1932 гг. разразился голод. Причины голода:

Скопление огромного количества скота на ограниченной территории;

Ограниченность пастбищных угодий;

Недостаточная обеспеченность скота.

К февралю 1932 г. в Казахстане 87% хозяйств колхозников и 51,8% единоличников полностью лишились своего скота. В 1930 г. от голода погибло более 313 тыс. человек; в 1931 г. смертность достигла 755 тысяч; в 1932 г. погибло более 769 тыс. человек. В 1930–1932 гг. — потери от голода, эпидемий и других лишений составили — 1 млн. 750 тыс. казахов или 40% населения аула.

Тотальные репрессии и голод вызвали массовый отток населения. С января 1930 г. по июнь 1931 г. снялось более 280 тысяч хозяйств — около 1 млн. 70 тыс. человек. За пределы республики мигрировало свыше одного миллиона кочевников, из них 616 тыс. безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в Казахстан. Трагедия коллективизации раскидала казахов по ряду стран мира, например, в Китае ныне их проживает 1 070 тыс., в Монголии — 137 тыс., в Турции — 120 тыс. Также казахские диаспоры имеются в Афганистане, Иране, в странах Западной Европы и в Северной Америке. Всего за пределами Казахстана в данное время проживает около 4,5 млн казахов, в том числе в 14 государствах бывшего СССР и 25 странах дальнего зарубежья. В республике произошло снижение численности не только казахов, но и представителей других национальностей: украинцев — с 859,4 до 658,1 тыс.; узбеков — с 228,2 до 103,6 тыс.; уйгуров — с 62,3 до 36,6 тыс.

Последствия политики геноцида:

Из 6,2 млн. жителей республики в 1931–1933 гг. погибло от голода около 2,1 млн. человек;

Потери не коренного населения составляют 0,4 млн. человек;

Прежняя численность казахов была восстановлена спустя почти 40 лет, в 1969 г.;

На 1 января 1933 г. республика насчитывала всего 4,5 млн. голов скота против 40,5 млн. голов накануне коллективизации.

Представители казахской интеллигенции били по этому поводу тревогу. Например, известны письма Т. Рыскулова И. Стaлину от 29 сентября 1932 г. и 9 марта 1933 г., где он подробно описывал сложившуюся ситуацию. В письме от 9 марта 1933 г. Т. Рыскулов писал: «Прошу Вас ознакомиться с настоящей запиской и вмешаться в это дело и тем самым спасти жизни многих людей, обреченных на голодную смерть». Далее приводились данные о численности казахов за пределами республики: на Средней Волге — 40 тыс. человек; в Киргизии — 100 тыс. человек; в Западной Сибири — 50 тыс. человек; в Каракалпакии — 20 тыс. человек; в Средней Азии — 30 тыс. человек. Кочевники попали даже в такие отдаленные места, как Калмыкия, Таджикистан, Северный край и др. Часть населения откочевала в Западный Китай. В письме приводятся данные о масштабах трагедии. В 1930 г. в Актюбинской области проживало 1012500 человек, в 1932 осталось 725800 человек (или 71 %). В Кзыл-Ординском районе по большинству аулсоветов осталось 15–20% населения. В Балхашском районе (по данным местного ОПТУ) насчитывалось 60 тыс. человек, откочевало 12 тыс. человек, умерло 36 тыс. человек, осталось всего 12 тыс. человек. Масштабы трагедии были настолько велики, что голод 1930–1932 гг. вошел в историю как годы «великого джута», величайшей трагедии казахского народа.

Письма Сталину и в правительственные органы писали не только отдельные должностные лица, но и представители казахской интеллектуальной элиты, национальные лидеры. Т. Рыскулов, С. Садвакасов, С. Сейфуллин, С. Ходжанов, Ж. Мынбаев, составляли оппозицию руководителю Казкрайкома Ф. Голощекину, проповедовавшему идею «Малого Октября» в Казахстане, и подвергались гонениям.

Особое место в истории Казахстана занимает так называемое «письмо пятерых» видных казахстанских деятелей культуры. В июле 1932 года Г. Мусрепов, М. Гатаулин, М. Давлетгалиев, Е. Алтынбеков, К. Куанышев написали письмо Сталину о бедственном положении в казахской степи, обвиняли Голощекина в искривлениях генеральной линии партии по проведению коллективизации (о нарушении ленинского принципа добровольности), уничтожении стимулов населения по развитию животноводства, что порождало отвращение к занятию скотоводством, неучете особенностей аула, ликвидации вместе с баями середняков.

Но большинство явных сторонников этого взгляда стали жертвами преследований. Власть Голощекина усиливалась, в своих выступлениях и докладах он всячески «разоблачал» тех, кто имел иную точку зрения на проводимые в республике политические и экономические мероприятия. Против виднейших казахских литераторов, публицистов и просветителей А. Байтурсынова, А. Бокейхана, М. Жумабаева, М. Дулатова, Ж. Аймаутова и других началась травля в газетах, они же стали первыми жертвами беззакония и произвола.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.131.164 (0.078 с.)