Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учащихся с особенностями психофизического развития

Поиск

 

Продуманно организованная досуговая деятельность учащихся с особенностями психофизического развития способствует профессиональному самоопределению, развитию творческой активности, формированию опыта гражданского поведения, потребности и умений целесообразно и эффективно использовать свободное время, организовывать досуг социально приемлемыми способами, оптимизации социализации и интеграции лиц данной категории в общество. Досуговая дея­тельность школьников предусматривает организацию занятий кружка, клубных занятий, праздников, вечеров, различных игр и др.

Методика подготовки и проведения праздников и вечеров

Праздник – одна из форм организации дея­тельности детского коллектива. Праздники приносят радость, предоставляют возможность весело проводить время, формируют яркие впечатления и т.п.

В процессе подготовки к празднику проводится образовательно-воспитательная работа, активизирующая деятельность учащихся, повышающая общий тонус жизни коллектива, и тем самым оказывающая благотворное влия­ние на качество всего педагогического процесса.

Важные условия успешного проведения праздника – четкость и организованность его подготовки. Для подго­товки к празднику создается совет дела, который не позднее, чем за месяц, составляет подробный план его проведе­ния. План отражает весь ход подготовки, мероприятия, связанные с проведением праздника, определенные содержание, формы и методы работы учащихся. Определяются лица, ответственные за различные направления предпраздничной рабо­ты.

В процессе подготовки праздника необходимо продуманно распределить творческие задания между учащимися (в соответствии с их возможностями и интересами). Это способствует развитию здорового соперничества, творческой индивидуальности каждого воспитанника, стимулирует активность, инициативу, самодеятельность детей, позволяет выявить их склонности и таланты.

Массовое участие воспитанников всех возрастных групп в подготовке к празднику, занятость общим делом создают в коллективе особое настроение, атмосферу близости, делового сот­рудничества педагогов и учащихся, объединяя их как равных партнеров в решении общих задач. Создание ра­достного праздничного настроения в коллективе является существенным психологическим фактором, обеспечивающим эффективное решение многих педагогических проблем.

К празднику важно также продуманно подобрать выразительные средства (музыку, костюмы, декорации, элементы украшения зала и т.п.). Искусство играет значимую роль на праздниках. Музыка, танцы, живопись укра­шают праздник, делают его ярким, веселым, интересным.

Праздничное оформление помещений, где проводится праздник, веселая музыка еще до начала праздника создают у учащихся хорошее настроение, заставляют их почувствовать, что они пришли именно на праздник, где все не так, как в будний день, где все инте­ресно и необыкновенно, где их ждет много приятного и радостно­го.

Проведение праздника обычно включает четыре части, каждая из которых вносит свой вклад в общее содержание праздника, создает особое радостное настроение, эмоциональный подъем в коллективе.

В первую часть включаются торжественные моменты: вступительное слово ведущего, поздравление с праздником и т.д.

Вторая часть праздника предусматривает использование не­ожиданных, ярких форм (например, концерт художественной са­модеятельности, концерт-сюрприз и др.). Художественная часть раскрывает саму идею праздника, формирует у детей интересные впечатления.

Третья часть состоит из массовых танцев, игр, аттракционов, конкурсов, соревнований и т.п.

В заключительной части мероприятия подводятся итоги, награждаются победители в соревнованиях, конкурсах и т.д.

Проведение праздника должно быть очень тщательно продумано: вход в зал, посадка на места, порядок выступлений, выход из за­ла по окончании праздника – все это нужно детально предусмот­реть, чтобы организационные недочеты не нарушали праздничное настроение детей.

Несмотря на то, что существует много разных по своему ха­рактеру праздников, каждый из них готовится и проводится с уче­том общей методики, однако каждый праздник, в зависи­мости от его назначения, имеет и некоторые особенности в подго­товке и проведении.

Тематика праздников разнообразна. Классифицируя праздники, обычно выделяют календарные (Новый год, 23 февраля и др.), тематические («Праздник сказок» и т.д.). Организуются праздники, посвященные началу и окончанию учебного года, Дню учителя, Международному женскому дню (8 марта). Проводятся праздники календарно-обрядового характера, «Праздник урожая», «Загадки осени», «Весенний праздник», «День космонавтики», «Чистота и здоровье», «Праздник лета» и др.

 

В практике организации досуговой деятельности учащихся используются вечера. Эта форма внеклассной работы положительно сказывается на расширении общего кругозора детей, оказывает воздействие на их чувства, созда­ет условия для формирования нравственных качеств, эстетического воспитания; позволяет знакомить учащихся с народными традициями, с историей страны, разнообразными музыкальными произведениями, танцами, модой и др.

Тематические вечера по содержанию делят на торжественные (связаны с событиями в жизни коллектива), предметные (литературный, математический), вечера-отчеты о работе творческого коллектива (например, школьного театра), вечера отдыха (танцевальный, музыкальный, показ мод). Вечера могут быть связаны с календарными датами (например, вечер ко Дню Победы»), посвящены истории нашей страны, народным традициям; проводятся также вечера юмора, вечера вопросов и ответов и др.

Несмотря на разнообразие тематики проводимых вече­ров, методика их подготовки и проведения практически не отличается.

На этапе подготовки вечера создается творческая группа (со­вет дела), в состав которой включаются наиболее инициативные и активные учащиеся, а также все желающие. Воспитатель оказывает помощь творческой группе, при необходимости направляет ее деятельность. Задача творческой группы – разработать план-программу предстоящего ве­чера. Совет дела определяет способы информирования о проведении вечера (например, готовится текст объявления), разрабатывает сценарий вечера, определяет направления деятельности разных учащихся, подбирает необходимый для реализации сценария вечера мате­риал, органи­зовывает репетиции предстоящего вечера. Учащиеся, которые не вошли в совет дела, могут изготовить пригласительные би­леты или поместить информа­цию о проведении вечера в стенгазету, оформить помещение, где будет проходить вечер и др.

Успех вечера во многом обеспечивается его содержательностью и яркостью. Поэтому воспитатель должен помочь детям собрать инте­ресный материал, подсказать пути его поиска, участвовать в разработке сцена­рия. При создании сценария важно продумать, как обеспечить яркое, эмоционально выразительное начало вечера, как сочетать текст ведущих с инсценировками, чтением стихов, выступлением гостей, просмотром медиапрезентации, де­монстрацией различного наглядного материала, проведением конкурсов, викторин, музыкальным сопровождением. Из числа возможных вариантов разных форм, приемов, средств необходимо помочь учащимся выбрать самое оптимальное, чтобы не перегрузить вечер их обилием и, в то же время, не обеднить его эмоциональную выразитель­ность.

Содержание вечера этикета может включать: вступительное слово ведущего; обыгрывание ситуаций, в которых демонстрируются правила этикета; конкурс «рыцарей» (проводится среди мальчиков); танцевальное отделение; выступление и мастер-класс парикмахера, «модельера», консультанта по сервировке стола. Могут быть показаны сценки, в которых исполнители специально делают грубые ошибки и тем самым вызывают смех у зрителей, указывают на типичные ошибки в общении; сценки-экспромты, разыгрываемые детьми, которых вызвал ведущий и т.п.

Программа вечера юмора может предусматривать: выпуск юмористических газет; показ комических сценок; конкурс дружественного шаржа; выступление исполнителей юмористических произведений, анекдотов; проведение комических соревнований, игр; демонстрацию смешных фотографий и др.

Особенности вечера отдыха – свободный выбор его содержания, характера проведения, небольшая организационная работа. Один из организаторов берет на себя функцию ведущего вечера, второй подбирает музыку, третий и четвертый – готовят занимательные конкурсы (например, «Самое лучшее любимое занятие», «Новая мода» и др.).

Воспитатель предлагает интересные идеи организаторам вечера (творческой группе), дает ценные советы, может играть роль ведущего; участвует в оформлении помещения, способствует созданию праздничной атмосферы, при необходимости оптимизирует ход вечера; продумывает характер награждения победителей в конкурсах, подводит итоги и т.п.

Следует подчеркнуть, что высокий воспитательный эффект вечеров возможен, если они проводятся не от случая к случаю, а регулярно и по определенному плану.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.009 с.)