Организация режима дня в воспитательном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация режима дня в воспитательном процессе



Информационных часов

Беседа, диспут, информационный час – формы воспитательной работы с учащимися, формы просвещения воспитанников.

Беседы, диспуты, информационные часы способствуют расширению кругозора воспитанников, обогащению их лексикона, просвещению в области норм морали, категорий нравственности, эстетики, общественной жизни; формированию представлений о социуме и особенностях взаимоотношений людей, знаний об окружающей действительности, различных явлениях и событиях, происходящих в мире; формированию ценностного отношения к людям, природе, миру в целом; культуры диалога воспитанников. Эти формы воспитательной работы формируют у детей умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать собственные поступки и поведение других людей, замечать и описывать прекрасное, логично и доказательно излагать свое мнение; развивают коммуникативные умения, самостоятельность суждений, познавательные интересы; активизируют мыслительную деятельность; содействуют воспитанию положительных качеств личности и др.

Беседы, информационные часы, диспуты играют важную роль в формировании нравственного, общественного сознания учащихся и проводятся по всем направлениям воспитания: гражданскому и патриотическому, идеологическому, нравственному, эстетическому, экологическому, гендерному, семейному, трудовому и профессиональному; раскрывают проблемы самопознания и саморегуляции личности, психологической культуры; культуры здорового образа жизни, безопасной жизнедеятельности, быта и досуга.

При проведении бесед, информационных часов, диспутов воспитателюследует учитывать, что для младших школьников с особенностями психофизического развития могут быть характерны неполнота, фрагментарность восприя­тия речевых сообщений; непонимание услышанного из-за громоздких речевых конструкций; трудности в предвосхищении смысла выска­зываний; неспецифическое узнавание объекта, о котором говорится; фиксация на несущественном при вычленении основных поло­жений и главной идеи услышанного и др. Кроме того, младшим школьникам с нарушениями зрения свойственны эхолалии при воспроизведении услышан­ного, неточное использование неязыковых средств, подтверждающих по­нимание услышанного; дети используют реплики и слова, усвоенные на вербальной основе (И.Н. Миненкова). В процессе рассказывания младшие школьники с особенностями психофизического развития могут использовать речевые клише, выражения и слова в неточном, не свойственном им значении или без учета их эмоционально-экспрессивной окраски; пропускать суще­ственные детали или повторять факты и искажать логику развития со­бытий; упоминать несоотносимые явления, понятия разного уровня обобщенности в одном ряду; монотонно излагать свои мысли и др.

Методика подготовки и проведения бесед

По содержанию выделяют следующие виды бесед: этические, правовые, эстетические, экологические, краеведческие, профориентационные, санитарно-гигиенические, идеологического характера и др.;беседы, направленные на формирование гражданско-правовой компетенции, социокультурной, саногенной, коммуникативной и т.д.

Тематика бесед разнообразна: «Верный друг», «Азбука поведения», «Вежливые слова», «Азбука здоровья», «Курить – здоровью вредить», «Копилка витаминов», «В природе много необычного», «Мой город», «Наша Родина», «Профессии», «Герои любимых книг» и др.

К содержанию бесед предъявляются требования: информативность, доступность, научность, занимательность, возможность совмещения различных способов восприятия.

Методика подготовки бесед предусматривает: 1) определение темы; 2) подбор материала для беседы (анализ педагогических наблюдений, подбор моделей педагогических ситуаций, отбор словаря и др.); 3) определение структуры и содержания беседы.

 

Этические беседы

Этическая беседа – самая распространенная форма нравствен­ного просвещения. Этические беседы формируют у детей с особенностями психофизического развития зна­ния о нормах и правилах морали, ценностное отношение к людям, человеку как личности, способствуют развитию нравственной зрелости, осознанных взглядов и убеждений, обеспечивающих основу нравственной ориен­тации и установок в поведении. Осознание культурных эталонов общества является одним из условий развития саморегуляции личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.В. Карпинский и др.).

Развитие нравственного сознания учащихся разных возрастных групп имеет свои особенности: у младших школьников оно на­ходится на уровне нравственных представлений и носит конкретный характер; у учащихся средних и старших классов моральное созна­ние имеет более обобщенный характер (дети этого возраста способны к усвоению сложных нравственных понятий).

Следует отметить, что развитию нравственных представлений младших школьников с нарушениями зрения, слуха, интеллектуальной недостаточностью и др. свойственна определенная специфичность. В частности, этот процесс происходит замедленно, характеризуется несформированностью структурных компонентов данного образования и рассогласованием взаимосвязи между ними, осложняется недостаточной результативностью механизма поиска нравственной информации, что затрудняет ее преобразование и организацию. Развитие нравственных представлений младших школьников с нарушениями зрения не имеет выраженной гетерохронности, осуществляется в искаженной последовательности при опережающей роли когнитивного компонента (И.Н. Миненкова).

В связи с этим подчеркнем, что необходимо не только формировать у учащихся с особенностями психофизического развития зна­ния о нормах и правилах морали в процессе проведения этических бесед, но и закреплять моральные нормы на практике, вовлекать детей в деятельность с целью реального проживания активного ценностного отношения. В противном случае возможен разрыв между словом и делом, между сознанием и поведением детей.

При определении темы и содержания этических бесед важно учиты­вать следующие положения:

• Моральные нормы, принципы имеют многоплановый, сложный характер, поэтому их содержание не может быть в полном объеме раскрыто в ходе одной беседы. Необходимо планировать и проводить серию бесед, посвящен­ных частным вопросам (темам), связанных воедино с общей нравственной проблемой. Важно обеспечить последова­тельность и постепенное усложнение по мере взросления учащихся содержания тем бесед и решаемых в их ходе задач, посвященных одной и той же нравственной проблеме.

• Темы, содержание, характер бесед с учащимися младших классов должны быть направлены на формирование отдельных элементов их морального сознания, что может быть достигнуто на основе конкретных, ярких и убедительных фактов, примеров нравственного поведения.

• Выбор темы этической беседы зависит также от уровня нравственной воспитанности учащихся, их возраста, индивидуальных особенностей, интересов, конкретных возмож­ностей организации воспитательной работы в коллективе. В связи с этим воспитателю (классному руководителю) необходимо, прежде всего, установить, с какой целью проводится беседа, каково ее место в общей системе воспитательной работы с коллективом и в системе этических бесед, какие практические выводы будут сдела­ны и какие конкретные задачи будут решены в процессе ее подго­товки и проведения.

На этапе подготовки содержания этической беседы важно использовать возможности всех источников.

Интересный и разнообразный материал для этических бесед да­ют кинофильмы и театральные постановки, художественная литература. Кроме того, в газетах и журналах часто печатаются статьи по актуальным вопросам морали, использование которых сделает беседу убеди­тельной и доказательной. Лучшие произведения писателей и поэтов, кино­фильмы, материалы прессы помогут воспитателю ярче и глубже раскрыть нравственные понятия темы, создадут условия для активизации чувств учащихся (сопереживания), что облегчает процесс не толь­ко усвоения нравственных идей, но и их принятия личностью. Целесообразно при подготовке беседы просмотреть также соответствующие разделы в словарях (толковом слова­ре, орфографическом, «Словаре по этике», сборниках «Азбука нравственности», «Жемчужины мысли» и т.п.). Обогатит беседу и обращение к посло­вицам, поговоркам, фразеологизмам, крылатым словам и выражени­ям.

Важно включать в беседу факты из жизни коллектива уча­щихся, обращая внимание и на положительные, и на негативные поступки отдельных воспитанников. Процесс формирования нравственного идеала происходит не только под вли­янием положительных примеров, но и в результате осуждения нару­шений нравственных норм и правил. При разборе негативных поступков и действий отдельных учащихся не всегда следует назы­вать их фамилии. Опасение быть подвергнутым осуждению со сторо­ны воспитателя (классного руководителя) и сверстников может помешать ребенку спокойно осмыслить жизненную ситуацию. Кроме того, соблю­дение меры, такта при использовании примеров, фактов отрица­тельного плана важно и для создания самой нравственно-эмоцио­нальной атмосферы в коллективе учащихся, их положительной наст­роенности по отношению к обсуждаемой проблеме.

В процессе подготовки этических бесед подбираются факты, примеры поведения не только учащихся, но и окружающих их людей (яркие фак­ты о добросовестном отношении людей к труду, их умении работать в коллективе, примеры сознательного выполнения своего долга, порученного дела и др.).

Источниками материала для содержания бесед могут быть также сочинения учащихся, их ответы на анкетные вопросы. Например, перед проведением беседы «О дружбе» можно предложить учащимся анкету с вопросами: 1) Можно ли предлагать дружбу? 2) Верно ли, что ради дружбы можно простить другу любой поступок? 3) Как ты поступишь, если друг тебя обманул? 4) Что можно сказать о дружбе в нашем классе? 5) Можно ли иметь несколько друзей? 6) Могут ли дружить люди с разными характерами? 7) Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Помимо собственной подготовки, воспитатель гото­вит к беседе учащихся, настраивает их на предстоящий разговор. С этой целью детям заблаговременно сообщается тема предстоя­щей беседы, рекомендуется для чтения необходимая литерату­ра. Целесообразно проведение совместного с учащимися анализа состояния дел в коллективе, связанных с темой беседы, определение тех вопросов, которые следует поставить на обсуждение. Для этого можно вывесить плакат с вопросами или оформить специальный стенд с материалами к беседе.

Воспитатель может предусмотреть небольшие выступления учащихся по отдельным вопросам темы, которые будут удачно ил­люстрировать содержание беседы.

Для достижения воспитательной результативности беседы важно обеспечивать композиционную новизну и творческий подход к ком­поновке содержания материала каждой этической беседы. Это обеспечит в каждом конкретном случае свежесть восприятия учащи­мися беседы и устойчивый интерес к ней.

Для повышения действенности бесед в ходе их проведения важ­но обеспечить ряд условий: определение конкретных заданий для учащихся и их краткие выступления в ходе беседы; доказательность, аргументированность выдвигаемых положений, выво­дов; акцент на работе с различными понятиями, новыми словами (формирование понятий, устранение вербализма знаний); яркость, эмоциональная привлекательность используемых при­меров, фактов; использование различных средств наглядности, игровых приемов; благожелательный тон педагога; располагающая к откровенности нравственно-психологическая атмосфера в коллекти­ве; предоставление возможности выступить каждому ребенку.

В структуре этической беседы можно выде­лить следующие компоненты, определяющие логику, последователь­ность, ход беседы:

1. Сообщение темы беседы и стимулирование интереса уча­щихся к ее содержанию.

2. Обоснование общественной важности обсуждаемой темы и личной ее значимости для каждого ребенка.

3. Последовательное раскрытие основных вопросов темы:

а) определение рассматриваемого нравственного понятия;

б) обращение к фактам жизни и деятельности выдающихся людей, литературных героев, примерам, взятым из окружающей жизни с целью иллюстрации отдельных аспектов проблемы;

в) анализ положения дел в коллективе в связи с обсуждаемой темой;

г) конкретные рекомендации, советы по улучшению работы или поведению учащихся;

4. Подведение итогов беседы.

В построении самого содержания беседы часто использу­ется и индуктивный путь – от анализа фактов, их оценки к обобщениям, и дедуктивный – от формулировки нравственного правила к анализу отдельных фактов.

Структура индуктивного типа беседы: объявление темы беседы, рассказ о случае из жизни либо ознакомление с литературным материалом; ответы на вопросы, связанные с анализом приведенных фактов; выяв­ление существенных признаков морального понятия; анализ собственного опыта поведения учащихся; определение практических мер, которые помогут детям закрепить в своем поведении данную моральную норму; подведение итогов. Индуктивный путь построения беседы чаще всего применяется в младших классах.

Структура дедуктивного типа беседы: раскрытие сущности морального понятия во всту­пительном слове; ответы на вопросы воспитателя либо анализ конкретных фактов и событий; обобщение высказываний воспитанников; подведение итогов.

Начало беседы важный момент, эффективность которого обеспечивается продуманной методикой его осуществления. Для привлечения внима­ния учащихся с особенностями психофизического развития к предстоящей беседе, возбуждения у них интереса к обсуждаемым вопросам используются различные педагогические приемы. Например, обращение к детям с вопросом, направленным на выяснение понимания ими сущности рассматриваемого нравствен­ного понятия; использование занимательного события, факта, за­имствованного из литературы, содержательного высказывания из­вестного человека или афоризма; обращение к примерам из жизни воспитанников, обуславливающим необходимость углубленного раск­рытия и осмысления рассматриваемой нравственной нормы и др.

Мысли, чувства и поступки учащихся должны проявляться в их естественном единстве, поэтому то, о чем идет речь на эти­ческих беседах, подкрепляется практическими делами воспитанников. Важно создать для этого необходимые условия в коллективе и стимулировать активное стремление учащихся к бе­зусловному следованию усвоенным моральным понятиям, нормам по­ведения в повседневной жизни.

С целью полноценного усвоения моральных норм детьми, формирования ценностных отношений, правильного поведения с младшими школьниками с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении проводятся игры-имитации, игры-инсценировки, игры-импровизации, театрализованные игры-занятия, организуются различные коллективные творческие дела, общественно полезный труд, используется метод создания воспитывающих ситуаций и др.

 

Методика подготовки и проведения диспутов

Диспут – это спор, вызванный желанием присутствующих на нем глубже и обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах. Преимущество диспута перед другими формами состоит в том, что он позволяет обеспечить активную позицию каждому его участнику.

Диспуты воспитывают самостоятельность суждений уча­щихся, формируют не только моральные, но и волевые качества, так как дети не только учатся отстаивать убедительно и доказательно свои позиции, но и овладевают умением слушать оппонента. Это воспитывает выдержку, дисциплинированность, чувство такта, терпимость по отношению к мнениям товарищей.

Для подготовки диспута избирается инициативная группа (совет дела) в составе 3 5 учащихся. Совместно с избран­ным активом воспитатель намечает основную программу подготовки диспута, которая предусматривает:

а) определение, формулировку темы диспута;

б) широкое оповещение учащихся о предстоящей теме обсуждения;

в) оформление помещения;

г) помощь детям в подготовке к диспуту.

Среди членов инициативной группы распределяются поручения.
Вся подготовительная работа направлена на создание в кол­лективе атмосферы живой заинтересованности в обсуждении постав­ленной проблемы.

В ходе подготовки диспута большое значение имеет правильная формулировка темы. В теме для диспута обязательно должен быть заключен элемент спора, возможность для столкновения разных то­чек зрения, т.е. сама формулировка темы должна будить мысль учащихся, звучать остро и проблематично (З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская). Например, «Как стать интересным чело­веком?», «Могут ли дружить мальчики и девочки?», «Вредные привычки», «Что самое интересное?», «Природа и человек».

Нельзя навязывать воспитанникам тему диспута. Они сами определяют ее, однако примерный перечень тем можно им рекомендовать. В некоторых случаях тема диспута может быть подсказана сло­жившейся в классе ситуацией: отсутствие дружбы в кол­лективе, факты нарушения дисциплины и др. Предметом диспута могут быть также кинофильмы и спектакли, литературные произведения, поднимающие актуальные нравственные проблемы, волнующие учащихся и т.п.

После определения темы диспута нужно помочь детям сфор­мулировать вопросы либо отобрать из рекомендованных те, кото­рые особенно волнуют воспитанников. Не нужно стремиться к большому коли­честву вопросов. Лучше всего сосредоточить внимание на 3–4 из них. Важно, чтобы вопросы не предполагали однозначных ответов.

Вопросы диспута должны помочь учащимся разобраться в предстоящем разговоре, оценить свое поведение и поведение своих товарищей, наметить пути самовоспитания, организации более содержательной жизни коллектива.

Активизации учащихся способствуют анкеты по вопросам, близ­ким к теме предстоящего разговора, но более частным и не требующим пространных ответов.

В целях формирования умения слушать оппонента воспитанникам предлагаются «Правила диспута» или «Памятка участнику диспута»: в споре все равны и никто не поучает; каждый – активный участник разговора; прежде чем спорить, подумай, о чем будешь спорить; спорь честно, не искажай мыслей и слов своих то­варищей; начиная спорить, выскажи положения, ко­торые будешь защищать и доказывать; говори ясно, просто, отчетливо, точно; старайся говорить своими словами; если доказали ошибочность твоего мнения, признай правоту своего «противника».

Проведение диспута

Диспут может начинаться со вступительного слова ведущего, с сообщения анкетных материалов, с выступлений учащихся, с анализа литературных и жизненных фактов.

Направленность диспута, его эффективность в значительной степени определяются умением ведущего во вступительном слове ясно и четко «подать» тему диспута, остро, убедительно и дискуссионно поставить вопросы перед аудиторией, заставить думать, спорить, обсуждать (З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская).

Мастерство ведущего диспута проявляется не только в широкой эрудиции, но и в умении «подогреть» или «охладить» участников спора. Ведущий комментирует очередное выступление, подчеркивает основную мысль, сталкивает новую точку зрения с высказанной ранее, просит присутствующих выразить свое отношение к определенному высказыванию и т.п. Важно в итоге подвести учащихся к осознанному принятию единого правильного мнения по тому или иному вопросу.

Требования к з аключению (заключительному слову): оно должно быть кратким и убедительным, указывать на правильное решение поставленной проблемы; опираться на более удачные и интересные выступления; содержать обобщенные ответы на вопросы, обсуждаемые в процессе диспута; помогать определить возможные перспективные пути нравственного роста коллектива и методы самовоспитания учащихся; вызывать интерес к знаниям, культуре, желание совершенствовать свой нравственный облик.

Заканчивая диспут, ведущий благодарит участников и гостей,приглашает всех на новую встречу.

Методика подготовки и проведения информационных часов

Информационный час – еще одна форма просвещения учащихся. Основные функции и задачи информационных часов: сообщение о фактах общественной жизни, событиях и явлениях в Беларуси и других странах, организация коллективного ана­лиза различных проблем, выявление личного отно­шения воспитанников к ним.

Наибольшее распространение получили обзорные и тематические информационные часы. Обзорные информационные часы позволяют держать воспитанников в курсе событий сегодняшнего дня, тематические – способствуют более глубокому изучению той или иной отдельно взятой общественной проблемы.

Обзорные информационные часы предусматривают освещение основных культурных, политических, экономических и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени (чаще всего за не­делю) в республике и за рубежом. Для этого от­бираются наиболее актуальные вопросы и события общественной жизни. При обсуждении на первый план ставятся явления и факты общественно-политической жизни республики, а также наиболее су­щественные события в других странах.

В обзор событий могут включаться материалы о деятельности детской (молодежной) организации, о главных событиях в области культуры, науки, техники, спорта. Однако следует учитывать, что общее количество обсуждаемых вопросов – от двух до четырех.

При проведении обзорных информационных часов, охватывающих широ­кий круг вопросов, можно создать постоянные рубрики, позволяющие осуществить более целенаправленную подготовку к ним (напри­мер, «По моей любимой республике», «Страницы истории Беларуси»). Одним из вопросов обзорного информационного часа может быть – «Самое интересное в газете…».

На обзорном информационном часе поочередно каждый из учащихся, предвари­тельно изучив и осмыслив материалы, опубликованные за минувшую неделю в газетах, знакомит детей с наиболее интересными из них.

Тематические информационные часы посвящены отдельной актуальной проблеме («День памяти. Памятники», «Чернобыль. Что это такое?», «Как уберечь себя от травм», «Твое здоровье в твоих руках», «Международный день 8 марта. История праздника» и др.).

К темати­ческому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкре­тизирующие тему, подбирается литература, готовится наглядный материал.

Тематические и обзорные информационные часы могут быть организованы в форме беседы, сообщений учащихся по отдель­ным вопросам темы, дискуссии или сочетать то и другое.

С целью оказания практической помощи детям с особенностями психофизического развития це­лесообразно руководствоваться общим планом-схемой подготовки и проведения информационного часа, который включает:

Этап подготовки

1. Определение темы, цели, вида информационного часа.

2. Разработка вопросов, конкретизирующих тему.

3. Определение заданий учащимся с учетом уровня сформированности их социокультурной, коммуникативной, гражданско-правовой компетенции.

4. Подбор рекомендуемой детям литературы.

5. Подбор наглядных и технических средств.

6. Определение заданий всему классу (группе).

7. Проведение индивидуальных консультаций.

8. Разработка плана проведения, хода информационного часа.

Этап проведения информационного часа

1. Сообщение темы, постановка цели.

2. Вступительное слово: обоснование актуальности обсуждаемой темы.

3. Сообщение учащегося по первому вопросу.

4. Обсуждение первого сообщения:

- вопросы детей выступающему;

- обмен мнениями среди учащихся, дополнения с мест новых
фактов, примеров по вопросу;

- дополнение, уточнение выступлений детей воспитателем;

- постановка ведущим информационный час перед учащимися проблемных вопросов, позволяющих использовать, применить накопленные знания в новой ситуации;

- подведение итогов обсуждения первого вопроса воспитателем, расстановка нужных акцентов, формулирование выводов, оценок.

5. Переход ко второму вопросу темы и его обсуждение в том
же порядке и т.д.

6. Работа с учащимися над усвоением новых понятий (особенно значимый аспект при проведении информационных часов с младшими школьниками с нарушением слуха, интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении и др.).

7. Общий итог информационного часа.

 

 

По внеклассному чтению

 

Внеклассное чтение – вид учебно-познавательной деятельности воспитанников, составная часть вне­классной работы по чтению и литературе.

Внеклассное чтение направлено на формирование ребенка как читателя, формирование культуры чтения, преодоление трудностей чтения; воспитание интереса к книге, к процессу чтения, потребности самостоятельно обращаться к книге как источнику знания. Занятия по внеклассному чтению способствуют речевому развитию детей, развитию их познавательных интересов, расширению кругозора, пробуждению и развитию интереса к литературе; формированию осознанной необходимости чтения, самостоятельной читательской деятельности; формированию умения самостоятельно выбирать книги; развитию умения читать слитно, плавно, выразительно; формированию определённого отношения к прочитанному и др.

Направления деятельности на занятиях по внеклассному чтению: ознакомление детей с доступным им кругом чтения, с основными видами общепринятой библиотечной помощи; чтение книг (текстов), обдумывание и усвоение их содержания; отработка правил, приёмов, готовящих каждого ученика к читательской деятельности; освоение основных представлений, необходимых для самостоятельной ориентировки в книге.

В режиме дня специальной школы, школы-интерната вне­классному чтению отводится специальное время.

В зависимости от возраста учащихся, их психофизических особенностей, читательских умений внеклассное чтение проводится в разных формах.

В самых младших классах внеклассное чтение коллективное и сочетается с расска­зом воспитателя. На этом этапе широко применяются драматизация содержания читаемого с помощью подвижной аппликации, игрушек, кукольного театра, иллюстрирование прочитанных эпизодов и др.

По мере овладения ребенком умением работать с текстом вводится самостоятельное чтение. Совместно с учителем воспитатель подбирает книги для обяза­тельного и свободного индивидуального чтения, произведения для кол­лективного прочтения и обсуждения на читательских конференциях. В перечень рекомендуемой литературы включаются произведения программной тематики, связанные с актуальными общественными, ис­торическими, литературными событиями, учитываются также чита­тельские запросы каждого учащегося.

Учитель и воспитатель не только организуют внеклассное чтение, но и помогают детям преодолевать возникающие трудности с помо­щью различных методических приемов (использование словарной работы, повторного чтения, разъяснения и др.). Ведется учет и контроль внеклассного чтения (беседы по прочитанному, ведение читательских дневников, коллективных дневнико­вых записей после обсуждения прочитанных произведений, читательские конфе­ренции и др.).

Большое значение имеет систематическая работа по развитию у детей интереса к чтению, пропагандирование необходимой для чтения лите­ратуры. В связи с этим воспитатель совместно с учителем, работником школьной библиотеки организует выстав­ки книг с аннотациями к ним, выступление старших учащихся пе­ред младшими с рекомендацией прочитать те или иные книги, намечает перспективы интересной работы с прочитанным произведением (например, инс­ценирование в школьном театре и др.). Воспитатель рассказывает о писателях, демонстриру­ет соответствующие медиапрезентации, организует просмотр кинофильмов по произведениям писателей и т.п.

В классе или в групповой комнате оформляется уголок внекласс­ного чтения, где размещаются материалы, стимулирующие интерес детей к той или иной книге, список рекомендуемой литературы, отзывы учеников о прочитанных произведениях, иллюстрации к ним, задания познавательного характера. Уголок внекласс­ного чтения должен содержать также раздел, в котором ведется работа над словарем и фразеологией в связи с материалом внеклассного чтения.

 

Этапы читательской подготовки

Первый этап – подготовительный (1-й класс). Это этап накопления читательских знаний, ознакомления с такими понятиями, как рисунки, заголовки, надписи, фамилии писателей. Главная задача данного этапа – привлечение внимания к книге. Воспитатель приучает детей обдумывать то, что изображено на обложке, выделять по обложке фамилию автора, дифференцирует понятия иллюстрации и надписи, демонстрирует чтение сверху вниз.

В структуру занятия на данном этапе входит рассматривание обложки, коллективное чтение названия, фамилии писателя; самостоятельное и коллективное чтение подписей под рисунками; словарная работа; осмысливание содержания; повторное чтение и ответы на вопросы.

На начальном этапе (2–4 классы) книга становится предметом специального изучения. На данном этапе осуществляется постепенный переход от отдельных действий с книгой до освоения навыков чтения. У детей формируются умения самостоятельно выбирать книгу, определять название книги и автора, основное содержание; словарный запас обогащается новыми терминами; происходит знакомство с периодической печатью.

Примерная структура занятия: 1) организационный момент; 2) вступительная беседа; 3) первичное чтение; 4) словарная работа; 5) вторичное чтение; 6) беседа по содержанию прочитанного; 7) словесное рисование либо составление картинного плана, выборочное чтение по вопросам, конкурс на выразительность чтения, драматизация и т.п.; 8) подведение итогов.

Главная задача основного этапа (5–6 классы) – расширение читательской практики и самостоятельности, чтение и осмысление, воспроизведение и оценка прочитанного. Тематика читаемых произведений расширяется, формируется умение определять названия книг о природе, жанровых произведений и т.д.

Этап самостоятельного чтения (7-й и последующие классы) – этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов. На этом этапе школьники учатся сравнивать героев произведения (нескольких произведений), определять особенности композиции произведений. На занятиях используются сообщения, аннотации, элементы диспута.

Методические рекомендациипо организации и проведению занятий внеклассного чтения

Читательская деятельность младших школьников начинается с чтения сказок. Наряду со сказками для внеклассного чтения предлагаются небольшие рассказы и стихотворения (поэтические произведения подбираются ритмичные, мелодичные и потенциально понятные детям). Объем произведений постепенно увеличивается.

Подготовка детей к чтению осуществляется с опорой на наглядный материал, что облегчает понимание и повышает интерес к содержанию текстов. Первоначально чтение самими учащимися начинается с подписей к картинкам, которые могут состоять из одного слова (словосочетания, предложения). Воспитатель предлагает учащимся задания: подобрать к иллюстрации перечень действий, которые может выполнять герой; прочитать небольшие фразы из сказки и соотнести их с картинками; самостоятельно выполнить рисунки к сказке.

На первых этапах работы по внеклассному чтению в основном читает воспитатель, дети слушают, запоминают, отвечают на вопросы. Подчеркнем, что на занятиях внеклассного чтения с учащимися с нарушением слуха каждому ребенку предоставляется текст для активизации восприятия и осмысления прочитанного. Самостоятельное чтение вводится по мере овладения учащимися умениями работы с текстом.

Значимый момент внеклассного чтения детей с особенностями психофизического развития – словарная работа, предполагающая разъяснение лексического значения слов, словосочетаний (потенциально новых для детей либо требующих актуализации представлений), выяснение понимания учащимися грамматических оборотов текста.

Воспитатель должен заранее проработать содержание текста, при необходимости адаптировать его для полноценного понимания детьми с нарушением слуха, с интеллектуальной недостаточностью и др.

Способы составления адаптированных текстов могут быть следующие (А.Г. Зикеев, В.В. Тимохин):

1. Замена слов, потенциально сложных для восприятия и осмысления, уже известными детям (синонимами или словами, подходящими по контексту) либо исключение их из текста. Иногда изменяется лишь грамматическая форма слова: «влез – залез».

2. Перестановка слов в предложении, когда на первое место ставится более значимое слово в данном отрезке текста (например, «дети пришли — пришли дети»).

3. Вставка слов, словосочетаний и целых предложений, поясняющих действие, изложенное в произведении.

4. Частичное исключение местоимений или замена их конкретными действующими лицами и предметами.

 

Нужно отметить, что дети с тяжелыми нарушениями речи, нарушением слуха, интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные затруднения в овладении чтением, в том числе и в понимании текста (не только самостоятельно прочитанного, но и прослушанного).

Необходимо учитывать специфику нарушения речи. Так, при наличии сенсорных нарушений (сенсорной алалии) особое внимание уделяется пониманию прослушиваемого и самостоятельно прочтенного текста. Работу по внеклассному чтению с такими детьми начинают с чтения подписей к картинкам, далее читаются сказки. У детей с выраженными двигательными нарушениями наблюдаются трудности прочтения текста. В этом случае воспитатель сам знакомит детей с текстом, предлагает составить картинный план. Из текста к иллюстрациям по вопросам подбираются слова, которые дети могут прочитать самостоятельно. Проводя внеклассное чтение с заикающимися учащимися, важно соблюдать принцип индивидуального подхода, учитывать этап коррекционного воздействия (чтение про себя, составление картинного плана, выборочное чтение по вопросам вслух, чтение вслух всего текста, инсценирование). Формирование мелодичности, плавности, ритма помогает в преодолении недостатков произношения.

Для младших школьников с нару­шениями зрения при работе с печатным текстом могут быть характерны отсутствие вероятностного прогнозирования развития событий, ответы невпопад, наугад, логи­чески не связанные с задаваемым вопросом; подмена ответов на воп­рос попытками (чаще неудачными) пересказа содержания; активное использование не связанных с содержанием собственных рассужде­ний; трудности в привлечении личного опыта; ошибки в установле­нии логической или хронологической связи фактов и др. (И.Н. Миненкова).

На занятиях по внеклассному чтению воспитателю следует особое внимание уделять обсуждению прочитанного. Это является главной, центральной частью беседы (обсуждению могут предшествовать уточнение значений некоторых слов, просмотр иллюстраций). Детям предоставляется возможность свободно высказывать свои впечатления о прочитанном, давать оценки определенным фактам, поступкам действующих лиц и т.д. Задача воспитателя — так направить высказывания учащихся, чтобы они смогли наиболее глубоко и правильно раскрыть идейное содержание произведения, отметить основное в развитии сюжета. Целесообразно сначала предложить детям ответить на вопрос «Что больше всего понравилось в прочитанном?» и только затем — «Что тут самое важное?».

При обсуждении прочитанного большое значение имеет то, как воспитатель формулирует вопросы. Вопросы нужно ставить таким образом, чтобы учащиеся обобщали, дела



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.077 с.)