Методика организации и проведения прогулок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации и проведения прогулок



Прогулка – форма активного отдыха детей, являющаяся важной составляющей их жизнедеятельности.

К числу основных задач прогулки относятся оздоровление учащихся с особенностями психофизического развития, снятие усталости после продолжительной учебной деятельности, физическая подготовка и закалка организма детей. Данные задачи решаются в процессе организации подвижных и спортивных игр, выполнения физических упражнений, игровых заданий. Педагогическая ценность прогулок не исчерпывается двигательным содержанием. Во время прогулки идет интенсивное обогащение разнообразной информацией: учащиеся знакомятся с окружающим миром путем непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и воспитателем. Усвоенные во время прогулки представления и понятия обычно по своей значимости не уступают тем, что приобретены на экскурсии, и со временем могут быть использованы детьми с особенностями психофизического развития в качестве иллюстраций к определенным занятиям. Кроме того, прогулки способствуют развитию общественно-ценных качеств личности, формированию осознанного нравственно-эстетического отношения, интереса к окружающему миру.

Существует много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего учебного года. В процессе внеурочной работы можно использовать ниже перечисленные виды прогулок.

· Ознакомительные прогулки направлены на изучение детьми окрестностей школы, предполагают постоянное изменение маршрутов движения, прохождение которых обогащает пространственную ориентировку учащихся.

· Прогулки-наблюдения за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного мира, жизнью домашних и диких животных, различными видами труда и отдыха людей проводятся в саду, парке, лесу и т.д. Наблюдения разнохарактерны, сопровождаются краткими пояснениями воспитателя.

· Во время прогулки-поиска учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для гербария, коллекции и т.д.

· Туристические прогулки – мини-походы, предусматривающие ориентирование на местности, развивающие у детей выносливость, дисциплинированность, внимательность и др.

· Прогулка-фантазия (творческая прогулка) предоставляет учащимся возможности выполнения зарисовок, изготовления поделки из природного материала, плетения венка, корзины, составления букета из листьев, цветов, веток. Творческие задания активизируют познавательную деятельность детей.

· Прогулка-показ направлена на ознакомление учащихся с различными предметами, объектами и явлениями (местными достопримечательностями, памятниками, редкими цветами, деревьями, кустарниками и др.), разнообразными их свойствами, признаками.

· Прогулка, содержащая спортивные элементы, предусматривает проведение эстафеты, подвижных игр, использование велосипедов или лыж, санок и т.п. Направлена на укрепление здоровья детей, развитие у них быстроты, ловкости, смекалки и др.

· Прогулки с заданиями общественного значения предполагают посещение памятных мест с возложением цветов, уборкой вокруг памятника и т.д.

· Прогулки-практикумы актуализируют знания правил поведения, формируют у детей умения культурного поведения в общественных местах.

· Комбинированная прогулка включает подвижные и спортивные игры, трудовую деятельность, экскурсионную работу и др.

Условия, определяющие характер прогулок: особенности режима дня, время проведения прогулки, особенности микрорайона, местные сезонные и климатические условия. Содержание каждой прогулки зависит от погоды, конкретных задач, поставленных воспитателем, общей атмосферы в детском коллективе, интересов и настроения детей и т.д.

Требования к маршруту прогулки: безопасность движения; наличие объектов познавательного характера, мест для кратковременного отдыха; возможность возвращения обратно другой дорогой.

На каждой прогулке независимо от ее вида и определенных условий нужно отводить время для развлечений учащихся.

Продолжительность физических упражнений и подвижных игр на прогулках для детей младшего школьного возраста – 35–45 минут, старшего – 45–60 минут. Двигательную активность детей следует снижать в конце прогулки (за 10–15 минут до ее окончания, чтобы обеспечить спокойный переход к следующему режимному моменту).

Перечислим некоторые подвижные игры, которые можно использовать на прогулках: «Слепой кот», «Сова», «Чье звено быстрее построится», «Найди себе пару», «Придумай фигуру», «Кого назвали — тот и ловит», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Перелет птиц», «Медведь и пчелы», «Хитрая лиса», «Летает – не летает», «Жмурки», «Море волнуется». Методика проведения подвижных игр ранее нами охарактеризована.

Прогулка проводится до самоподготовки и может длиться 1,5 часа. В течение дня возможно проведение двух прогулок (утром перед обедом и вечером после ужина), каждая длительностью около одного часа в зависимости от возраста детей и от погоды.

Подготовка воспитателя включает: анализ ранее проведенных прогулок; определение цели, задач, вида прогулки; оценка временных затрат, протяженности прогулки, расстояния между объектами для наблюдений, местами отдыха; определение видов деятельности детей, разработка соответствующих заданий. Подчеркнем, что к каждой прогулке воспитатель заранее определяет задачи (воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительного и образовательного характера).

При организации прогулки следует проследить, чтобы одежда и обувь учащихся соответствовали погоде и характеру деятельности; сообщить детям цель прогулки и рассказать о заданиях, видах деятельности на прогулке; провести инструктаж по технике безопасности; назначить ответственных (при необходимости); наблюдать за самочувствием учащихся.

Структуру комбинированной прогулки можно представить следующим образом:

· организационный момент (после контролируемого воспитателем одевания детей – сбор в назначенное время в назначенном месте, вызывание интереса к прогулке);

· инструктаж о задачах, планах, маршруте, времени прогулки, правилах поведения;

· распределение конкретных поручений;

· наблюдение за сезонными изменениями, рассматривание природных объектов;

· подвижные игры, игровые задания, предусматривающие двигательную активность детей;

· общественно полезная трудовая деятельность детей (должна занимать непродолжительное время);

· индивидуальная работа с учащимися (индивидуальные беседы с детьми, выполнение ими индивидуальных заданий с целью познавательного развития, развития речи и т.п.);

· свободная, самостоятельная деятельность учащихся;

· краткое подведение итогов (воспитатель отмечает наиболее значимое на прогулке, объявляет благодарность детям или указывает на какие-либо недочеты).

После прогулки учащиеся вместе с воспитателем возвращаются в школу, затем следует переодевание, организуются гигиенические процедуры.

В заключение отметим, что непременное условие проведения прогулок – сбалансирование требований воспитателя с желаниями воспитанников.

 

 

Методика подготовки и проведения экскурсий

Экскурсия является формой общественно-просветительной работы, в ходе которой экскурсанты под руководством экскурсовода изучают объекты или явления в естественной обстановке. Экскурсия – одна из форм познания окружающего мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных объектов в природе, окружающей действительности, в помещении; рассказа о них, выступающего как пояснение зрительного ряда.

Классификация экскурсий

По содержанию выделяют экскурсииобзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные обычно многотемны и строятся на показе различных объектов, могут включать исторический и современный материал. В обзорной экскурсии одна из подтем особо значима и становится ведущей. Какая-либо подтема при необходимости может стать темой для самостоятельной экскурсии.

Тематические раскрывают одну тему, характеризуют одно значимое событие или явление. Виды тематических экскурсий: культурно-просве-тительские, искусствоведческие, архитектурные, литературные, исторические, военно-исторические, социально-бытовые, производственные, природоведческие, краеведческие, экскурсии по изучению окружающей среды.

По составу участников: для детей (школьные экскурсии), для взрослых, для студентов, для военнослужащих, для приезжих, для местных жителей (организованные группы, одиночное посещение).

По месту проведения: городские, музейные, загородные, производственные.

По способу передвижения: пешеходные, с использованием различных видов транспорта.

В специальных школах, школах-интернатах часто проводятся экскурсии по ознакомлению детей с их ближайшим окружением, экскурсии-прогулки в лес, парк (сочетание отдыха с осмотром достопримечательностей), заочные экскурсии (путешествия).

Кроме того проводятся и такие экскурсии как текущая или сопутствующая (организуется в ходе изучения темы или тематического блока в рамках определённого предмета); предварительная (первичное ознакомление с какими-либо объектами, явлениями); заключительная (проводится после теоретического изучения темы); комплексная экскурсия (по нескольким предметам). Такого рода экскурсии организуются совместно учителем (учителями) и воспитателем.

Экскурсииспособствуют развитию у детей осознанного отношения к окружающему; формированию знаний и представлений об общественной жизни, окружающей действительности, природных явлениях, истории родной страны, особенностях различных видов и жанров искусства; развитию мыслительных операций, умений целенаправленно изучать различные объекты и явления, выделять их существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; активизируют речевое развитие, зрительное восприятие; развивают социальную, эмоциональную, интеллектуальную активность; воспитывают любовь к Родине, интерес к культуре и истории родной страны, эстетический вкус, интерес к изобразительному искусству, уважение к труду людей и др.

Когда ребенок только начинает посещать школу, большое значение имеет экскурсионная работа по его ориентировке в ближайшем окружении, т.е. первичное ознакомление со школой, улицей, на которой находится образовательное учреждение, пришкольным участком, расположенными рядом учреждениями культурно-бытового назначения, парком; посещение школьной библиотеки, кабинета врача и т.п. Постепенно тематика экскурсий расширяется. Предлагаются следующие темы: «Правила дорожного движения», «Зоопарк», «На стройке», «Цирк», «Театр», «Природа осенью» (зимой, весной, летом), «Магазин» (игрушек, продовольственный и др.). Во 2–3-х классах проводятся экскурсии в аптеку, различные магазины, на почту, в музеи (краеведческий, художественный и др.) и т.д. В 4–5-х классах дети посещают памятные места города, выставки, разнообразные музеи, агрокомплексы, предприятия и др.

В течение каждого учебного года широко проводятся экскурсии в природу. Нужно подчеркнуть, что для проведения природоведческой экскурсии с детьми с нарушениями зрения выбирается участок, не засоренный природным и другим мусором, свободный от ям, оврагов, пней, острых веток сухостоя, поваленных деревьев, т.е. всего того, что мешает передвижению, ориентировке и соблюдению техники безопасности. На выбранной территории должны быть четкие ориентиры, которые помогут незрячим и слабовидящим в пространственной ориентировке: направляющие тропинки, отдельно стоящие молодые деревца и кустарники, старые деревья, небольшой общий склон или возвышение участка и т.п. Учитывая состояние зрения учащихся и их определенные трудности в передвижении, место для экскурсии, по возможности, выбирается недалеко от школы. Для лучшей ориентации в пространстве, соблюдения техники безопасности, взаимопомощи и творческого сотрудничества детей объединяют в пары.

Важно, чтобы воспитатель предусмотрел безопасность движения учащихся во время экскурсии, заранее наметил места для кратковременного отдыха. Движение осуществляется в колонне. Во время экскурсии детей сопровождают, как минимум, двое взрослых.

 

Подготовка экскурсии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.017 с.)