Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика организации и проведения прогулок
Прогулка – форма активного отдыха детей, являющаяся важной составляющей их жизнедеятельности. К числу основных задач прогулки относятся оздоровление учащихся с особенностями психофизического развития, снятие усталости после продолжительной учебной деятельности, физическая подготовка и закалка организма детей. Данные задачи решаются в процессе организации подвижных и спортивных игр, выполнения физических упражнений, игровых заданий. Педагогическая ценность прогулок не исчерпывается двигательным содержанием. Во время прогулки идет интенсивное обогащение разнообразной информацией: учащиеся знакомятся с окружающим миром путем непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и воспитателем. Усвоенные во время прогулки представления и понятия обычно по своей значимости не уступают тем, что приобретены на экскурсии, и со временем могут быть использованы детьми с особенностями психофизического развития в качестве иллюстраций к определенным занятиям. Кроме того, прогулки способствуют развитию общественно-ценных качеств личности, формированию осознанного нравственно-эстетического отношения, интереса к окружающему миру. Существует много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего учебного года. В процессе внеурочной работы можно использовать ниже перечисленные виды прогулок. · Ознакомительные прогулки направлены на изучение детьми окрестностей школы, предполагают постоянное изменение маршрутов движения, прохождение которых обогащает пространственную ориентировку учащихся. · Прогулки-наблюдения за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного мира, жизнью домашних и диких животных, различными видами труда и отдыха людей проводятся в саду, парке, лесу и т.д. Наблюдения разнохарактерны, сопровождаются краткими пояснениями воспитателя. · Во время прогулки-поиска учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для гербария, коллекции и т.д. · Туристические прогулки – мини-походы, предусматривающие ориентирование на местности, развивающие у детей выносливость, дисциплинированность, внимательность и др. · Прогулка-фантазия (творческая прогулка) предоставляет учащимся возможности выполнения зарисовок, изготовления поделки из природного материала, плетения венка, корзины, составления букета из листьев, цветов, веток. Творческие задания активизируют познавательную деятельность детей.
· Прогулка-показ направлена на ознакомление учащихся с различными предметами, объектами и явлениями (местными достопримечательностями, памятниками, редкими цветами, деревьями, кустарниками и др.), разнообразными их свойствами, признаками. · Прогулка, содержащая спортивные элементы, предусматривает проведение эстафеты, подвижных игр, использование велосипедов или лыж, санок и т.п. Направлена на укрепление здоровья детей, развитие у них быстроты, ловкости, смекалки и др. · Прогулки с заданиями общественного значения предполагают посещение памятных мест с возложением цветов, уборкой вокруг памятника и т.д. · Прогулки-практикумы актуализируют знания правил поведения, формируют у детей умения культурного поведения в общественных местах. · Комбинированная прогулка включает подвижные и спортивные игры, трудовую деятельность, экскурсионную работу и др. Условия, определяющие характер прогулок: особенности режима дня, время проведения прогулки, особенности микрорайона, местные сезонные и климатические условия. Содержание каждой прогулки зависит от погоды, конкретных задач, поставленных воспитателем, общей атмосферы в детском коллективе, интересов и настроения детей и т.д. Требования к маршруту прогулки: безопасность движения; наличие объектов познавательного характера, мест для кратковременного отдыха; возможность возвращения обратно другой дорогой. На каждой прогулке независимо от ее вида и определенных условий нужно отводить время для развлечений учащихся. Продолжительность физических упражнений и подвижных игр на прогулках для детей младшего школьного возраста – 35–45 минут, старшего – 45–60 минут. Двигательную активность детей следует снижать в конце прогулки (за 10–15 минут до ее окончания, чтобы обеспечить спокойный переход к следующему режимному моменту). Перечислим некоторые подвижные игры, которые можно использовать на прогулках: «Слепой кот», «Сова», «Чье звено быстрее построится», «Найди себе пару», «Придумай фигуру», «Кого назвали — тот и ловит», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Перелет птиц», «Медведь и пчелы», «Хитрая лиса», «Летает – не летает», «Жмурки», «Море волнуется». Методика проведения подвижных игр ранее нами охарактеризована.
Прогулка проводится до самоподготовки и может длиться 1,5 часа. В течение дня возможно проведение двух прогулок (утром перед обедом и вечером после ужина), каждая длительностью около одного часа в зависимости от возраста детей и от погоды. Подготовка воспитателя включает: анализ ранее проведенных прогулок; определение цели, задач, вида прогулки; оценка временных затрат, протяженности прогулки, расстояния между объектами для наблюдений, местами отдыха; определение видов деятельности детей, разработка соответствующих заданий. Подчеркнем, что к каждой прогулке воспитатель заранее определяет задачи (воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительного и образовательного характера). При организации прогулки следует проследить, чтобы одежда и обувь учащихся соответствовали погоде и характеру деятельности; сообщить детям цель прогулки и рассказать о заданиях, видах деятельности на прогулке; провести инструктаж по технике безопасности; назначить ответственных (при необходимости); наблюдать за самочувствием учащихся. Структуру комбинированной прогулки можно представить следующим образом: · организационный момент (после контролируемого воспитателем одевания детей – сбор в назначенное время в назначенном месте, вызывание интереса к прогулке); · инструктаж о задачах, планах, маршруте, времени прогулки, правилах поведения; · распределение конкретных поручений; · наблюдение за сезонными изменениями, рассматривание природных объектов; · подвижные игры, игровые задания, предусматривающие двигательную активность детей; · общественно полезная трудовая деятельность детей (должна занимать непродолжительное время); · индивидуальная работа с учащимися (индивидуальные беседы с детьми, выполнение ими индивидуальных заданий с целью познавательного развития, развития речи и т.п.); · свободная, самостоятельная деятельность учащихся; · краткое подведение итогов (воспитатель отмечает наиболее значимое на прогулке, объявляет благодарность детям или указывает на какие-либо недочеты). После прогулки учащиеся вместе с воспитателем возвращаются в школу, затем следует переодевание, организуются гигиенические процедуры. В заключение отметим, что непременное условие проведения прогулок – сбалансирование требований воспитателя с желаниями воспитанников.
Методика подготовки и проведения экскурсий Экскурсия является формой общественно-просветительной работы, в ходе которой экскурсанты под руководством экскурсовода изучают объекты или явления в естественной обстановке. Экскурсия – одна из форм познания окружающего мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных объектов в природе, окружающей действительности, в помещении; рассказа о них, выступающего как пояснение зрительного ряда. Классификация экскурсий По содержанию выделяют экскурсииобзорные (многоплановые) и тематические.
Обзорные обычно многотемны и строятся на показе различных объектов, могут включать исторический и современный материал. В обзорной экскурсии одна из подтем особо значима и становится ведущей. Какая-либо подтема при необходимости может стать темой для самостоятельной экскурсии. Тематические раскрывают одну тему, характеризуют одно значимое событие или явление. Виды тематических экскурсий: культурно-просве-тительские, искусствоведческие, архитектурные, литературные, исторические, военно-исторические, социально-бытовые, производственные, природоведческие, краеведческие, экскурсии по изучению окружающей среды. По составу участников: для детей (школьные экскурсии), для взрослых, для студентов, для военнослужащих, для приезжих, для местных жителей (организованные группы, одиночное посещение). По месту проведения: городские, музейные, загородные, производственные. По способу передвижения: пешеходные, с использованием различных видов транспорта. В специальных школах, школах-интернатах часто проводятся экскурсии по ознакомлению детей с их ближайшим окружением, экскурсии-прогулки в лес, парк (сочетание отдыха с осмотром достопримечательностей), заочные экскурсии (путешествия). Кроме того проводятся и такие экскурсии как текущая или сопутствующая (организуется в ходе изучения темы или тематического блока в рамках определённого предмета); предварительная (первичное ознакомление с какими-либо объектами, явлениями); заключительная (проводится после теоретического изучения темы); комплексная экскурсия (по нескольким предметам). Такого рода экскурсии организуются совместно учителем (учителями) и воспитателем. Экскурсииспособствуют развитию у детей осознанного отношения к окружающему; формированию знаний и представлений об общественной жизни, окружающей действительности, природных явлениях, истории родной страны, особенностях различных видов и жанров искусства; развитию мыслительных операций, умений целенаправленно изучать различные объекты и явления, выделять их существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; активизируют речевое развитие, зрительное восприятие; развивают социальную, эмоциональную, интеллектуальную активность; воспитывают любовь к Родине, интерес к культуре и истории родной страны, эстетический вкус, интерес к изобразительному искусству, уважение к труду людей и др.
Когда ребенок только начинает посещать школу, большое значение имеет экскурсионная работа по его ориентировке в ближайшем окружении, т.е. первичное ознакомление со школой, улицей, на которой находится образовательное учреждение, пришкольным участком, расположенными рядом учреждениями культурно-бытового назначения, парком; посещение школьной библиотеки, кабинета врача и т.п. Постепенно тематика экскурсий расширяется. Предлагаются следующие темы: «Правила дорожного движения», «Зоопарк», «На стройке», «Цирк», «Театр», «Природа осенью» (зимой, весной, летом), «Магазин» (игрушек, продовольственный и др.). Во 2–3-х классах проводятся экскурсии в аптеку, различные магазины, на почту, в музеи (краеведческий, художественный и др.) и т.д. В 4–5-х классах дети посещают памятные места города, выставки, разнообразные музеи, агрокомплексы, предприятия и др. В течение каждого учебного года широко проводятся экскурсии в природу. Нужно подчеркнуть, что для проведения природоведческой экскурсии с детьми с нарушениями зрения выбирается участок, не засоренный природным и другим мусором, свободный от ям, оврагов, пней, острых веток сухостоя, поваленных деревьев, т.е. всего того, что мешает передвижению, ориентировке и соблюдению техники безопасности. На выбранной территории должны быть четкие ориентиры, которые помогут незрячим и слабовидящим в пространственной ориентировке: направляющие тропинки, отдельно стоящие молодые деревца и кустарники, старые деревья, небольшой общий склон или возвышение участка и т.п. Учитывая состояние зрения учащихся и их определенные трудности в передвижении, место для экскурсии, по возможности, выбирается недалеко от школы. Для лучшей ориентации в пространстве, соблюдения техники безопасности, взаимопомощи и творческого сотрудничества детей объединяют в пары. Важно, чтобы воспитатель предусмотрел безопасность движения учащихся во время экскурсии, заранее наметил места для кратковременного отдыха. Движение осуществляется в колонне. Во время экскурсии детей сопровождают, как минимум, двое взрослых.
Подготовка экскурсии
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.017 с.) |