Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика проведения экскурсииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методика проведения экскурсии опирается на общедидактические принципы (доступности, систематичности, наглядности, последовательности и др.) и специфические принципы (учета социальных факторов в формировании личности ребенка с особенностями психофизического развития,компенсаторной направленности обучения в единстве с развитием сенсорной базы и др.). В частности, в соответствии с принципом доступности содержание материала излагается так, чтобы все сведения, выводы прочно усваивались учащимися. Учитываются интеллектуальное развитие детей и их возраст, различные психофизические особенности, осуществляется дифференцированный подход к учащимся. Принцип систематичности требует соблюдение строгой хронологической и логической связи в расположении материала экскурсии. Раскрывать подтему экскурсии нужно так, чтобы дети получили стройное и цельное представление о теме экскурсии. Материал излагается по определённой системе, связывается с уже известным, предусматривает выделение главного и второстепенного. Принцип наглядности предусматривает создание у детей ярких образных представлений о различных событиях и фактах, посредством применения различных наглядных средств. Наглядные материалы (средства), используемые на экскурсии, можно разделить на три группы: основные средства наглядности (подлинные, предметные, т.е. экскурсионные объекты); дополнительный иллюстративный материал (наглядные пособия); словесно-образная наглядность (яркое описание событий, содержащееся в художественной литературе, исторических документах и т.п.). В методике проведения экскурсии выделяют общую и частную. Общая – система примеров показа и рассказа, которая соответствует всем видам экскурсии; частная применяется при определённых видах экскурсии. Основой любой экскурсии является демонстрация объектов, которая проводится по определённому плану. Показ осуществляется с той точки, откуда объект воспринимается наиболее ярко и впечатляюще. Некоторые объекты (архитектурные) требуют показа с нескольких точек. Экскурсовод должен подумать об удобстве расположения учащихся, об их безопасности. Дети должны хорошо видеть объект показа и самого экскурсовода. Необходимо наблюдать за реакцией слушателей, учитывать особенности их зрительного и слухового восприятия. Учитывается освещённость объектов, особенности расположения, окружающие застройки. При последовательном показе учащихся направляют от известного к неизвестному, от общего к частному (например, сначала следует обозрение всего архитектурного комплекса, затем анализ с выявлением характерных черт, выразительности деталей). Демонстрация всегда начинается с объектов, которые производят на детей самое сильное эмоциональное впечатление. Если внимание детей привлекает объект, не имеющий отношения к теме, необходимо кратко рассказать о нём и перейти к рассмотрению основных объектов. Анализ объектов может быть историческим, искусствоведческим, естественнонаучным. В ходе исторического анализа выявляются черты эпохи, связи объекта с историческими событиями и явлениями. При искусствоведческом анализе характеризуется идейное содержание произведения, художественные образы, средства и приёмы, при помощи которых художник раскрыл свои идеи. При естественнонаучном – выявляются и характеризуются свойства объектов. Первая ступень любого вида анализа – выделение объекта из окружающей среды. Вторая – установление многообразных связей объекта с идейным содержанием экскурсии. Часто демонстрация объектов сопровождается показом дополнительных наглядных пособий, дополняющих зрительный ряд, иллюстрирующих излагаемый материал. При проведении экскурсии с учащимися с нарушением слуха в процессе осмотра объектов и последующего их анализа используются таблички, акцентирующие внимание на наиболее значимой информации, перечисляющие структурные элементы объектов, черты, раскрывающие суть формируемых понятий. При демонстрации объектов используются движения – перемещения от одного объекта к другому либо движение относительно одного объекта для лучшего его осмотра. В таких случаях рассказ сводится к минимуму. Рассказ направлен на раскрытие темы, а выводы и обобщения – на усиление зрительных впечатлений от осмотра объектов. Можно использовать следующие приёмы: · Приём реконструкции (восстановления) предусматривает воспроизведение событий посредством яркого рассказа. С помощью данного приёма дети как бы переносятся в обстановку и время исторического события. Воспитателю важно сочетать знание предмета с богатым воображением. · Приём привязки известного события к определённому месту – локализация событий. Внимание детей привлекается к определённому объекту ввиду особой его важности. · Приём сравнения – сопоставление различных признаков между собой. Сравнение может проводиться по сходству предметов или по их контрасту. Сравнение может быть мыслительным, зрительным, словесным. · Экскурсионная справка – сжатая характеристика объектов, лаконичное описание фактов. · Описание (характеристика) – последовательное перечисление основных данных, существенных качеств и свойств объекта или краткое сообщение об основных событиях. · Объяснение – более подробный рассказ об объекте, события при этом не только сообщаются, но и объясняются. Выявляются внутренние связи, причины событий или явлений. Чаще всего используются в природоведческих, производственных и архитектурных экскурсиях. · Литературный монтаж – подбор отрывков из художественных произведений и создание из них цельной композиции. · Цитирование – воспроизведение отрывков из произведений, художественных отрывков (должно быть кратким, точным и ярким). · Приём исследования наглядно подтверждает рассказ экскурсовода (взрослый может попросить детей определить размеры объекта, прочесть надпись и т.д.). Рассказ можно построить на основе индуктивного метода – от частного к общему (от наблюдения к выводам) или дедуктивным методом – мысль движется от общего к частному. На практике чаще всего применяется индуктивный метод. Для того чтобы подвести детей к обобщенным выводам, задаются целенаправленные, заранее продуманные вопросы. Подчеркнем, что большое значение имеет темп речи экскурсовода и общая культура речи. Экскурсия может предусматривать выполнение учащимися заданий, направленных на первичное закрепление материала, проблемных заданий, индивидуальных. В частности, важный этап проведения экскурсии в природу – самостоятельная работа детей с нарушениями зрения. После объяснения, беседы на месте проведения экскурсии учащиеся распределяются на группы (4—6 человек попарно) и получают задание для самостоятельной работы. Для каждой группы определяются ориентиры и устанавливаются сигналы местонахождения воспитателя. В качестве сигналов используются свисток, колокольчик, звуковой маяк и др. В лесу контроль за деятельностью учащихся с нарушениями зрения затруднен и им довольно сложно ориентироваться (особенно полностью слепым), поэтому можно огородить небольшие участки, определенные для самостоятельной работы учащихся. Для этих целей используется легкий шпагат или тесьма с красными поперечными полосами (для детей с остатком зрения).
Сведения, полученные на экскурсии, должны быть зафиксированы в виде внешних опор для усвоения: записей, рисунков, схем в специальных блокнотах (тетрадях). После экскурсии важно закрепить представления и знания учащихся с особенностями психофизического развития.Знания о предметной стороне действительности закрепляются в разных видах деятельности: рассказах-описаниях, предназначенных товарищам из параллельного класса или родителям; в зарисовках по памяти, в моделировании и конструировании тех объектов, которые будут потом использоваться в различных играх и т.д. Можно провести конкурс рисунков, создать альбом, выпустить стенгазету, провести обобщающую беседу в классе. Подчеркнем, что полученные на экскурсии представления и знания должны в дальнейшем использоваться детьми, применяться в различных ситуациях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.007 с.) |