Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения экскурсии

Поиск

Методика проведения экскурсии опирается на общедидактические принципы (доступности, систематичности, наглядности, последовательности и др.) и специфические принципы (учета социальных факторов в формирова­нии личности ребенка с особенностями психофизического развития,компенсаторной направленности обучения в единстве с развитием сенсорной базы и др.).

В частности, в соответствии с принципом доступности содержание материала излагается так, чтобы все сведения, выводы прочно усваивались учащимися. Учитываются интеллектуальное развитие детей и их возраст, различные психофизические особенности, осуществляется дифференцированный подход к учащимся. Принцип систематичности требует соблюдение строгой хронологической и логической связи в расположении материала экскурсии. Раскрывать подтему экскурсии нужно так, чтобы дети получили стройное и цельное представление о теме экскурсии. Материал излагается по определённой системе, связывается с уже известным, предусматривает выделение главного и второстепенного.

Принцип наглядности предусматривает создание у детей ярких образных представлений о различных событиях и фактах, посредством применения различных наглядных средств. Наглядные материалы (средства), используемые на экскурсии, можно разделить на три группы: основные средства наглядности (подлинные, предметные, т.е. экскурсионные объекты); дополнительный иллюстративный материал (наглядные пособия); словесно-образная наглядность (яркое описание событий, содержащееся в художественной литературе, исторических документах и т.п.).

В методике проведения экскурсии выделяют общую и частную. Общая – система примеров показа и рассказа, которая соответствует всем видам экскурсии; частная применяется при определённых видах экскурсии.

Основой любой экскурсии является демонстрация объектов, которая проводится по определённому плану.

Показ осуществляется с той точки, откуда объект воспринимается наиболее ярко и впечатляюще. Некоторые объекты (архитектурные) требуют показа с нескольких точек. Экскурсовод должен подумать об удобстве расположения учащихся, об их безопасности. Дети должны хорошо видеть объект показа и самого экскурсовода. Необходимо наблюдать за реакцией слушателей, учитывать особенности их зрительного и слухового восприятия. Учитывается освещённость объектов, особенности расположения, окружающие застройки.

При последовательном показе учащихся направляют от известного к неизвестному, от общего к частному (например, сначала следует обозрение всего архитектурного комплекса, затем анализ с выявлением характерных черт, выразительности деталей).

Демонстрация всегда начинается с объектов, которые производят на детей самое сильное эмоциональное впечатление. Если внимание детей привлекает объект, не имеющий отношения к теме, необходимо кратко рассказать о нём и перейти к рассмотрению основных объектов.

Анализ объектов может быть историческим, искусствоведческим, естественнонаучным. В ходе исторического анализа выявляются черты эпохи, связи объекта с историческими событиями и явлениями. При искусствоведческом анализе характеризуется идейное содержание произведения, художественные образы, средства и приёмы, при помощи которых художник раскрыл свои идеи. При естественнонаучном – выявляются и характеризуются свойства объектов.

Первая ступень любого вида анализа – выделение объекта из окружающей среды. Вторая – установление многообразных связей объекта с идейным содержанием экскурсии.

Часто демонстрация объектов сопровождается показом дополнительных наглядных пособий, дополняющих зрительный ряд, иллюстрирующих излагаемый материал. При проведении экскурсии с учащимися с нарушением слуха в процессе осмотра объектов и последующего их анализа используются таблички, акцентирующие внимание на наиболее значимой информации, перечисляющие структурные элементы объектов, черты, раскрывающие суть формируемых понятий.

При демонстрации объектов используются движения – перемещения от одного объекта к другому либо движение относительно одного объекта для лучшего его осмотра. В таких случаях рассказ сводится к минимуму.

Рассказ направлен на раскрытие темы, а выводы и обобщения – на усиление зрительных впечатлений от осмотра объектов.

Можно использовать следующие приёмы:

· Приём реконструкции (восстановления) предусматривает воспроизведение событий посредством яркого рассказа. С помощью данного приёма дети как бы переносятся в обстановку и время исторического события. Воспитателю важно сочетать знание предмета с богатым воображением.

· Приём привязки известного события к определённому месту – локализация событий. Внимание детей привлекается к определённому объекту ввиду особой его важности.

· Приём сравнения – сопоставление различных признаков между собой. Сравнение может проводиться по сходству предметов или по их контрасту. Сравнение может быть мыслительным, зрительным, словесным.

· Экскурсионная справка – сжатая характеристика объектов, лаконичное описание фактов.

· Описание (характеристика) – последовательное перечисление основных данных, существенных качеств и свойств объекта или краткое сообщение об основных событиях.

· Объяснение – более подробный рассказ об объекте, события при этом не только сообщаются, но и объясняются. Выявляются внутренние связи, причины событий или явлений. Чаще всего используются в природоведческих, производственных и архитектурных экскурсиях.

· Литературный монтаж – подбор отрывков из художественных произведений и создание из них цельной композиции.

· Цитирование – воспроизведение отрывков из произведений, художественных отрывков (должно быть кратким, точным и ярким).

· Приём исследования наглядно подтверждает рассказ экскурсовода (взрослый может попросить детей определить размеры объекта, прочесть надпись и т.д.).

Рассказ можно построить на основе индуктивного метода – от частного к общему (от наблюдения к выводам) или дедуктивным методом – мысль движется от общего к частному. На практике чаще всего применяется индуктивный метод.

Для того чтобы подвести детей к обобщенным выводам, задаются целенаправленные, заранее продуманные вопросы. Подчеркнем, что большое значение имеет темп речи экскурсовода и общая культура речи.

Экскурсия может предусматривать выполнение учащимися заданий, направленных на первичное закрепление материала, проблемных заданий, индивидуальных. В частности, важный этап проведения экскурсии в природу – самостоятельная работа детей с нарушениями зрения. После объяснения, беседы на месте проведения экскурсии учащиеся распределяются на группы (4—6 человек попарно) и получают задание для самостоятельной работы. Для каждой группы определяются ориентиры и устанавливаются сигналы местонахождения воспитателя. В качестве сигналов используются свисток, колокольчик, звуковой маяк и др. В лесу контроль за деятельностью учащихся с нарушениями зрения затруднен и им довольно сложно ориентироваться (особенно полностью слепым), поэтому можно огородить небольшие участки, определенные для самостоятельной работы учащихся. Для этих целей используется легкий шпагат или тесьма с красными поперечными полосами (для детей с остатком зрения).

 

Сведения, полученные на экскурсии, должны быть зафиксированы в виде внешних опор для усвоения: записей, рисунков, схем в специальных блокнотах (тетрадях). После экскурсии важно закрепить представления и знания учащихся с особенностями психофизического развития.Знания о предметной стороне действительности закрепляются в разных видах деятельности: рассказах-описаниях, предназначенных товарищам из параллельного класса или родителям; в зарисовках по памяти, в моделировании и конструировании тех объектов, которые будут потом использоваться в различных играх и т.д. Можно провести конкурс рисунков, создать альбом, выпустить стенгазету, провести обобщающую беседу в классе. Подчеркнем, что полученные на экскурсии представления и знания должны в дальнейшем использоваться детьми, применяться в различных ситуациях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.007 с.)