Методика организации и проведения дидактических и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации и проведения дидактических и



сюжетно - ролевых игр

Игра – это деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или дейст­вия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания (В.С. Селиванов). Это средство вос­питания, в котором воспитатель в качестве инструмента форми­рования личности ребенка использует его свободную (игро­вую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направ­ляя ее на развитие положительных качеств личности.

В многочисленных исследованиях (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) отмечает­ся, что игра способствует развитию мышления ребенка, его речи, воображения, памяти, эмоциональной сферы, инициативы, самостоятельности, творческой актив­ности и т.д.

Особенности игровой деятельности заключаются в том, что дети в ходе игры решают умственные задачи, предло­женные в занимательной форме. Для воспитанника цель игры – в самой игре, а для вос­питателя, организующего игру, цель – развитие де­тей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка ценностных отношений, положительных качеств личности. В игре происходит адаптация младших школьников с особенностями психофизического развития к системе общественно-полезной деятельности, формирует­ся сознательное подчинение социальным нормам, развивает­ся тяга к общественной активности. Как подчеркивает В.С. Селиванов,игра является средством целенаправленного формирования личности ребенка.

Следует отметить, что в процессе игровой деятельности учащихся с особенностями психофизического развития решаются те же задачи, что и в работе с нормально развивающимися школьниками.

Классификация игр

По характеру игровой методики игры делят на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Игровая среда определяет специфику игр: различают игры с предметами и без предметов, настольные, компьютерные, с техническими средствами обучения и др.

Классификация игр В.С. Селиванова включает предметно-манипулятив-ные игры, имитационные, строительно-конструктивные, режиссерские; воспитательные (забавы, развлечения, подражательные, творческие); дидактические (соревнование, дискуссия, ролевые, имитационно-моделирующие); терапевтические (для укрепления физического здоровья, для облегчения межличностных отношений, для укрепления нервной системы).

Во внеурочное время с учащимися организуются «воспитательные игры» с целью ос­воения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к нравственно-эстетическим ценностям, обществу, труду и т.д. В начальных классах с детьми разыгрывают ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, игры-инсценировки праздников, игры-конкурсы сказок, национальные игры, проводят игры-практикумы по освоению «техники» взаимодействия, разговора по телефону и др. В процессе организации воспитательной работы с младшими школьниками с особенностями психофизического развития чаще всего используются дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры.

Условия эффективности игры как воспитательного средства

Игры должны способствовать развитию познавательных процессов и функций детей, активизации их эмоций, оздоровлению организма, решать задачи воспитательного характера, подготавливать к жизненной деятельности; игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия; игры должны служить преддверием для вещей серьезных; игру нужно окончить раньше, чем она надоест детям; игры должны проходить под наблюдением воспитателей.

При организации игр с учащимися и во внеурочное время, и на уроках нужно учитывать следующие педагогические требования:

- свободное и добровольное включение детей в игру (не навя­зывание игры, а вовлечение в нее детей);

- учащиеся должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли;

- смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы ос­новной смысл игровых действий переносился в реальную жизне­деятельность;

- в игре детям нужно руководствоваться принятыми в обще­стве нормами нравственности, основанными на гуманизме, обще­человеческих ценностях;

- в игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших;

- игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физи­ческой сфер ее участников;

- игру нужно организовывать и направлять, при необходимо­сти сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участни­ку возможность проявления инициативы;

- важно побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставле­нию имитации с соответствующей областью реального мира, ока­зывать помощь в установлении связи содержания игры с содержа­нием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного предмета; результатом обсуждения игры при необходимости может быть пере­смотр ее содержания, правил и др.;

- игры не должны быть излишне (откровенно) воспитатель­ными и излишне дидактическими, т.е. их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (имен, правил и т.п.);

- нельзя вовлекать детей в излишне азартные игры, в иг­ры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).

Мотивация игровой деятельности обеспе­чивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнова­тельности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как деятельностивходит целеполагание, пла­нирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект.

В структуру игры как процессавходят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле­ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реаль­ные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) – область действи­тельности, условно воспроизводимая в игре.

Проведение всех игр включает следующие этапы:

1) ориентация (воспитатель представляет тему, дает характеристи­ку игры, общий обзор ее хода и правил);

2) подготовка к проведению игры: а) ознакомление со сценарием, подробная характеристика правил игры; б) рас­пределение ролей, подготовка к их исполнению; в) обеспечение про­цедур управления игрой;

3) проведение игры (воспитатель следит за ходом игры, контроли­рует последовательность действий, оказывает необходимую по­мощь, фиксирует результаты);

4) обсуждение игры (дается характеристика выполнения дейст­вий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, при необходимости об­суждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил).

 

Дидактическая игра является эффективным средством усвоения знаний, овладения способами познавательной деятельности, способствует выработке умения самостоятельно и рационально использовать имеющиеся знания при решении игровой задачи. При этом у детей развиваются умения находить характерные признаки предметов и явлений окружающего мира, группировать, обобщать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать выводы, умозаключения. Игровой материал становится предметом мыслительной деятельности учащихся, что способствует большой результативности непроизвольного запоминания.

Все игры, используемые в дидактических целях, мож­но разделить на два вида в зависимости от основного содержа­ния игровых действий.

В одном случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является по форме и содержанию основной. Например, в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания по предмету «Человек и мир», математике или другим предметам. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Мальвины, Бабы-яги и упражняются в счете или получают сведения о различных растениях и т.д.

В другом случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облека­ются в игровую форму. Например, дети, разделившись на коман­ды, соревнуются в скорости счета или нахождения ошибок в сло­вах и т.п. Учащиеся выполня­ют обычные учебные действия (считают, исправляют ошибки и т.д.), но выполняют эти действия в игре.

В первом случае дидактическая «нагрузка» значи­тельно меньше, чем во втором. Это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение дидактического мате­риала, а воспитательные задачи, использование знаний в раз­личных ситуациях или предварительное ознакомление с новыми знаниями.

Особенностью дидактических игрявляется наличие дидактической задачи, игровых правил и игровых действий.

Дидактическая задача определена целью воспитывающего (обучающего, коррекционно-развивающего) воздействия, формулируется воспитателем и может иметь отношение к темам учебных предметов, окружающей действительности и др. Дидактическая задача определяет содержание, правила игры, направляет игровые действия. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу, причем дидактическая задача в игре замаскирована и представлена перед детьми в виде игрового замысла. Игровая задача реализуется воспитанниками. Она определяет игровые действия и становится задачей самого ребенка.

С помощью правил игры воспитатель управляет игрой, познавательной деятельностью и поведением детей. Правила всегда являются заданными, они ограничивают действия воспитанников и направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.

Игровые действия – основы игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее сама игра. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла и в то же время направлены на выполнение дидактической задачи.

Подчеркнем, что воспитателю нужно подвести итоги игры сразу после ее окончания, поощрить тех учащихся, которые верно (лучше всех) выполняли игровые действия, соблюдали правила игры, добились лучших результатов и т.п.

С учащимися с особенностями психофизического развития проводятся дидактические игры с предметами, в которых используются игрушки и реальные предметы («Чудес­ный мешочек», «Что пропало», «Рыболов», «От какого дерева лист»), настольно-печатные игры (лото, домино, мозаика, лабиринти т.д.). В словесных играх дети, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как используют их в новых связях, иных обстоятельствах. Проводятся также дидактические игры, направленные на развитие мышления, воображения, избирательности восприятия, устойчивости внимания, оперативности памяти, эмоциональной сферы. В различных дидактических играх («Уга­дай, что мы делаем?», «Что нарисовано?», «Угадай, кто (что) это?» и др.) дети учатся решать мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя их ха­рактерные признаки; отгадывать по описанию; находить признаки сходства и отличия, группировать предметы по различным свойствам, признакам и т.д.

 

Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение действительности в символической форме (Е.Г. Речицкая).

При проведении сюжетно-ролевых игр решаются следующие задачи: расширение знаний учащихся по выбранным темам, формирование представлений о функциональном назначении и сфе­ре использования изучаемых объектов; формирование умения отражать в играх труд взрослых людей, их взаи­моотношения в процессе деятельности; развитие в ходе игр общения детей, формирование умения использовать ранее усвоенный и специ­фический словарь, связанный с сюжетами игр; развитие активности, самостоятельности, логического мышления, воображения, познавательных ин­тересов и др.; формирование ценностного отношения к труду, обществу, общению и т.д.; содействие процессу социализации детей с особенностями психофизического развития.

Организованная сюжетно-ролевая игра предполагает со­вместную деятельность.Подчеркнем, что ролевое общение – основной мо­тив, поэтому развитие речи детей с особенностями психофизического развития в условиях сюжетно-ролевой игры име­ет коммуникативную направленность. Овладевая в игре речью «для других», ребенок тем самым осваивает ее «для себя»; в процессе содержательно-ролевого общения в игре он начинает активно обозначать словом обобщенные дейст­вия и знакомые предметы (Е.Г. Речицкая).

С младшими школьниками с особенностями психофизического развития проводятся сюжетно-ролевые игры, направленные на формирование их семейно-бытовой компетенции, гражданско-правовой, коммуникативной, социокультурной и т.д. («Правила дорожного движения», «В магазине», «У врача», «В поликлинике», «Строительство», «В автобусе», «К тебе идут гости», «В парикмахерской», «Ремонт обуви», «Театр», «Магазин одежды» и др.).

Обучение детей каждой новой игре складывается из не­скольких этапов: подготовительного, самой игры и под­ведения итогов игры.

Цель подготовительного этапа заключается в том, что­бы сообщить учащимся информацию, необходимую для проведения игры. Действительность, в которой живет и с которой сталкивается ребенок, может быть условно раз­делена на две взаимосвязанные сферы: предметную сферу труда и взаимоотношений между людьми в процессе его осуществления. На этапе подготовки к игре необходимо раскрыть детям наименее доступные прямому наблюдению, но существенные для развертывания игры факторы социальных взаимоотношений людей. Учитывая недостаточное речевое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями слуха, речи и других, отсутствие в их активном словарном запасе слов-терминов, при создании ориентировочной основы игровой деятельности следует обращать внимание и на предметную сторону. При этом должны быть даны понятия, являющиеся ключевыми для познания данной области действительности. Этап подготовки к игре может быть проведен в форме беседы с просмотром медиапрезентации, экскурсии, чтения книг с использованием иллюстраций и др.

При проведении игры необходимо обеспечить связь между реальной действительностью и той ситуацией, которая будет воспроизводиться. При определении сюжета игр важно отобрать элементы, отражающие наиболее значимые связи и отношения, доступные пониманию учащихся с особенностями психофизического развития и легко воспроизводимые в игре. Вместе с тем для формирования системы знаний нужно проиграть не одну, а определенный ряд различных ситуаций. Подчеркнем, что при проведении игры сначала характеризуются ее правила и сценарий и только потом распределяются роли.

В процессе игры воспитатель при необходимости активизирует игровую деятельность воспитанников с особенностями психофизического развития. Роль воспитателя на первых игровых занятиях – руководящая. В игре «В магазине» первоклассники встречаются с такими профессиями, как покупатель, продавец, кассир, и с действиями «платить», «продавать», «давать сдачу». Первоначально воспитатель подробно характеризует роли, дает необходимые пояснения. А в дальнейшем при проведении игры «В аптеке»достаточно показать аптекарские товары, как сразу же дети выражают желание быть продавцом, кассиром и покупателем. Учащиеся сами вполне самостоятельно организу­ют игру.

При подведении итогов игры определяется, что нового дети узнали, чему научились; отмечаются учащиеся, которые правильно вели диалоги, использовали вариативные высказывания, самостоятельно развивали сюжет и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.017 с.)