Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел II. Неотложная помощь в педиатрии.
Лекция 1. Общие принципы оказания неотложной помощи детям. Различия в диагностике неотложных состояний у детей и взрослых существенно уменьшаются по мере роста ребенка и к школьному возрасту они становятся минимальными. С точки зрения неотложной диагностики, семилетний ребенок — это взрослый, имеющий меньшую массу тела и, как правило, еще «не пострадавший» от влияния окружающих природных и социальных факторов. Для медработника, оказывающего неотложную помощь на догоспитальном этапе, возраст ребенка и соответствующие ему возрастные анатомо-физиологические особенности определяют специфику диагностики неотложных состояний у детей. В условиях работы врача и фельдшера СМП существуют еще несколько особенностей, определяющих специфику диагностического процесса. ¦ Отсутствие постоянного наблюдения за больным. ¦ Возможность развития у детей первого года жизни критического состояния в первые минуты или часы после посещения врача на фоне ранее относительно удовлетворительного состояния при осмотре. ¦ Анатомо-физиологические отличия детского организма. ¦ Нередко низкая санитарно-бытовая культура населения. Именно этим объясняется приоритет тактической гипердиагностики («утяжеление» синдромов) при госпитализации большинства пациентов первых месяцев жизни. Первоочередная задача осмотра—выявление синдромов, определяющих состояние больного, а не причины заболевания. При постановке диагноза работник СМП, в отличие от большинства врачебных специальностей, должен идти от следствия к причине. ¦ затем определяется состояние центральной нервной системы (уровень сознания, наличие общемозговой симптоматики, судорожного синдрома), центральной гемодинамики, дыхания и при необходимости выполняются неотложные мероприятия. Анамнез Анамнез — важная составляющая экстренной диагностики на догоспитальном этапе. Ребенок раннего возраста мало жалуется, фантазирует, а родители часто не имеют достаточной наблюдательности, опыта и идут на поводу вопросов врача. Кроме того, один из родителей может заведомо искажать сведения, особенно, если что-то (например, травма) случилось по его недосмотру. Ребенок грудного возраста на различные патологические воздействия может отвечать однотипными реакциями (крик, беспокойство, нарушения сна, срыгивание и рвота, изменение стула и т.д.).
Ограниченность времени заставляет медработника СМП собрать только необходимые данные для выработки своевременного тактического решения и определения объема неотложных мероприятий. Чем младше ребенок, тем вероятнее, что данное заболевание связано или развивается на фоне перенесенной внутриутробной инфекции, гипотрофии, рахита, перинатальной патологии, врожденных пороков развития и т.д. Обязательно собираются сведения о приведенных прививках, поствакцинальных реакциях, контактах с инфекционными больными. Особо внимание уделяется аллергологическому анамнезу. Основная же часть диагностических мероприятий, сбора анамнеза и объективного обследования у детей раннего возраста не имеет принципиальных различий от таковых в других возрастных группах.
Исследование функций жизненно важных органов и систем, а также коррекция их нарушений у детей и взрослых принципиальных различий не имеют. ОСМОТР КОЖНЫХ ПОКРОВОВ Осмотр кожи у детей раннего возраста обычно точнее всего показывает тяжесть состояния ребенка («зеркало» неотложного состояния). Перед осмотром (обязательно в теплом помещении) ребенка необходимо полностью раздеть. Осмотр начинают с оценки цвета кожных покровов. Бледность чаще всего обусловлена: - «бледным» врожденным пороком сердца; Диагносцировать гиповолемию с общей дегидратацией тканей могут помочь следующие симптомы: - сухость слизистых; - медленное расправление кожной складки; - западение большого родничка; - снижение диуреза.
Цианоз может быть локальный и разлитой, постоянный и транзиторный. Наличие и характер сыпи (экзантемы) имеет значение для постановки диагноза, оценки прогноза и тяжести состояния ребенка. Любая сыпь с геморрагическими элементами требует дифференцирования с менингококковой инфекцией. У детей первого года жизни важную роль играет исследование большого родничка. При дегидратации кожа над родничком западает (при проведении пальцами по коже над родничком чувствуется, что она ниже прилегающих костных краев). Большой родничок пульсирует, выбухает при повышении внутричерепного давления (гидроцефалия, менингит). СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМЫ Осмотр детей принципиально не отличается от такового у взрослых. Для детей первого года жизни характерны физиологические тахикардия и тахипноэ, а компенсация при патологии осуществляется за счет увеличения частоты, а не усиления сокращения мышц.
Пульсовое давление во всех возрастных группах составляет 40—45 мм рт.ст. Кроме вышеперечисленного надо помнить, что у детей дошкольного возраста все границы сердца увеличены.
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ При исследовании ЦНС, уровень сознания, при невозможности словесного контакта из-за возраста пациента, определяют по активности ребенка (как он следит за предметами, играет ли он с игрушкой), по характеру крика или плача (монотонный крик характерен для менингита). При подозрении на менингит, необходимо помнить, что у детей до 3 мес. жизни симптом Кернига является физиологическим, а симптомы Брудзинского у них определяются редко, но часто имеется ригидность затылочных мышц, гиперестезия на все раздражители, элементы позы «легавой собаки», монотонный крик.
О болевом синдроме у ребенка раннего возраста свидетельствуют беспокойство, плач, нарушение сна, иногда срыгивания, снижение аппетита. Однако причиной плохого самочувствия ребенка, его крика и плача могут быть недостатки ухода и питания. ¦ для головной боли, повышения внутричерепного давления, отека мозга характерны: - монотонный крик; - срыгивания, рвота; ¦ при боли в конечности: ¦ при боли в животе: - ребенок сучит ножками; Абдоминальная боль преимущественно связана с моторной дисфункцией и усилением перистальтики. У детей раннего возраста абдоминальная боль возникает вследствие нарушений режима питания, метеоризма, дисбактериоза кишечника, запоров, инвагинации кишечника, язвенно-некротического энтероколита. У старших детей выраженный абдоминальный синдром нередко наблюдается на ранней стадии сахарного диабета. Появление боли при инвагинации совпадает с возникновением крупных перистальтических волн с периодичностью 10—15 мин. Ребенок внезапно начинает беспокоиться, кричать, сучить ножками. После прекращения перистальтической волны боль стихает. Постоянная боль в животе характерна для острого аппендицита, когда происходит резкое уменьшение перистальтики кишечника, что приводит к вздутию живота.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.01 с.) |