Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке



Проблема общественного прогресса была поставлена еще в XVIII веке идеологами буржуазии. Они полагали, что, несмотря на невежество и заблуждения людей в прошлом, в будущем утвердиться разумный строй, отвечающий природе людей и делающий их счастливыми. Это связано с тем, что, по их мнению, в самой при­роде человечества заложена способность к безграничному совершенствованию.

В XIX веке проблемы социального прогресса получила свое развитие в трудах К.Маркса, К.Маркс считал, что в основе развития общества лежит сфера материального производства, которая оказывает решающее влияние на все другие стороны и области социальной жизни. Он ввел понятие «общественно-экономическая формация», то есть общество на определенном этапе своего развития с известным уровнем производительных сил, соответствующими им производственными отношениями и политической надстройкой. Именно в рамках такой формации происходит поступательное дви­жение человечества, которое на определенном этапе закономерно приводит к переходу в новую, высшую форму, то есть к новой общественно-экономической формации.

Социальные процессы, происходившие в XX в., породили много проблем и вопросов, связанных с развитием отдельных стран и человечества в целом. Это привело к появлению новых теорий социального развития. Одной из таких теорий является теория модернизации. Модернизация – это переход общества от традиционного аграрного состояния к современному – индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Индустриальное общество характеризуется прежде всего переходом к машинной технике, ориентацией на максимальное использование природных ресурсов, достижение наибольших объемов производства и выпуск массовой стандартной продукции, усилением социальной мобильности, разделением сфер частной и общественной жизни, включением широких масс населения в политический процесс, становлением и развитием гражданского общества и правового государства, идеологическим плюрализмом, развитием сферы современного образования.

В постиндустриальном обществе преобладает не первичная сфера экономики (сельское хозяйство), не вторичная (промышлен­ность), а третичная (сфера услуг), в которой определяющую роль играет информация. Утверждается, что компьютерная революция, которая разворачивается в постиндустриальном обществе, делает именно информацию, а не труд, фундаментальным социальным фактором, лежащим в основе развития общества.

Модернизация охватывает все стороны общественной жизни. В политической сфере – это переход от традиционной политической системы к современной, которая соответствует требованиям и реалиям развития человечества в XX – XXI вв. Этот переход связывают с демократизацией политической системы. Выделяют два подхода к оценке характера и перспектив демократических преобразований: либеральный и консервативный.

Представители либерального направления в качестве основного критерия выдвигают степень вовлеченности населения в систему представительной демократии. Характер модернизации зависит от степени открытости политических элит. Отрицательное отношение к авторитаризму – существенная черта этого направления теории политической модернизации.

Представители консервативного направления модернизированность общества связывают прежде всего не с уровнем демократиза­ции политических институтов, а с их прочностью и организованностью, так как рост политического участия масс может обогнать реальный уровень их демократического развития. В связи с этим более уместен авторитарный режим, если он обеспечивает экономический рост, переход к рынку, решение социальных задач и национальное единство. Переход к демократии должен осуществляется постепенно, по мере достижения успехов в реформировании экономических и социальных отношений. Такой вариант политической модернизации в настоящее время характерен для стран СНГ, в том числе и Республики Беларусь.

Важнейшим направлением модернизации является переход к рыночной экономике. В мировой практике принято выделять две основные модели рыночного развития – либеральную и социально ориентированную. В Республике Беларусь выбрана и функционирует социально-ориентированная модель экономического развития. Характерными особенностями этой модели являются сле­дующие:

1. Построение сильной и эффективной государственной власти. Государство – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Государственная власть должна: обеспечивать условия для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм, предотвращения криминализации хозяйственной деятельно­сти; обеспечивать социальную ориентацию рыночной экономики, созда­ние системы социальных гарантий и социальной защиты; проводить гибкую внешнеэкономическую политику, направленную на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка; осуществлять приоритетную поддержку науки, образования и научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства; создать систему граждан­ского законодательного регулирования функций государ­ства, адек­ватной требованиям рыночной экономики.

2. Равноправное функционирование государственного и част­ного секторов экономики. Это означает, что частный сектор может и должен развиваться в таких же социально-экономических и правовых условиях, что и государственный, но не в ущерб национальным интересам.

3. Приватизация не как самоцель, а как средство привлечения заинтересованного инвестора, формирования эффективного собственника.

4. Многовекторность внешнеэкономической деятельности. Беларусь должна развивать экономические связи прежде всего с теми странами и регионами мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам. При этом приоритетными яв­ляются развитие интеграции с Россией и странами СНГ.

5. Сильная социальная политика. Главная цель социальной политики – обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения, создание условий для развития человеческого потенциала. Стратегия государства по реализации этой цели направлена на повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни, совершенствование системы пенсионного обес­печения, усиление адресной социальной поддержки слабо защищенных групп населения; повышение доступности качественной медицинской помощи и образования для всех социальных групп населения, охрана материнства и детства.

Геополитическое положение Республики Беларусь имеет принципиальное значение для определения внешнеполитического курса государства. Внешняя политика – это действия государства и его институтов за пределами своей суверенной территории, направленная на взаимодействие с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств, международными и общественными организациями. Внешняя политика любого государства является продолжением его внутренней политики, т.е. она вторична от внутренней и производна от нее.

Базовым принципом, на котором строится внешняя политика любого государства, являются национальные интересы. Национальные интересы - это официально выраженные или осознанные потребности страны, направленные на обеспечение благоприятных условий для ее развития. Национальные интересы определяются характером исторических процессов, геополитическими условиями, внутренней и международной ситуа­цией.

Базовыми национально-государственными интересами Республики Беларусь являются:

- сохранение и укрепление независимости и суверенитета страны, ее территориальной целостности;

- обеспечение надежной безопасности страны;

- формирование «пояса добрососедства» по периметру белорусских границ;

- всесторонняя защита прав и свобод граждан;

- самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях;

- поддержание обеспеченности экономики страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособности производства, сохранения рабочих мест, стабильности денежной системы, экологического равновесия.

Конституция Республики Беларусь четко определила основные принципы белорусской внешней политики (ст.18): «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит своей целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным».

Геополитическое положение Беларуси, расположенной между Востоком и Западом, объективно обусловило многовекторный характер ее международной политики. Основными направлениями внешней политики Республики Беларусь на современном этапе яв­ляются: углубление интеграционных процессов с Россией; реализация экономических и энергетических интересов на пространстве СНГ; стратегическое партнерство с Евросоюзом; линия добрососедства с НАТО; продвижение экспортных и кредитно-инвестиционных интересов в странах Азии, Африки и Латинской Америки; многостороння дипломатия, участие в международных форумах, прежде всего ООН, по самой различной проблематике.

 

Тема 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.011 с.)