Государственная идеология как социально-политический феномен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная идеология как социально-политический феномен



Термин «государство» имеет несколько значений: первое – совпадает с понятием «страна»; второе – сложный институт (определенная организация общественной деятельности и социальных отношений) политической системы общества.

С позиций второго подхода, государство – это совокупность институтов, регулирующих политические отношения в обществе, облеченных легитимной властью и призванных обеспечивать реализацию интересов граждан.

Особенности государства как политического института:

- наличие специальной группы людей, которая от имени народа осуществляет верховную власть в стране, делегируемую ей большинством, и организует управление общими делами;

- право от имени общества вырабатывать и проводить внутреннюю и внешнюю политику, участвовать в международных делах;

- монопольное право на принуждение в интересах господствующего меньшинства или всего общества;

- монополия на издание законов, имеющих всеобщий характер в его границах, и взимание налогов для общественных наук.

Как живой, постоянно развивающийся организм, государство на каждом этапе своего развития обладает специфическими признаками и свойствами, одни из которых исчезают, другие трансформируются, приобретают новое содержание, соответствующее уровню развития общественных отношений.

В современной научной литературе имеются два подхода к определению нации. Во-первых, нация мыслится как естественное сообщество людей, основанное на общности происхождения, этнических, исторических, культурных особенностей. В таком понимании нация не является политическим образованием, не имеет цели, хотя и имеет призвание, которое исторически случайно и по сути является стихийно проявляющимися возможностями самораскрытия. Во-вторых, нацией называется исторически сложившееся культурное и политическое общество, высшая форма цивилизованного единства людей. Нация в данном смысле обладает организацией, структурами власти, целью, гражданским согласием.

Понятие национального государства соотносится со вторым из указанных смыслов понятия нации. Государство не сводится к нации как к естественному сообществу, основанному на принципе национальности. Следует иметь в виду, что исторически не нация первична по отношению к государству, а государство по отношению к нации.

Одним из атрибутивных признаков государства является идеология.

По своему статусу, политическому влиянию и сфере распространения выделяют общественные и государственные (общенациональные) идеологии. Общественные идеологии формируются и действуют в сфере гражданского общества, служат идейной основой гражданских партий, общественно-политических движений и объединений. Государственные (общенациональные) идеологии отличаются государственным масштабом действия, выражают общенациональные интересы и ценности, включая совокупность идей о становлении и происхождении народа, формировании его самосознания, особенностях и роли политической системы, развитии национальной экономики. Ни одно государство не может осуществлять свою деятельность без соответствующей идеологии. Это не противоречит ст.4. Конституции Республики Беларусь: «Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан», а указывает на то, что в демократическом обществе существует многообразие мнений и идеологий, и что государственная идеология должна быть максимально рациональной и реально отражать интересы нации, выступая ее «духовной программой».

Таким образом, общенациональная идеология представляет собой совокупность взглядов и представлений об основах социально-политического устройства конкретного общества и в частности белорусского, его исторических истоках и приоритетах развития, систему норм, идеалов и ценностей социального действия различных субъектов общественных процессов, обеспечивающих сохранение традиций, а также динамику преобразований и построение оптимальной модели государственного устройства.

В идеологии государства особенно четко выделяются познавательная, прагматическая (оправдывающая) и мобилизационная функции.

Познавательная функция заключается в том, что идеология содержит знания об обществе и проблемах его развития. Прагматическая состоит в том, что идеология стремится дать оправдание тому или иному политическому устройству. Мобилизующая функция связана с тем, что идеологии поднимают людей на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.

Государственная идеология включает несколько основных элементов: культурно-историческая (цивилизационная) составляющая объясняет и защищает геополитические интересы государства в современном мире, включает совокупность устоявшихся идей и представлений о происхождении и формировании данного государства и проживающего на его территории народа, о месте и роли этого народа в мировом историческом процессе;

- политическая составляющая образована комплексом идей и представлений относительно особенностей политических институтов данного государства; понимания сущности его политической системы; характера социально-политического строя страны в целом, целях и путях его модернизации;

- экономическая составляющая включает в себя совокупность идей относительно формирования и развития экономической системы общества; представления об экономической жизни страны; отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования;

- социокультурная составляющая включает подход к человеку как к высшей социальной ценности, ответственность государства за создание условий для нормального развития индивида и ответственность граждан за исполнение возложенных на них общества обязанностей.

Для реализации функции идеологии важное значение имеет определение уровней ее проявления:

- высший (теоретико-концептуальный);

- средний (программно-политический);

- низший (актуализированный).

Теоретический, концептуальный уровень – наиболее абстрактный (научный уровень), на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения, касающиеся главных сфер жизнедеятельности общества и человека.

На программно-политическом уровне идейные установки трансформируются в программы и формируют нормативную основу для принятия политических решений. На данном уровне идеология становится предметом политической пропаганды, она проникает в газеты и журналы, на телевидение и радио, в рекламу, учебники.

На низшем (актуализированном) уровне идеология проявляется в различных формах политической активности или пассивности ее носителей, она реализуется в практических делах и поступках людей.

В современном обществе распространением идеологии занимаются как отдельные люди (идеологи), так и созданные специально для этой цели учреждения и организации. Такая совокупность лиц, организаций и учреждений, занимающихся формированием идеологии и ее распространением в обществе, составляет механизм идеологии государства. Он представлен:

- сотрудниками аппарата власти, имеющими определенную подготовку и профессиональные навыки;

- сетью исследовательских учреждений, занимающихся выработкой политических концепций и доктрин;

- политическими партиями и общественными движениями;

- учреждениями культуры, учебными заведениями, научными объединениями;

- средствами массовой информации, издательствами.

Идеологическое пространство любого государства всегда множественно. В нем одновременно существует несколько разнонаправленных идеологий

 

Тема 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.24.82 (0.005 с.)