Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства.



Конституция /лат. Constitution – установление, строение/ - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).

В чисто формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название – основной за­кон.

Каждая конституция выполняет ряд основных функций.

Юридическая функция: конституция является главным источником права – нормы конституции обладают наивысшей юридической силой и лежат в основе всей системы национального права. Предписания конституции первичны, т.е. нет такой правовой нормы, которая не может быть включена в конституцию из-за несоответствия правовому акту государства. В случае принятия новой конституции все ранее принятые нормативные акты должны быть приведены в соответствие с конституцией.

Политическая функция: всякая конституция – это политический документ, определяющий государственный строй на основе правил, устанавливаемых конституцией. Конституция содержит важнейшие ориентиры развития государства и общества, содержит нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического про­цесса.

Идеологическая функция: конституция – мировоззренческий документ, способствующий формированию, распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей.

Особенности конституции – ее прямое действие, т.е. нормы конститу­ции обязательны для органов власти, а каждый гражданин может обратиться в суд, если считает свои конституционные права нарушенными.

Конституция Республики Беларусь была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 г., вступила в силу со дня опубликования – 30 марта 1994 г., действует с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, с точки зрения формального подхода, конституционный строй – это форма организации государства, закрепленная в его конституции.

Вместе с тем конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву. Чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обусловлено определенными гарантиями, обеспечивающими в своей совокупности такую форму или такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем. Таким образом, с содержательной точки зрения конституционный строй – это форма организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство, это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного строя. Основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в статье 1 Конституцией Республики Беларусь: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство».

Унитарное государство /лат. Unitaras – единство/ - государство, не имеющее в своем составе, в отличии от федерации, других государств. Унитарное государство делится на административно-территориальные единицы. В унитарном государстве – одна конституция, один высший представительный орган, одно правительство и т.п.

Демократическое государство – государство, в котором обеспечиваются:

- подлинное народовластие. Источником власти и легитимизации всех органов государства является суверенитет народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства;

- политический и идеологический плюрализм, который включает многопартийность, право выбора политических и иных взглядов и исключает закрепление в законодательстве обязательной (официальной) идеологии.

- принцип разделения властей. Главное требование этого принципа заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на три ветви: законодательную, избранную народом и призванную принимать законы и вырабатывать стратегию развития общества, регулировать общественные отношения, исполнительную, занимающуюся реализацией принятых законов, судебную, выступающую гарантом восстановления нарушенных норм, выполняющую роль не­зависимого арбитра, следящего за соблюдением общепринятых правовых норм. Каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимно сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов,

- развитое местное самоуправление.

Социальное государство – это государство, социальная политика которого направлена на обеспечение достойного в материальном отношении существования человека и его свободное развитие, на преодоление неоправданных социальных различий. Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный че­ловека прожиточный минимум, при этом каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Наиболее характерные черты социального государства отражены в его социальной политике, основными элементами которой являются: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государствен­ной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Правовое государства – государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью ставит обеспечение прав и свобод человека.

Основные черты правового государства:

- права и свободы человека как высшая ценность (человек и его права не могут быть принесены в жертву какой-либо общей – государственной, религиозной, идеологической – цели;

- верховенство демократической конституции по отношению к другим законам;

- приоритет норм международного права перед нормами национального права;

- обязанность государства, его органов, учреждений и должностных лиц действовать в рамках конституции и законов;

- равенство всех перед законом (в правовом государстве никто не может быть исключен из сферы действия закона, только закон регулирует отношения между людьми).

Тема 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.006 с.)