Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Белорусская общность, национальная идея и государственность
В обыденном сознании власть, государство и политика отождествляются. Как правило, в массовом сознании государство и власть приобретают образ символа высшего судьи, идеала национальной нравственности. Подобный синтез часто именуется термином «государственность». В современной научной литературе термин «государственность» употребляется в различных смыслах: а) как синоним государства вообще, государства того или иного типа (буржуазное, социалистическое и т.д.), а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа; б) для обозначения системы (механизма) диктатуры определенного класса или политической организации общества; в) для обозначения государственного аппарата; г) при объединении группы каких-либо общих черт или признаков государства (например, тоталитарного, демократического государства). Понимание сути «государственности» в основном связано с теми или иными характеристиками государства. Но, хотя понятие «государственность» этимологически и связано с понятием «государство», но не тождественно его частичным характеристикам. Смысловое поле понятия «государственность» достаточно велико. Оно охватывает проблему взаимоотношения государства как политической организации общества с самим обществом как совокупностью граждан, подчиненных определенным законам общественного бытия, понимаемого в рамках существующей системы ценностей определенной эпохи определенного общества. Государственность – это способность и потребность человека осознанно вмешиваться в систему существующей государственной организации с целью ее оптимизации. Каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает определенную систему представлений, понятий, принципов формирования своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни. Эти идеи составляют основу построения народом своего государства. Систематизированную сумму выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства можно назвать идеологией национальной государственности. Идеология белорусской государственности аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности – это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространстве, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.
Центральным звеном самосознания народа, его духовной доминантой является идея, представляющая собой форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта (индивида, группы, народа), т. е. национальная идея. Национальная идея играет важнейшую роль в становлении национального самосознания народа, она способна консолидировать народ в единую социальную целостность. Формирование белорусов как самобытной этнической общности начинается в эпоху раннего средневековья. С V-VI вв. на территорию Беларуси проникают славянские племена. Одним из первых крупных государственных образований славян была Киевская Русь (вторая половина IX - начало XII века). В составе Киевской Руси находились и земли кривичей, радимичей, дреговичей, населявших земли современной Беларуси. Это было не столь централизованное государство, сколь политическое объединение местных феодалов вокруг великого князя в Киеве. Наиболее значимым на территории Беларуси было Полоцкое княжество, которое и считается истоком белорусской государственности. Полоцкое княжество, как и другие государственные образования того периода на территории Беларуси было раннефеодальной монархией, во главе с князем, который осуществлял верховную власть. Ему были подчинены рада и управленческий аппарат, занимавшийся сбором дани, налогов, судопроизводством и т. д. Законодательную власть осуществляло вече. Среди элементов политической системы важное место отводилось церкви, которая, по сути, была идеологическим центром. Высшее духовенство принимало активное участие в государственных и хозяйственных делах. В этот период оформился раннефеодальный общественный строй. Жители княжеств называли себя по названию главного города земли.
Первые государственные образования, существовавшие в раннем средневековье на территории современной Беларуси, свидетельствовали о начале формировании белорусской государственности. С середины XIII века начался процесс образования Великого княжества Литовского. Образование ВКЛ – результат естественного исторического процесса, который длился более ста лет. На основе анализа национального состава руководящего органа ВКЛ (в частности паны - рада) принято считать, что до середины XV века ВКЛ – государство литовско-белорусское (так в конце XIV века в Раде 81% литовцев, а в середине XVI века белорусские и украинские магнаты составляли большинство). ВКЛ было феодальной монархией. На ранних этапах эта монархия приближалась к абсолютизму. В более поздний период княжество – парламентская представительная монархия. Языком общегосударственных документов ВКЛ был старобелорусский. На нем велось делопроизводство, заключались государственные договоры, издавались Статуты 1529, 1566, 1588 гг. В Великом княжестве Литовском произошло формирования белорусской народности. Этническое самоназвание белорусов той эпохи – литвины, употреблявшееся в западной части белорусских земель, и русские, употреблявшееся в восточной части. На формирование идеологии белорусской государственности оказал влияние факт существования в ВКЛ этносов разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: восточной и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской. Принцип религиозно-этической толерантности сыграл важнейшую роль в процессе существования ВКЛ. Он способствовал сохранению в нем гражданского мира, созданию богатой культуры, основанной на этноконфессиональном синтезе. Следующий этап развития идеологии белорусской государственности связан с образованием в 1569г. Речи Посполитой в результате подписания Люблинской унии. Новое государство – Речь Посполитая – по сути своей представляла федерацию (с 1569 по 1588 г.); Конфедерацию (с 1588 г. – принят третий Статут ВКЛ, расширивший его права, по 1791 г.); унитарное государство (с 1791 г. – Конституция 1791г. отменила деление страны на Корону Польскую и ВКЛ – по 1795 г.) Условия для развития белорусской культуры ухудшились, в 1696г. белорусский язык утратил статус официального в ВКЛ и его позиции занял польский. Шляхта ВКЛ в значительной степени впитала представление о своей принадлежности к единому народу – польской шляхте. Но параллельно закладывались тенденции к был позднему развитию идеологии «краевости». Причиной осозания своей особости следует считать федеративное строение Речи Посполитой. Проявление особости очевидно из статьи Статута ВКЛ 1588г. о монопольном праве местной шляхты на занятие государственных должностей и приобретение земли в княжестве. В ментальности жителей страны можно отметить трехуровневое национальное самосознание: наше польское дело; наше литвинское дело; моя малая родина. После трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) Речь Посполитая перестала существовать. Белорусские земли включались в состав Российской империи по частям в течение 20 лет. Такое включение разрывало единую этническую общность белорусской народности. Политики не рассматривали эти территории как единое целое. Здесь, после ряда изменений, было образовано 5 губерний, которые составили административно-территориальную сущность, в дальнейшем называемую Северо-Западным краем и просуществовавшую до октября 1917г. Разделы Речи Посполитой ликвидировали и ВКЛ, что, в сочетании с поддержкой, оказываемой в первые десятилетия после включения царскими властями польской культуры на белорусских землях, привело к распространению в Беларуси политико-исторической концепции «общего» польского народа как многоэтнического образования, состоявшего не только из поляков, но и из белорусов, украинцев, литовцев. Именно в этот период происходит значительная полонизация белорусской шляхты, поэтому национально-освободительные восстания 1830-1831 и 1863-1864 гг. с их идей возрождения Речи Посполитой как польского государства имели достаточно мощную поддержку в Беларуси.
Вместе с тем уже в начале XIX века начинает оформляться идея возрождения ВКЛ и белорусского языка. Распространение научных знаний о Беларуси и белорусах развивалось профессорами Виленского университета М.Бобровским и И.Даниловичем, а также Т.Нарбутом и др. Распространялась идея «краевости», т.е. идеологии местного патриотизма. Наиболее заметно это проявилось в деятельности «филоматов» и «филаретов» - А.Мицкевича, Я.Чечота и др. Руководитель «Демократического товарищества» Ф.Савич выступает с обоснованием права каждого народа на национальную самостоятельность. Первым с национальным вопросом выступил К.Каликовский. К.Калиновский хотел, чтобы отношения между Беларусью, Литвой, Польшей и Россией строились на основе равноправия и суверенности. Он связывал национальное освобождение с социальным, т. е. с уничтожением помещичьего землевладения и самодержавия и наделения крестьян землей. В конце XVIII- начале XIX в. название «Беларусь» закрепилось только за восточными губерниями – Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская губернии назывались «Литва». На постепенное развитие этнического самосознания привело к тому, что к концу XIX –началу XX в. название «белорусы» закрепилось за всей территорией проживания белорусского этноса, произошло формирование белорусской нации. Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая не обладала в то время своей государственностью, а ее территория была окраиной Российской империи. Ее суть изложена в знаменитом стихотворении Я.Купала «А хто там iдзе…»: белорусы – отдельный этнос, национальное самоопределение и освобождение осознаются в единстве с социальным освобождением. Дальнейшую конкретизацию идея национальной самобытности белорусов находит в публикациях авторов газеты «Наша нiва». Согласно оценке Л.М.Лыча в этот период во взглядах на белорусскую национальную идею явно преобладал ее культурно-языковой аспект.
Во втором десятилетии XX века в Беларуси на передний план в национально-возрожденческом движении выдвигается проблема осуществления национальной государственности. Огромную роль в ее аргументации сыграл М.Богданович, изложивший в публицистическом произведении «Хто мы такiя», написанном в 1915г., представление о самобытности белорусов и стремление к государственной самостоятельности Беларуси. Стремление к воплощению национальной идеи в жизнь привело к провозглашению в 1918г. Белорусской Народной Республики (БНР). Хотя БНР провозглашалось в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории фактически не осуществляло, т. к. было создано на оккупированной германскими войсками территории. Реальная белорусская государственность была создана на советской основе в январе 1919г. в форме Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР). Итак, национальная белорусская идея в ХХ веке была реально воплощена. Белорусский народ завершил консолидацию в нацию, обрел государственность. БНР, БССР, Республика Беларусь – вот ступени создания белорусской государственности. На первой – декларировалась государственность, вторая – реализовала государственность в ограниченных масштабах (передав часть полномочий руководству СССР), третья – воплощение полной, общепризнанной мировым сообществом белорусской государственности. В сегодняшнем восприятии национальная идея сливается с идеей белорусской государственности, гражданственности. Ядро белорусской национальной идеи можно изложить следующим лозунгом: созидание сильной и процветающей Беларуси. Тема 6.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.013 с.) |