Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность



Конкуренция (от лат. concurro — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

Основные условия возникновения конкуренции:

1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

2) полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

3) противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция — важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

В различных отраслях экономики складывается разное состояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренции и чистой монополии находятся монополистическая конкуренция и олигополия (рис. 7.1).


 

       
   
 
 

 


Рис. 1. Виды конкуренции

 

К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, монополистический конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции (табл. 2).

Таблица 2 Характерные черты типов конкуренции

Характерная черта Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень много Много мелких фирм Несколько (3-5 фирм) Одна
Тип продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, нет заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену
Условия вхождения в отрасль Очень легкие, нет препятствий Сравнительно легкие Существенные препятствия Нет вхождения
Пример отраслей Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви, аптеки, рестораны Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря и др. Местные предприятия коммунального хозяйства

Совершенная (чистая) конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

1) на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

2) тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;

3) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

4) наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке. Позитивные явления конкуренции:

1) снижение издержек;

2) быстрое внедрение НТП;

3) гибкое приспособление к спросу;

 

4) высокое качество продукции;

5) препятствие к завышению цен.

Негативные явления конкуренции:

1) разорение многих субъектов рыночной экономики;

2) анархия и кризис производства;

3) чрезмерная эксплуатация ресурсов;

4) экологические нарушения.

В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются различные методы конкурентной борьбы:

1) ценовая конкуренция. Производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства;

2) неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.006 с.)