Государственные финансы. Государственный бюджет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные финансы. Государственный бюджет



 

Финансы — денежные средства, рассматриваемые в процессе создания и движения; формируются в ходе производства, распределения и перераспределения ВВП (валового внутреннего продукта) страны. Финансы страны — совокупность финансов всех секторов экономики в их взаимодействии между собой и остальными странами мира.

Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятием «финансы» определяют всю систему экономических отношений, связанную с образованием, распределением и перераспределением денежных ресурсов. Условно можно выделить государственные финансы, финансы предприятий, фирм, корпораций и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы — это часть финансовой системы общества, охватывающая движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций.

Финансы предприятий, фирм, корпораций — это денежные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующиеся в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов:

Финансы населения — это часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.Государственные финансы — сложная система, включающая четыре основных звена:

1) государственный бюджет;

2) местные финансы;

3) финансы государственных предприятий;

4) финансы специальных общественных фондов. Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой (рис. 1).

Рис. 1. Схема финансовой системы

 

Финансовая система России включает:

1) государственную бюджетную систему;

2) внебюджетные специальные фонды;

3) государственный кредит;

4) фонды имущественного и личного страхования;

5) финансы предприятий различных форм собственности. Первые четыре блока этой системы — централизованные

и используются для регулирования экономических процессов на макроуровне. Финансы предприятий — децентрализованные и используются для регулирования экономических процессов на микроуровне.

Государственные специальные внебюджетные фонды России составляют Пенсионный фонд, Фонд специального страхования, Фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР и региональные внебюджетные экономические фонды (в частности, фонды развития жилищной сферы).

Через государственные финансы перераспределяется значительная часть НД нашей страны (примерно 1/3).

Главное звено в этой системе — государственный бюджет. Его главные задачи состоят в том, что:

1) деньги необходимо в определенном порядке и полностью собирать;

2) деньги надо рационально распределять по различным фондам;

3) деньги нужно эффективно и в полном объеме использовать по прямому назначению.

Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Государственный бюджет — это годовой финансовый план государственныхрасходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, муниципальным законодательным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

В соответствии с российским законодательством бюджетная система страны — совокупность бюджетов трех уровней: федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований (местного).

В государственную бюджетную систему РФ (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда социального страхования, Фонд имущественного страхования);

2) бюджеты субъектов Федерации (краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; окружные бюджеты автономныхокругов, бюджет Еврейской автономной области и бюджет территориальных государственных фондов);

3) местные бюджеты (городские, районные, сельские).

Все эти бюджеты функционируют автономно по принципу бюджетного федерализма, т.е. за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, финансируемые за счет соответствующих бюджетов.

В Бюджетном кодексе определены основные принципы бюджетной системы России:

1) единство бюджетной системы;

2) полнота бюджетной системы;

3) самостоятельность бюджетов;

4) гласность бюджетов;

5) сбалансированность бюджетов;

6) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса.

Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной системы имеется место отражения доходов в их полном объеме.

Самостоятельностьразличныхзвеньевбюджетной системы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и права самостоятельно определять напряжение и объемы производственных расходов в соответствии с закрепленными полномочиями.

 

Гласность означает необходимость публикации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общественности.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура государственного бюджета России представлена в таблице 1.

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают.

 

Таблица 1 Примерная структура государственного (консолидированного) бюджета России

Доходы Расходы
Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самые крупные из них — подоходный налог, налог на прибыль и НДС Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели) — 40-50%
Государственные займы. Осуществляются выпуском и реализацией государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете — от 10 до 20% Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ) —10-20%
Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительство прибегает, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам — 10-20%
Неналоговые доходы (доходы от продажи и использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т. п.) Административно-управленческие расходы (содержание правительственных органов, органов юстиции и пр.) —5-10%
Платежи по государственному долгу до 7-8%

 

Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток).

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто — из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.

Налоги и налоговая система

 

В ст. 57 Конституции РФ закреплено положение, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж: (взнос), осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок согласно законодательству.

Согласно Налоговому кодексу РФ под налогами понимают обязательный индивидуальный безвозмездный платеж:, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги — обязательные индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в бюджет на условиях, определяемых законодательными актами, образует нало говую систему. Благодаря ей происходит перераспределение доходов между государством, предприятием и населением.

В любом обществе налоги применяются как метод мобилизации материальных и финансовых ресурсов в пользу государства. Основные элементы налогообложения:

1) субъект налога —налогоплательщик (юридическое или физическое лицо);

2) объект налога — доход или имущество налогоплательщика, с которого исчисляется налог (заработная плата, прибыль предприятия, ценные бумаги, доход, земля и т.д.);

3) налоговый период;

4) налоговый оклад (налоговая база) — сумма налога, взимаемого с одного объекта;

5) налоговая ставка, или норма налогообложения, — размер налога, приходящегося на единицу обложения. Выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, она называется налоговой квотой;

6) порядок исчисления налога;

7) порядок и сроки уплаты налогов.

К элементам налога относятся также налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов. В некоторых случаях льготы оформляются налоговым сертификатом — официальным письменным свидетельством о полном или частичном освобождении от налогов в течение определенного времени.

Роль налогов в обществе проявляется через следующие их основные функции:

1) фискальную (обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью налогов);

2) регулирующую (через налоги государством осуществляется воздействие на общественные отношения, в т.ч. на производственные процессы).

Значение налогов в любой стране определяют основные принципы налогообложения, сформулированные еще А. Смитом и оставшиеся актуальными сегодня, как то:

1) справедливость и равенство налогообложения;

2) эффективность налогообложения;

3) простота и доступность для исчисления.

В ходе подготовки российского закона о налоговой системе определены основные принципы налоговой системы в нашей стране:

1) всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

2) стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

3) равнонапряженность (платежеспособность) — взимание налогов по идентичным (одинаковым) для всех налогоплательщиков ставкам (в доле от дохода и прибыли), чтобы относительная нагрузка была примерно равна для субъектов с разными группами доходов;

4) обязательность — принудительность налога, неизбежность его выплаты;

5) социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот т.о., чтобы они ставили всех в примерно одинаковые условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Известно, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически обосновать американские экономисты во главе с профессором Артуром Лаф-фером.

Графически этот эффект отображен на кривой Лаффера, показывающей зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставки налога (рис. 2).

50% 100%

Ставка налога

Рис. 2. Кривая Лаффера

 

Анализ кривой Лаффера позволяет сделать следующие выводы:

1) при ставке налога, равной нулю, поступления в бюджет прекращаются;

2) при ставке налога, равной 100%, поступлений в бюджет также нет, поскольку легальная экономика трансформируется в теневую;

3) при ставке налога, не выходящей за пределы 50% (оптимальная ставка), достигается максимальная величина налоговых поступлений.

Суть эффекта Лаффера в том, что уменьшение ставки подоходного налога до оптимального уровня приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном плане — к их увеличению, т.к. возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, сократится теневой оборот, соответственно, расширится сфера легальной экономики.

В настоящее время в экономической науке предпринимаются попытки выработать четкие критерии оптимальной величины налоговой ставки.

Классификация налогов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.203.254 (0.022 с.)