Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и предложенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс общественного воспроизводства предполагает экономическое равновесие как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях. Формы равновесия разнообразны — соответствие между ресурсами и производством и потреблением, спросом и предложением и т.д. При анализе макроэкономического равновесия необходимо соблюдать такие требования, как: 1) соответствие общественных целей и реальных экономических возможностей; 2) полное использование всех экономических ресурсов общества (труда, земли, капитала); 3) общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления; 4) наличие свободной конкуренции, равенства всех покупателей на рынке, неизменность экономической ситуации, замкнутость экономической системы; 5) идеальное равновесие на всех рынках микроэкономического уровня. При анализе макроэкономического равновесия широко используются совокупные показатели — ВНП, ВВП, НД. В связи с этим макроэкономическое равновесие можно рассматривать с помощью совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и совокупного предложения достигается, когда желание покупате лей приобрести определенный объем товаров и услуг при данном уровне цен совпадает с желанием продавцов продать такое же количество товаров и услуг при том жеуровне цен. Графическое пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения отображает равновесный реальный объем национального производства и равный уровень цен (рис. 3).
внп Q
Рис. 3. Модель макроэкономического равновесия
Если кривая совокупного спроса смещается на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения, изменяется реальный объем ВНП. Уровень цен остается неизменным. Если совокупный спрос увеличивается, цены остаются неизменными. Реальный объем производства возрастает, На промежуточном отрезке кривой совокупного предложения изменение совокупного спроса приводит к изменению цен и объема производства, т.е. к изменению и номинального, и реального ВНП. На вертикальном отрезке сдвиг кривой совокупного спроса сопровождается только ростом цен (инфляцией спроса), реальный ВНП не изменяется. Если совокупный спрос увеличится, цены возрастут, а реальный объем производства останется неизменным. Проблема макроэкономического равновесия — одна из самых острых и дискуссионных в экономической науке. Существуют две основные точки зрения по данному вопросу — классическая и кейнсианская. Классическая школа рассматривала модель макроэкономического равновесия в краткосрочном периоде и в условиях совершенной конкуренции. Основная концепция гласит, что предложение товаров само создает собственный спрос; произведенный объем продукции автоматически обеспечивает получение такого дохода, который достаточен для полной реализации всех товаров, следовательно, предложение и спрос количественно совпадают (рис. 4).
внп Q
Рис. 4. Макроэкономическое равновесие (модель классической школы):
AS — совокупное предложение; AD — совокупный спрос на исходном уровне; A,D, — совокупный спрос на повышенном уровне; Q — объем ВНП, соответствующий полной занятости ресурсов; Р,—уровень цен при исходном совокупном спросе; Р,—уровень цен при повышенном спросе
Эта концепция основана на учении А. Смита о свободе рынка, о неограниченной свободной конкуренции. Как утверждает Ж. Сей, сами законы рынка делают невозможными как перепроизводство, так и недопотребление общественного продукта. Это положение о бескризисной реализации общественного продукта получило название «закон Сея». Последователи классической школы в наше время утверждают, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Рыночная экономика — это саморегулирующаяся рыночная система, в которой автоматически обеспечивается равенство доходов и расходов при полной занятости ресурсов. Инструментами саморегулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебание которых предполагает уравнивание спроса и предложения. Вмешательство государства приносит только вред. Кейнсианская школа полагает, что экономика развивается не так гладко, а заработная плата, цены и процентная ставка настолько гибки, что могут привести к соответствию спроса и предложения на макроэкономическом уровне (рис. 5). Заработная плата на основе официального законодательства и договорной системы может снизиться, а безработица может ре- аль-но возрасти. В период депрессии падение совокупного спроса приведет к падению объемов производства и сокращению спроса на труд. Реальный ВНП Рис. 5.Макроэкономическоеравновесие (модель кейнсианской школы):
AS — совокупное предложение; AD — совокупный спрос на исходном уровне; A1 D1 — совокупный спрос на повышенном уровне; Q — объем ВНП при исходном совокупном спросе; Q1 — объем ВНП при повышенном спросе. Классическая школа считает, что кривая совокупного предложения AS имеет вертикальный вид, а изменение совокупного спроса влияет только на уровень цен, но не затрагивает объемов производства и занятости трудовых ресурсов. Кейнсианская школа полагает, что кривая совокупного предложения является либо горизонтальной в период глубокого спада и неполной занятости ресурсов, либо восходящей в период подъема экономики и увеличения занятости ресурсов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.009 с.) |