Тема практической работы: «анализ стихов С. Маршака» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема практической работы: «анализ стихов С. Маршака»



Учебная цель: Учить работать с текстами стихов. Учить отвечать на предложенные вопросы, анализировать текст. Развивать творческое мышление, умение анализировать. Воспитывать интерес к творчеству С. Маршака.

Материалы и оборудование: бумага, тетрадь, карандаш, ручка Тексты произведений С. Маршака.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС 3+:

Студент должен

уметь: грамотно пользоваться основными понятиями: знать их определения и правильно употреблять в речи;

- отбирать произведения для детского чтения;

- критически оценивать творчество детских писателей и отдельные произведения, адресованные детям;

- анализировать художественный текст, адресованный детям или вошедший в круг чтения дошкольников;

- пропагандировать детскую книгу среди родителей;

- осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;

- выразительно читать литературные тексты.

- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

- выразительно читать литературные тексты;

знать: - детскую художественную литературу и историю русской детской литературы;

- закономерности исторического развития детской литературы и детского чтения;

- виды театров, средства выразительности в театральной деятельности

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Маршак - детям

Детские стихи - младшие дети в творчестве Маршака. Писать для детей поэт начал уже после того, как попробовал свои силы в других областях литературного творчества. Писатель шел к детям от знания общих законов искусства. Первая детская книга появилась в 1922 году, но интерес к детям возник у поэта задолго до того, как он стал детским писателем. Немаловажную роль при этом сыграла незаурядная память детства, которой обладал поэт. Писатель всегда выступал как защитник детства. В ранних корреспонденциях из Лондона Маршак пишет о новых детских выставках, о трагическом положении детей в Англии, о детях-посетителях первого кинематографа. Но непосредственное участие в судьбах детей началось после возвращения Маршака на родину летом 1914 года. Работа с детьми в Воронеже, а затем в Краснодаре заложила педагогические и художественные основы творчества поэта для детей. Общаясь с детьми, молодой писатель, сам того не сознавая, учился понимать особенности детской психики, вслушивался в детскую речь, видел, что радует или огорчает ребенка. Наблюдения за детскими коллективами в Англии и главным образом на родине обогатили Маршака-педагога. У него родилось чувство читательской аудитории, которое приходит далеко не сразу и не ко всем.

Итак, богатая школа литературного опыта и знание детей, соединившись, сделали возможным появление Маршака - поэта для детей.

По образному выражению В.Г. Белинского, настоящий писатель для детей - это "детский праздник". Таким праздником и стал Самуил Яковлевич Маршак.

Основная характерная черта творческого облика зачинателя советской детской поэзии - стремление как можно раньше приобщить детей к сокровищнице мировой литературы и народного творчества, воспитать у них уважение к духовным ценностям, развить художественный вкус. Для этого он использует русский, чешский, английский, латышский, восточный фольклор. В творчестве Маршака английская народная баллада сочетается с русской народной сказкой, детская песенка из цикла "Mother Goose nursery rhymes" - с русской загадкой. Mapшак пришел в литературу для детей, понимая специфические законы, по которым она живет. Условие непреходящего успеха стихотворений поэта в детской аудитории не только в том, что он создает настоящие произведения искусства, но и в их точном адресе - для детей определенного возраста.

Творчество Маршака потому и доставляет радость и большим и маленьким, что соединяет в себе глубокое содержание, гуманную идею и увлекательную форму.

Творчество Маршака для детей чрезвычайно многообразно. Среди его книг дети находят и затейливую шутку ("Детки в клетке"), и серьезную балладу ("Ледяной остров"), и сатирическую поэму ("Мистер Твистер"), и лирический цикл ("Круглый год"), и много сказок ("Сказка о глупом мышонке", "Угомон" и другие), и историческую повесть в стихах ("Быль-небылица"), и фантастические поэмы ("Пожар"), и стихотворные очерки ("Почта", "Вчера и сегодня", "Как печатали вашу книгу" и др.), и автобиографическую повесть о детстве ("В начале жизни"), и загадки, и песни, и небылицы.

Поэт часто шел путем смелого творческого поиска новых жанровых образований. Нередко произведения Маршаке для детей являются результатом своеобразной литературной диффузии, когда происходило взаимопроникновение одного жанра в другой ("Усатый-полосатый").

Новаторские художественные формы в творчестве советского поэта в значительной степени определяют вклад, сделанный писателем в советскую литературу для детей. До конца своих дней он открывал все новые и новые пути обогащения поэзии детства.

В целом творчество Маршака - поэта для детей - одна из ярких страниц в истории советской литературы.

Сказки

Живая связь сказочного творчества Маршака с устным народным творчеством. Явления народного быта, русские и украинские песни, детский уличный фольклор, сказки как яркие воспоминания детства поэта. Любовь к живому народному слову, к песням разных народов в зрелые годы. Сознательное обращение к книжным источникам фольклора - сборникам сказок, песен, былин, западноевропейского фольклора, пословиц, поговорок.

Фольклорные истоки сказок Маршака: русские и иностранные сказки, песни, пестушки и потешки. Нравственная и эстетическая сила народных произведений как основа сказок советского поэта.

История создания некоторых сказок ("Кошкин дом", "Теремок", "Сказка о глупом мышонке", "Тихая сказка", "Угомон").

Особенности художественного отражения реального мира в произведениях сказочника. Музыкальность и драматургическая основа сказок.

Повести в стихах

Особенности жанра рассказа, повести в стихах. Сюжетность повествования, конкретность и завершенность композиции, заинтересованный тон повествования. Соответствие интересов детей этому жанру. Динамика действия, энергичность и удачливость героев.

Разнообразие тем рассказов, повестей и очерков в стихах. "Ледяной остров", "Рассказ о неизвестном герое", "Почта военная" и другие произведения, характерные для Маршака-рассказчика.

Романтика сюжетной поэзии Маршака ("Война с Днепром").

Близость ее к таким фольклорным жанрам, как былина, баллада. Место произведений Маршака среди крупных жанров советской поэзии.

Стихи для самых маленьких

Стихи для самых маленьких как произведения высокого искусства.

Содержательность и поэтичность коротких произведения дли дошкольников ("Детки в клетке" и др.).

Книги Маршака для маленьких как учебники русского литературного языка. Расчет на слушателей, а не на читателей.

Нравственная и эстетическая ценность произведений для тех, кто учится говорить, мыслить, чувствовать ("Разноцветная книга" и другие). Сравнение стихов Маршака для дошкольников с произведениями других советских поэтов (К. Чуковского, Б. Заходера, И. Токмаковой, Е. Серовой).

Место поэзии для самых маленьких во всем многообразном творчестве Маршака.

Юмор Маршака

Гуманная основа юмора Маршака. Добрые и веселые стихи ("Багаж", "Мороженое", "Вот какой рассеянный", "При гиппопотама" и др.).

Познавательная и эстетическая ценность шутливых стихов поэта. Уроки народной педагогики, воспринятые Маршаком-юмористом. Мораль без морализирования, учение без нотаций.

Разнообразие форм и методов в создании веселых стихов. Юмор положений и юмор словесный.

Сравнение Маршака с другими советскими юмористами для детей - В. Маяковским, К. Чуковским, С. Михалковым, А. Барто и др.

Взаимное обогащение жанров

Взаимопроникновение и взаимообогащение различных жанров литературного творчества Маршака. Влияние на сказки Маршака его лирики. Отражение в сатирических подписях времен Великой Отечественной войны достижений Маршака в области детского стиха. Сюжетные стихотворения поэта как симбиоз лирики и драматургии.

Различные пути взаимного обогащения жанров. Стирание резких границ между жанрами в творчестве Маршака для детей. Произведения, созданные на стыках разных литературных форм ("Усатый-полосатый", "Сказка об умном мышонке", "Вчера и сегодня" и др.).

Элементы сказочности в реалистических произведениях ("Пожар" С.Маршака и "Пожарный" Саши Черного).

Поэтизация грубой прозы жизни в стихах Маршака для детей. (М. Ильин. Я. Сегал. "Рассказ о перочинном ноже" и стихотворение С. Маршака "Мастерская в кармане" - сравнительная характеристика).

Циклы стихов о природе

Цикличность лирических стихов Маршака: характерная особенность его художественного мышления - единство главной идеи цикла. Общность изобразительных задач.

Самостоятельность каждого стихотворения в лирическом цикле и одновременно тесная связанность всех стихов в единый по замыслу цикл.

Временной принцип связи стихов в цикле ("Круглый год"). Разомкнутое кольцо связи ("Разноцветная книга"), позволяющая увеличить число стихотворений. Преимущество цикла стихов о природе перед единичным произведением.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1.Литературная деятельность Маршака, его роль в развитии детской литературы советского периода.

2.Тема детства в стихотворениях «Хороший день», «Усатый-полосатый», «Мяч», «Цирк», «Мастер-ломастер», «Кот и лодыри», «Мыльный пузырь», «Первый день календаря», «Рано в кровать- рано вставать» и др

3.Сформулируйте проблематику стихотворений «Пожар», «Почта», «Почта военная», «Как рубанок сделал рубанок», «Война с Днепром». Сохранили ли они(стихотворения) свою актуальность?

4.Назовите стихотворные циклы для детей. Охарактеризуйте на примере одного из них художественные особенности названного жанрового образования.

5. Фольклорные жанры (сказки, загадки и др).

6.Можно ли стихотворения Маршака для детей считать лирикой? Почему?

Задания для практического занятия:

Задание:

  1. Прочитать задание, ответить на вопросы, записать в тетрадь.

Методические рекомендации по выполнению работы:

Анализ произведений о труде «Пожар».

- тема произведения;

- цель стихотворения;

- идея произведения;

- дайте характеристику главному герою (примеры из текста);

- какие приемы использует автор в стихотворении, чтобы передать:

1) быстрое движение пожара;

2) коварство пламени;

3) напряженность;

- особенности произведения; «Почта»

- Тема произведения;

- Идея стихотворения;

- Композиция стихотворения;

- Зачитайте, как Маршак передает национальные особенности почтальонов;

- Особенности произведения;

Анализ произведений о детстве.

«Усатый полосатый»

- О ком рассказывается в произведении?

- Кто главный герой?

- На что похоже начало? (зачитайте)

- Выделите особенности изложения;

- Охарактеризуйте главную героиню (примера из текста);

«Мяч»

- Что передает ритм стихотворения?

- Какие слова помогают передать характер игры с мячом./ Зачитайте их.

«Кот и лодыри»

Рассказ в стихах.

- Назовите идею произведения.

- Кто герой стихотворения?

- Охарактеризуйте героев, приведите примеры из текста.

- Назовите приемы использования в произведении, подтвердите примерами из текста.

«Хороший день»

Получить полный текст

- О чем это стихотворение? (содержание)

- От какого лица ведется?

- Воспитательная ценность. «Мастер - ломастер»

- идея произведения;

- назовите приемы используемых автором (зачитайте примеры из текста);

«Дети нашего двора»

- идея произведения;

- зачитайте примеры, где показано что готовятся к будущей жизни; Анализ циклов о природе.

«Детки в клетке»

1) в каком жанре написано?

2) тема стихотворения;

3) на что походи стихи?

4) от какого лица написаны стихи? (примеры из текста)

5) что хорошо показал автор?

6) как проявляется юмор в стихах? (зачитайте примеры)

«Разноцветная книга»

1) в каком жанре написано?

2) в чем своеобразие цикла?

3) о каких временах года рассказывается, на примере чего? (зачитайте)

4) особенности стихов?

«Круглый год»

1) почему так называется?

2) какие черты подобрал Маршак для каждого стихотворения (зачитайте примеры)

3) на что похожи стихи?

«Лесная книга»

1) о чем произведение?

2) какой познавательный материал дается? (зачитайте примеры);

3) воспитательные знания;

Пьесы - сказки.

«12 месяцев», «Кошкин дом», «Терем-теремок»:

1) идея произведения;

2) охарактеризуйте главных героев;

3) особенности сказки, чем похожи с народными сказками (зачитайте примеры из текста)

Форма отчётности: выступление с докладом, проверка сообщений преподавателем.

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по МДК

Список рекомендуемой литературы

1. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.

2. Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. Выразительное чтение \ Горбушиной, Л. И., Николаичевой Е. К. - М.: Просвещение

Раздел 4. Русская детская литература XX века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 3979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.033 с.)