Схема анализа литературно-художественного произведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема анализа литературно-художественного произведения.



  1. История создания.
  2. Тематика.
  3. Проблематика.
  4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный
    пафос.
  5. Жанровое своеобразие
  6. Персонажи.
  7. Основные художественные образы.
  8. Сюжет и особенности строения конфликта.
  9. Композиция сюжета и отдельных образов
  10. Композиционные приёмы. Художественные особенности (изобразительно-выразительные средства, речевой строй).

Основные композиционные приёмы
(способы достижения эмоционального воздействия на читателя):

 

контраста (противопоставления);

сна;

  • письма;
  • воспоминаний;
  • вставные рассказы;
  • лирические отступления;
  • описания (пейзажи, портреты, интерьер)
  • «смена точек зрения» (писатель наблюдает героев со стороны, проникает в их внутренний мир, рассматривает предмет издалека, затем в мельчайших подробностях).
  • монолог, диалог;
  • трагизм, драматизм и др.


Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

i. Имя героя. Место персонажа в системе образов произведения.

ii. Характеристика персонажа как определенного социального типа:

iii. Социальное и материальное положение.

iv. Внешний облик.

v. Своеобразие мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности;

б) влияние на окружающих.

4. Область чувств:

а) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) с помощью предыстории или биографии;

в) через цепь поступков;

г) в речевой характеристике;

д) через «соседство» с другими персонажами;

е) через окружающую обстановку.

7. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

План разбора лирического стихотворения

i. Дата написания.

ii. Жанровое своеобразие.

iii. Идейное содержание:

iv. Ведущая тема.

v. Основная мысль

vi. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике, настроение.

vii. Преобладание общественных или личных интонаций.


Структура стихотворения:
1. Основные изобразительные средства иносказания (тропы), используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

2. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

3. Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

4. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, бедная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная (смежная), перекрестная, кольцевая (опоясывающая), игра рифм.

5.Строфика (двустишье (дистих), трехстишье (терцина), четверостишье (катрен), пятистишье, шестистишье (секстина), септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

6.Эвфония (благозвучье) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

 

Общий план ответа на вопрос о значении
творчества писателя

Место писателя в развитии русской литературы.

Основные проблемы эпохи, в которой жил писатель, отношение к ним писателя.

Традиции и новаторство (если есть) писателя в области:

а) идей;

б) тематики, проблематики;

в) жанра;

Произведения писателя, вошедшие в круг детского чтения

 

 

Кузьмина Марина Евгеньевна

Преподаватель МДК 03.05 Детская литература с практикумом по выразительному чтению

ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

МДК 03.0 Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Профессионального цикла

Гуманитарный профиль

специальность 44.02.01 Дошкольное образование

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.005 с.)