Занятие № 5. Классификация согласных звуков. Принципы классификации согласных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 5. Классификация согласных звуков. Принципы классификации согласных



 

1. Назовите принципы классификации согласных.

2. Приведите акустическую классификацию согласных. Что такое сонорные согласные? Чем они отличаются от шумных? С чем связано деление согласных на звонкие и глухие?

3. Объясните значение выражений: «место образования согласных», «способ образования согласных». На какие группы делятся согласные по этим параметрам?

4. Что такое аффриката? Что общего между аффрикатами и взрывными звуками; аффрикатами и фрикативными?

5. Какую роль при произнесении согласных играет мягкое небо (нёбная занавеска)?

6. Как объяснить изменение [м>б], [н>д] в произношении при насморке? («у бедя дасборг» вместо «у меня насморк»).

7. Что такое палатализация звука?

 

1. Определите согласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции:

а) задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена (для немецкогои английского языков);

б) губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, нёбная занавеска прижата к стенке зева;

в) кончик языка смыкается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска прижата к стенке зева, боковые края языка опущены;

г) губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена;

д) кончик языка поднимается и загибается назад, периодически соприкасаясь с твердым нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята;

е) нижняя губа сближается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята;

ж) передняя часть спинки языка сближается с твердым нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята;

з) кончик языка упирается в альвеолы, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена (для немецкого, английского языков).

 

2. Определите согласные звуки по следующим признакам:

а) шумный, губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий;

б) шумный, заднеязычный, щелевой глухой, твердый;

в) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый;

г) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, мягкий;

д) шумный, переднеязычный, нёбный, фрикативный, звонкий;

е) сонорный, переднеязычный, зубной, смычно-боковой, мягкий;

ж) сонорный, переднеязычный, нёбный, дрожащий, мягкий;

з) сонорный, губно-губной, носовой, мягкий;

и) шумный, переднеязычный, зубной, аффриката, глухой.

 

3. Определите, о гласных или о согласных идёт речь, и назовите звуки:

а) передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный;

б) переднеязычный, зубной, фрикативный, звонкий;

в) губно-губной, смычно-носовой;

г) средний ряд, средний подъем, нелабиализованный;

д) задний ряд, средний подъем, носовой, лабиализованный.

 

4. Дайте полную характеристику следующих звуков:

а) [д, з, м, х, н, б];

б) [в, ц, г, ж, к, л, ш];

в) немецк. [t,h, pf, r];

г) английск. [d, w r];

д) франц. [l, r, g, h].

 

5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах:

яма, ехать, чай, ошибка, несчастье, еж, день, лист, фильм.

 

6. Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

А. А)согласный переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий, твёрдый;

Б) гласный среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

В) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твёрдый.

Б. А) гласный заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный;

Б) согласный переднеязычный, нёбный, фрикативный, глухой, твёрдый;

В. А) согласный переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твёрдый;

Б) гласный среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный.

Г. А) согласный переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, мягкий;

Б) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твёрдый;

В) гласный среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный.

Д. А) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твёрдый;

Б) гласный заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный;

В) согласный сонорный, переднеязычно-нёбный, вибрант, твёрдый;

Г) гласный заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованный;

Д) согласный заднеязычный, взрывной, глухой, твёрдый.

Е. А) согласный переднеязычно-нёбный, смычно-щелевой, глухой, мягкий;

Б) гласный переднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный;

В) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий;

Г) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий.

 

7. Решите следующие звуковые пропорции:

а) [п:т=w:?]

б) [м:н=п:?]

в) [с:н=w:?]

г) [ц:ч=с:?]

д) [т:к=н:?]

е) [с:g=т:?]

ж) [х:ŋ=с:?]

з) [г:g=д:?]

и) [д:т=б:?=?:х];

к) [с:с’=б:?=?:л’];

л) [п:т=б:?=?:ш=м:?].

 

8. Какие получаются слова, если прочесть звуки данных слов в обратном порядке: ель, лён, куль, толь, ноль, лёд, лоб, ток?

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. В чём причина звуковых изменений? Чем определяются позиционные и комбинаторные изменения?

2. Что такое редукция? Какие виды редукции существуют в русском языке? Наблюдается ли редукция в английском (немецком, французском) языке? Назовите другие возможные позиционные изменения звуков.

3. Перечислите комбинаторные звуковые изменения, проиллюстрируйте примерами из русского и изучаемого иностранного языка, из латыни. Приведите примеры на разные виды ассимиляции и диссимиляции (контактной и дистактной, прогрессивной и регрессивной; по способу образования, месту образования; ассимиляции по глухости-звонкости, мягкости; полной и частичной ассимиляции).

4. Выполните по «Практикуму» С.И.Калабиной упр. 18, 19 с. 25; упр. 20, 23 с. 26.

5. Для каких случаев, т.е. применительно к каким звукам, сочетаниям звуков, позициям в русском языке чаще всего происходит ассимиляция? диссимиляция? протеза? эпентеза? диэреза? Подтвердите примерами.

 

Литература.

 

1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1995.

2. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1985. - Упр. 18-19 (с. 25), упр. 20, 23 (с. 26).

3. Фонетика английского (немецкого, французского) языка (любое издание).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1030; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.008 с.)