Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие № 5. Классификация согласных звуков. Принципы классификации согласных
1. Назовите принципы классификации согласных. 2. Приведите акустическую классификацию согласных. Что такое сонорные согласные? Чем они отличаются от шумных? С чем связано деление согласных на звонкие и глухие? 3. Объясните значение выражений: «место образования согласных», «способ образования согласных». На какие группы делятся согласные по этим параметрам? 4. Что такое аффриката? Что общего между аффрикатами и взрывными звуками; аффрикатами и фрикативными? 5. Какую роль при произнесении согласных играет мягкое небо (нёбная занавеска)? 6. Как объяснить изменение [м>б], [н>д] в произношении при насморке? («у бедя дасборг» вместо «у меня насморк»). 7. Что такое палатализация звука?
1. Определите согласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции: а) задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена (для немецкогои английского языков); б) губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, нёбная занавеска прижата к стенке зева; в) кончик языка смыкается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска прижата к стенке зева, боковые края языка опущены; г) губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена; д) кончик языка поднимается и загибается назад, периодически соприкасаясь с твердым нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята; е) нижняя губа сближается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята; ж) передняя часть спинки языка сближается с твердым нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята; з) кончик языка упирается в альвеолы, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена (для немецкого, английского языков).
2. Определите согласные звуки по следующим признакам: а) шумный, губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий; б) шумный, заднеязычный, щелевой глухой, твердый; в) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый; г) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, мягкий; д) шумный, переднеязычный, нёбный, фрикативный, звонкий; е) сонорный, переднеязычный, зубной, смычно-боковой, мягкий; ж) сонорный, переднеязычный, нёбный, дрожащий, мягкий; з) сонорный, губно-губной, носовой, мягкий;
и) шумный, переднеязычный, зубной, аффриката, глухой.
3. Определите, о гласных или о согласных идёт речь, и назовите звуки: а) передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный; б) переднеязычный, зубной, фрикативный, звонкий; в) губно-губной, смычно-носовой; г) средний ряд, средний подъем, нелабиализованный; д) задний ряд, средний подъем, носовой, лабиализованный.
4. Дайте полную характеристику следующих звуков: а) [д, з, м, х, н, б]; б) [в, ц, г, ж, к, л, ш]; в) немецк. [t,h, pf, r]; г) английск. [d, w r]; д) франц. [l, r, g, h].
5. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: яма, ехать, чай, ошибка, несчастье, еж, день, лист, фильм.
6. Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки: А. А)согласный переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий, твёрдый; Б) гласный среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный; В) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твёрдый. Б. А) гласный заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный; Б) согласный переднеязычный, нёбный, фрикативный, глухой, твёрдый; В. А) согласный переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твёрдый; Б) гласный среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный. Г. А) согласный переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, мягкий; Б) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твёрдый; В) гласный среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный. Д. А) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твёрдый; Б) гласный заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный; В) согласный сонорный, переднеязычно-нёбный, вибрант, твёрдый; Г) гласный заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованный; Д) согласный заднеязычный, взрывной, глухой, твёрдый. Е. А) согласный переднеязычно-нёбный, смычно-щелевой, глухой, мягкий; Б) гласный переднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный; В) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий; Г) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий.
7. Решите следующие звуковые пропорции: а) [п:т=w:?] б) [м:н=п:?] в) [с:н=w:?] г) [ц:ч=с:?] д) [т:к=н:?] е) [с:g=т:?] ж) [х:ŋ=с:?] з) [г:g=д:?] и) [д:т=б:?=?:х]; к) [с:с’=б:?=?:л’]; л) [п:т=б:?=?:ш=м:?].
8. Какие получаются слова, если прочесть звуки данных слов в обратном порядке: ель, лён, куль, толь, ноль, лёд, лоб, ток?
Задания для самостоятельной работы студентов 1. В чём причина звуковых изменений? Чем определяются позиционные и комбинаторные изменения? 2. Что такое редукция? Какие виды редукции существуют в русском языке? Наблюдается ли редукция в английском (немецком, французском) языке? Назовите другие возможные позиционные изменения звуков. 3. Перечислите комбинаторные звуковые изменения, проиллюстрируйте примерами из русского и изучаемого иностранного языка, из латыни. Приведите примеры на разные виды ассимиляции и диссимиляции (контактной и дистактной, прогрессивной и регрессивной; по способу образования, месту образования; ассимиляции по глухости-звонкости, мягкости; полной и частичной ассимиляции). 4. Выполните по «Практикуму» С.И.Калабиной упр. 18, 19 с. 25; упр. 20, 23 с. 26. 5. Для каких случаев, т.е. применительно к каким звукам, сочетаниям звуков, позициям в русском языке чаще всего происходит ассимиляция? диссимиляция? протеза? эпентеза? диэреза? Подтвердите примерами.
Литература.
1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1995. 2. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1985. - Упр. 18-19 (с. 25), упр. 20, 23 (с. 26). 3. Фонетика английского (немецкого, французского) языка (любое издание).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1030; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.008 с.) |