Занятие № 4. Классификация звуков речи. Отличия гласных от согласных. Принципы классификации гласных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 4. Классификация звуков речи. Отличия гласных от согласных. Принципы классификации гласных.



Контрольные вопросы

1. Чем гласные отличаются от согласных с акустической точки зрения? С какой физической характеристикой связано деление звуков на тоны и шумы? 2. Чем отличаются гласные от согласных с точки зрения артикуляции?

3. Укажите параметры, по которым классифицируются гласные звуки.

4. С работой какого органа речи и каким образом связано деление гласных по ряду и подъёму?

5. Что такое лабиализация звука?

6. Что означает «открытый гласный», «закрытый гласный», «широкий гласный», «узкий гласный»? Как иначе можно охарактеризовать те же звуки?

7. Как называются звуки, произносимые со скользящей артикуляцией?

8. Что такое дифтонги и монофтонги?

 

 

Практические задания

 

1. Определите гласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции:

а) голосовые связки дрожат, губы вытянуты вперед, передняя часть спинки языка высоко поднята к нёбу;

б) голосовые связки дрожат, губы растянуты в стороны, передняя часть спинки языка высоко поднята к твердому нёбу;

в) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, язык слегка приподнят средней частью спинки к средней части нёба, рот широко раскрыт;

г) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, кончик языка упирается в нижние зубы, рот широко раскрыт;

д) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, язык задней частью спинки высоко поднят к мягкому нёбу;

е) голосовые связки дрожат, губы округлены, но не вытянуты, задняя часть спинки языка поднимается к мягкому нёбу;

ж) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, средняя часть спинки языка слегка поднята к средней части нёба, нёбная занавеска опущена (для французского языка).

 

2. Определите гласные звуки по следующим признакам:

а) заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

б) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

в) среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

г) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

д) среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

е) переднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.

 

3. Решите следующие звуковые пропорции:

а) [и:ы=?:а]

б) [и:ü=е:?]

в) [ы:у=ъ:?]

г) [и:е=у:?]

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Чем гласные отличаются от согласных с акустической точки зрения? Что представляют собой тон и шум с акустической точки зрения? По каким параметрам строятся классификации звуков?

2. Каким практическим целям служат акустические и артикуляционные классификации?

3. Чем отличаются гласные от согласных с точки зрения артикуляции?

4. По каким параметрам классифицируются гласные? Необходимо уметь воспроизвести таблицу по памяти (для русского и изучаемого языков). Какому подъёму соответствуют закрытые гласные? Открытые? Сопоставьте системы гласных русского и изучаемого языков.

5. Что такое дифтонги? Приведите классификацию дифтонгов. В каких языках есть дифтонги? Существовали ли дифтонги в латыни? Какая разница между дифтонгами и диграфами?

6. Опишите подробно различные способы образования согласных. Перечислите разные группы согласных в русском и изучаемом языке.

7. Как классифицируются согласные по месту образования?

8. Как артикулируются мягкие согласные? Как они иначе называются?

9. Приведите русские варианты терминов: билабиальные; дентальные; палатальные; велярные; палатализованные; веляризованные; назальные, латеральные, вибранты.

 

Литература.

 

1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1995.

2. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. - Ст. «Акустическая классификация языков».

3. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

4. Гак В.Г. Сравнительная типология французского и русского языков.

М., 1983.

5. Практическая фонетика английского (немецкого, французского) языка – любого автора и издания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.007 с.)