Методические работы преподавателей кафедры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические работы преподавателей кафедры



1. Григорьян Е.Л. Грамматические значения и категории (пособие по общему языкознанию для студентов 4 курса РГО и 5 курса ОЗО). Ростов-на-Дону, 2001.

2. Григорьян Е.Л. Русская фонетическая транскрипция. Фонология. Учебно-методическое пособие для студентов I курса отделения романо-германской филологии. УПЛ РГУ, 2001.

3. Григорьян Е.Л. Лексическое значение слова. Лексика как система (пособие по курсу «Введение в языкознание» для студентов 1 курса отделения романо-германской филологии). Ростов-на-Дону, 2002.

4. Табаченко Л.В. Козакова А.А. Контрольные работы и методические указания по курсу «Введение в языкознание». (Для студентов 1 курса ОЗО ф-та филологии и журналистики). Ростов-на-Дону.- РГУ. – 2004.

5. Табаченко Л.В. Козакова А.А. Методические указания и планы практических занятий по курсу «Введение в языкознание». 1 семестр. (Для студентов ДО ф-та филологии и журналистики). Ростов-на-Дону.- РГУ – 2005.

6. Табаченко Л.В. Козакова А.А. Методические указания и планы практических занятий по курсу «Введение в языкознание». 2 семестр. (Для студентов ДО ф-та филологии и журналистики). Ростов –на- Дону. – 2006.

7. Табаченко Л.В. Козакова А.А. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Кельтские языки. (Для студентов 1 к. ДО и ОЗО). Ростов-на-Дону. –2006.

8. Табаченко Л.В. Козакова А.А. Генеалогическая классификация языков. Кавказские языки. Ростов-на-Дону. – 2008.

 

Распределение часов курса по модулям

в соответствии с видами работ

  Модуль 1 – «Введение» (предмет и задачи науки, ее важнейшие общетеоретические понятия)  
  Лекции Кол-во часов
1. Языкознание как наука о языке, её предмет, основные задачи и проблемы. Методы языкознания. Разделы языкознания. 2 ч.
2. Вопрос о сущности языка. Язык как общественное явление. 2 ч.
3. Функции языка. Язык как система знаков. Язык и речь. Синхрония и диахрония. 2 ч.
  Лекции Практические занятия не предусмотрены Самостоятельная работа Всего по модулю 1 6 ч.   12 ч. 18 ч.
  Модуль 2 – «Фонетика. Фонология»  
  Лекции  
4. Фонетика. 3 аспекта изучения звуков речи. Классификация гласных. 2 ч.
5. Классификация согласных. 2 ч.
6. Звуковые изменения (комбинаторные и позиционные). 2 ч.
7. Фонетическое членение речи. Сегментные, суперсегментные единицы. 2 ч.
8. Фонетическая транскрипция 2 ч.
9. Фонема 2 ч.
  Практические занятия  
1. Сравнительно-исторический метод. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья. 2 ч.
2. Неиндоевропейские языки. 2 ч.
3. Контрольная работа по 1 ч. курса (введение: 1 – 7 вопросы программы) 2 ч.
4. Речевой аппарат. Классификация гласных. 2 ч.
5. Классификация согласных. 2 ч.
6. Звуковые изменения (комбинаторные и позиционные) 2 ч.
7. Фонетическое членение речи. Фонетическая транскрипция 2 ч.
8. Фонема. 2 ч.
9. Зачётная контрольная работа (1 семестр) 2 ч.
  Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего по модулю 2 12 ч. 18 ч. 30 ч. 60 ч.
  Модуль 3 – «Лексикология»  
  Лекции  
1. Лексикология как наука, разделы лексикологии. Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова (денотативный и сигнификативный аспекты). 2 ч.
2. Лексическое значение как комбинация сем. Структура лексического значения. Виды ЛЗ. 2 ч.
3. Лексика как система. Полисемия. Антонимы. Синонимы. Омонимы. 2 ч.
4. Ономасиология как наука. Внутренняя форма слова. 2 ч.
5. Исторические изменения лексической системы. Исторические изменения значений слов. Этимология. 2 ч.
  Практические занятия  
1. Лексическое значение слова. Структура лексического значения. Виды ЛЗ. 2 ч.
2. Лексика как система. Полисемия. Антонимы. Синонимы. Омонимы. 2 ч.
3. Исторические изменения значений слов. Ономасиология как наука. Внутренняя форма слова. 2 ч.
4. Этимология. 2 ч.
5. Контр. р. по лексикологии 2 ч.
  Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего по модулю 3 10 ч. 10 ч. 20 ч. 40 ч.
  Модуль 4 – «Грамматика»  
  Лекции  
1. Грамматика как наука. Морфема, аффиксы, виды аффиксов. Грамматическое значение и грамматические категории. Своеобразие грам.кат. в языках мира. 2 ч.
2. Части речи. Принципы классификации слов по частям речи. Своеобразие частей речи в языках мира. 2 ч.
3. Типологическая классификация языков. 2 ч.
4. Происхождение языка. 2 ч.
  Практические занятия  
1. Грамматика как наука. Морфема, аффиксы, виды аффиксов. Грамматические средства и способы. 2 ч.
2. Грамматическое значение и грамматические категории. Своеобразие грам.кат. в языках мира.. Части речи. Принципы классификации слов по частям речи. Своеобразие частей речи в языках мира. 2 ч.
3. Типологическая классификация языков. 2 ч.
4. Происхождение и развитие письма. Виды письменности. Алфавит. 2 ч.
  Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего по модулю 4 8 ч. 8 ч. 19 ч. 25 ч.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Модуль 1 «Введение»

Комплексная цель модуля 1: заложить у студентов основы теоретических знаний о языке и речи, о методах языкознания.

Языкознание как наука о языке, её предмет, основные задачи и проблемы. Общее и частное языкознание. Связь языкознания с другими науками. Основные разделы языкознания.

Сущность языка как общественного явления. Идеальное и материальное в языке. Язык и мышление. Биологическое и социальное в языке.

Проблема связи языка и мышления. Функции языка.

Язык как система знаков.

Язык и речь. Синхрония и диахрония.

Методы языкознания. Сравнительно-исторический метод в языкознании (история формирования, основоположники, основные принципы).

Другие методы современной лингвистики (кроме сравнительно-исторического).

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Функции языка. Какая является основной? Перечислите разновидности коммуникативной функции.

2. Связь языкознания с другими науками: что языкознание может дать другим наукам (каким именно)? Что другие науки могут дать языкознанию?

3. Язык и речь. Что подразумевает формулировка Ф. де Соссюра «Язык одновременно и орудие, и продукт речи»? Может ли быть в речи то, чего нет в языке? Является ли предложение единицей языка или единицей речи? Что такое окказионализм? Приведите примеры лексических и грамматических окказионализмов. Объясните термины узус, узуальный. Как узус и норма соотносятся с понятиями языка и речи?

4. Язык как знаковая система. Что такое знак? Приведите примеры знаковых систем. Чем язык отличается от других знаковых систем? Что является знаком в языке?

5. Диахрония и синхрония.

6. Как связаны язык и мышление? Возможно ли мышление без опоры на язык? Что такое внутренняя речь? Как соотносятся вербальное (т.е. словесное) и авербальное мышление? Обратите внимание на гипотезы о зависимости мышления человека от его родного языка.

 

Литература по модулю 1

Обязательная:

1. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. – Гл. «Введение».

2. Энциклопедический словарь юного филолога М. 1984. - Статьи «Язык и речь», «Синхрония и диахрония», «Норма в языке», «Изменение норм», «Просторечие», «Разговорный язык», «Говор. Наречие. Диалект», «Диалекты как свидетели истории народа», «Арго», «Жаргон», «Социолингвистика», «География лингвистическая».

Дополнительная:

3. Л.В.Сахарный. Как устроен наш язык. М. 1978. - Ч. I, гл. 1-3.

 

Форма отчётности по модулю – контрольная работа.

Образец варианта для контрольной работы:

1. Языкознание как наука о языке, её предмет, основные задачи и проблемы. Общее и частное языкознание. Связь языкознания с другими науками. Основные разделы языкознания.

2. Язык как система знаков.

3. Методы языкознания. Сравнительно-исторический метод в языкознании (история формирования, основоположники, основные принципы).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.015 с.)