Занятие № 7. Фонетическое членение речи. Позиционные изменения. Транскрипция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 7. Фонетическое членение речи. Позиционные изменения. Транскрипция.



Контрольные вопросы

1. Какие выделяются группы фонетических единиц?

2. Что такое сегментные единицы речи? Назовите их, охарактеризуйте. (Звук, слог, фонетическое слово, такт, фраза). Совпадают ли границы такта с границами слова?

3. Что объединяет несколько тактов в одну фразу?

4. Что такое клитики (проклитика, энклитика)?

5. Суперсегментные (супрасегментные) единицы? Назовите их.

6. Что такое интонация? Перечислите элементы, составляющие интонацию.

7. Что такое ритмика речи? Чем она определяется?

8. Сравните ритм русской речи и речи изучаемого языка. В чем разница?

9. Какова роль внутрифразовых пауз? Какова роль внутрифразовых пауз?

10. Что такое фразовое ударение? В чем разница между фразовым и логическим ударением?

11. Что такое ударение? Виды ударения в языках мира.

12. Что такое словесное ударение? В чем его отличие от фразового ударения?

13. Какое ударение называется свободным? Фиксированным? Одноместным? Разноместным? Подвижным?

14. Чем отличается по месту ударного слога в слове изучаемый язык от русского?

15. Назовите языки с фиксированным ударением разного типа:

а) разноместным, б) одноместным.

16. Чем вызываются позиционные изменения звуков? Что такое редукция звука? В результате чего она возникает? В чем состоит качественная редукция звука, чем она отличается от количествен-ной редукции?

17. Назовите основные правила транскрипции (см. Приложение).

Практические задания

 

1. Нижеследующий текст разделите на фразы, такты, укажите проклитики и энклитики.

 

Волшебные чёрные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. Ночь начала закрывать чёрным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонёчки где-то далеко внизу, теперь уже не интересные и не нужные никому, чужие огоньки. Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на неё сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звёзд. Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы.

2. Чем объясняется одинаковое восприятие на слух вне контекста следующих слов:

частота — чистота; леса —лиса; паз —пас; милок —мелок; дров — дроф; кот — код; столб — столп.

 

3. Затранскрибируйте:

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

-Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

 

Выпишите все случаи комбинаторных и позиционных изменений, охарактеризуйте их.


Занятие № 8. Фонема

Контрольные вопросы

1. Назовите три аспекта изучения звуков речи.

2. Какова природа звуковых признаков, составляющих физиологический (артикуляционный) аспект звуков речи? Перечислите эти признаки на примере отдельных звуков.

3.Какова природа звуковых признаков, составляющих физический (акустический) аспект звуков речи? Перечислите эти признаки на примере отдельных звуков.

4. В чем заключается основная функция звуков речи?

5.Что такое функциональный аспект звуков речи? Почему его же называют социальным аспектом? В чем социальность звука?

6.Можно ли сказать, что социальный аспект звуков речи составляется звуковыми признаками, материально отличными от первых двух типов признаков?

7. Что такое фонема? Отличие фонемы от звука.

8. Почему в отдельной фонеме нельзя указать функционально значимые признаки, если неизвестно, в каком языке она используется?

9. Как иначе называются функционально важные звуковые признаки?

10. В чём разница между фонологическими и нефонологическими признаками?

11. Какие признаки являются фонологически существенными для системы русских согласных? В каких языках долгота – краткость гласных является дифференциальным признаком?

12. Что такое аллофон? Перекрещивающиеся и неперекрещивающиеся ряды аллофонов.

13. Что такое вариации фонем? Приведите примеры.

14. Что такое варианты фонем?

15. В каких позициях реализуются сильные и слабые варианты фонем (для гласных и согласных) - в русском языке? В английском? В немецком? Во французском?

16. Как определить, являются ли два звука в конкретном языке вариантами одной фонемы или вариантами разных фонем? (Правило Н.С. Трубецкого).

17. Что такое оппозиция фонем? Какие виды оппозиций вы знаете? Приведите примеры?

18. Что такое коррелятивная пара фонем (или звуков)? Приведите примеры коррелятивных пар.

19. Что такое нейтрализация фонологических оппозиций? Что возникает в результате нейтрализации?

20. Опишите условия, могущие вызвать нейтрализацию фонологических оппозиций. Приведите примеры.

21. Приведите примеры фонологизации и дефонологизации в истории языков.

22. Что такое система фонем? Почему фонемы любого языка существуют только как члены системы?

23. Каковы состав и особенность системы фонем в русском языке? В английском? В немецком? Во французском?

 

Практические задания.

1. Сколько звуковых оппозиций существует между следующими парами звуков? Выделите коррелятивные пары: [д – н; г – к; д – ж; л – р; д’ – с; ж – м; ч - в]

2. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы

следующих пар слов: дал— бал; зал — жал; год —кот; быль — пыль; ток — сок
моль —боль; ум—им; шар —пар; рок —бок; щель —мель, ус — ас; лом — ром; пар – бар, пыл – пил, искра – астра, год – род, честь — жесть.

3. Какие получатся слова, если звуки данных слов произнести в обратном порядке: ель, лён, куль, толь, ноль, лёд, лоб, ожог, ток.

4. Исключите пятое лишнее: ивнад, лоркес, нватерс, ракыш, султ.

5. Определите по правилу Трубецкого, являются ли в русском языке вариантами одной фонемы или разных фонем: [н] - [н’], [л] - [л’], [г] - [г фрик.], [ы] - [и], [к] - [к’]; в латинском языке [а] - [а долгое].

6. Какими звуками различаются слова «кафель» и «кефаль», «кефаль» и «факел»? В каком случае различий больше?

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Что такое фонема? Как фонема соотносится со звуком?

2. Что такое варианты фонем? Что значит факультативные варианты? комбинаторные? позиционные?

3. Как определить, являются ли два звука в конкретном языке вариантами одной фонемы или вариантами разных фонем? (правило Трубецкого).

4. Определите (по правилу Трубецкого), являются ли вариантами одной фонемы или вариантами разных фонем:

в русском языке: [т] – [т’], [ш] – [щ], [л] – [л’], [г] – [g] (г

фрикативное),

[ы] – [и], [к] – [к’];

в английском языке: [i] – [i:]; [e] – [æ]; [s] – [q]; [n] – [ŋ]; [v]

– [w]; [p] – [ph] (p аспирированное);

в немецком языке: [i] – [i:]; [u] – [ü]; [R] (увулярное) – [r]

(язычное);

во французском языке: [u] – [y]; [e] – [e]; [o] – [o­]; [s] – [z];

в латыни: [k] – [c]; [a] – [ā],

в испанском: [s]-[θ]; [n]-[ŋ]; [l]-[ļ]; [b]-[v]; [d] - [đ].

Подтвердите свои ответы примерами.

5. Какие признаки называются фонологически существенными? Какие признаки являются фонологически существенными для системы русских согласных? В каких языках долгота-краткость гласных является фонологически существенной? Подтвердите примерами.

6. Назовите фонологически существенные и фонологически несущественные признаки: русской фонемы [г]; английской фонемы [g]; русской фонемы [в]; английской фонемы [v]; русской фонемы [и]; английской [i]; французской [i]; немецкой [i]; русской [ц].

7. Что такое нейтрализация? Приведите примеры. Какие существуют позиции нейтрализации в русском языке? Наблюдается ли нейтрализация в немецком (английском, французском) языках? Что такое архифонема?

8. Приведите примеры фонологизации и дефонологизации в истории языков.

9. Приведите примеры фонетической и фонологической интерференции.

 

Литература.

 

1. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. - Статья «Фонема». (Дополнительно – «Диахроническая фонология»).

2. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1995.

3. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. М., 1990. - Гл. 3 (разделы «Ах, фремя, фремя!» и «Немножко о фонеме»).

4. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960, С. 42-46, 52-56.

5. Григорьян Е.Л. Русская фонетическая транскрипция. Фонология. Ростов-на-Дону, 2001.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.009 с.)