Занятие № 1. Сравнительно-исторический метод. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 1. Сравнительно-исторический метод. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков.



Контрольные вопросы.

1. История разработки сравнительно-исторического метода. Первые попытки сравнения и генеалогической классификации языков. Что послужило толчком к созданию сравнительно-исторического метода?

2. Основоположники сравнительно-исторического метода. Их вклад в его разработку. Компаративистика во вт. пол. XIX – XX вв.

3. Основные положения сравнительно-исторического метода.

4. Объясните понятия «праязык», «праформа» («архетип»), «метод реконструкции».

5. Что такое «мёртвые» языки? Какие источники позволяют получать данные о мёртвых языках, о прошлом состоянии языков? Что даёт изучение «мёртвых» языков? Какие «мертвые» языки вам известны?

6. В чём суть теории моногенеза? Возможна ли датировка языковых процессов?

7. Объясните принципы построения генеалогической классификации языков.

8. Объясните понятия «семья языков», «группа (ветвь) языков».

9. На основе чего устанавливается общность или различие происхождения языков?

10. Как можно объяснить генеалогическую общность языков, территориально отдалённых друг от друга? Приведите примеры таких языков.

11. Перечислите группы языков индоевропейской семьи. Покажите на карте область распространения называемых языков.

12. В каких странах английский язык является государственным? Покажите их на карте.

13. В каких странах распространен немецкий язык? Покажите их на карте.

14. В чем особенность языковой ситуации в Норвегии?

15. Какова область распространения фризского языка? Каковы особенности его бытования?

16. Где распространен африкаанс (прежнее название – бурский язык)? Как он сформировался?

17. Расскажите о новоеврейском языке (идиш).

18. Что вы знаете о мертвых языках восточногерманской группы?

19. Объясните происхождение термина «романские языки».

20. Где распространены провансальский (окситанский), каталанский, галисийский, сардинский (сардский), далматинский, ретороманский, креольские языки?

21. Какие национальные языки Швейцарии вы знаете? Какие из них являются официальными?

22. В чем особенность языковой ситуации в Бельгии?

23. В каких странах французский язык является государственным? Покажите их на карте.

24. В каких странах распространен испанский язык? Покажите их на карте.

25. Объясните название «Латинская Америка» с лингвистических позиций.


Практические задания

1. Распределите по группам следующие индоевропейские языки:

а)

греческий, бретонский, белорусский, македонский, литовский, кашубский, бенгали, афганский, английский, румынский, латгальский, исландский, чешский, осетинский, санскрит, французский, талышский, молдавский, провансальский, русский, фризский, латышский, полабский, африкаанс.

б)

молдавский, гре­ческий, хинди, украинский, португальский, словацкий, персидский, испанский, латинский, хеттский, шотландский, немецкий, ретороманский, галльский, армянский, ирландский, готский, шведский, польский, цыганский, таджикский, словацкий.

 

Литература

Основная

А.А. Реформатский. Введение в языковедение. М., 1967 и послед. издания. Глава VI. Классификация языков. (§§ 74-78).

Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Германская группа (Методическая разработка Л.В. Табаченко).

Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Италийская и романская группы (Методическая разработка Л.В. Табаченко).

Дополнительная

Языки мира: Германские языки. Кельтские языки. М., 2000.

Языки мира: Романские языки. М., 2001.

Языки народов СССР. Т. 1. Индоевропейские языки. М., 1966.

Табаченко Л.В. Козакова А.А. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Кельтские языки. (Для студентов 1 к. ДО и ОЗО). Ростов-на-Дону. –2006.

Табаченко Л.В. Козакова А.А. Генеалогическая классификация языков. Кавказские языки. Ростов-на-Дону. – 2008.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Что необходимо учитывать при установлении родства языков? Свидетельствует ли сходство или совпадение звучания и значения отдельных слов о родстве языков? Какой материал пригоден для сравнения?

2. Изложите кратко историю разработки сравнительно-исторического метода.

3. Что такое праязык? Как исследуется вопрос о прародине индоевропейцев и других народов?

4. Что является источником сведений о мёртвых языках? О прошлом состоянии языков?

5. В чём заключаются методы внешней и внутренней реконструкции? Что такое архетип (праформа)? Возможна ли датировка языковых процессов?

6. Перечислите группы языков индоевропейской семьи. Обратите внимание на принятые названия языков: фарси, дари, пуштỳ, белỳджи.

7. Перечислите языки каждой группы. Какие группы связаны между собой близким родством? Какой из живых индоевропейских языков ближе всех к первоначальному состоянию?

8. При изучении классификации индоевропейских языков обращайте внимание на сведения о странах распространения языков и о численности говорящих. В каких странах говорят на английском? французском? испанском? немецком языках? На каких языках говорят в Швейцарии? Бельгии? Франции? Бразилии?

9. Обратите внимание на сведения о следующих языках: старославянском, английском, норвежском, исландском, идиш, готском, санскрите.

10. На контурную карту мира нанесите все группы индоевропейских языков (одна группа - один цвет); подпишите названия отдельных языков.

11. На контурную карту Европы нанесите языки германской (для изучающих

французский или испанский – романской) группы, каждый язык отдельным цветом.

 

Литература.

Обязательная:

 

1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1995

2. Энциклопедический словарь юного филолога, 1984. - Главы: «Сравнительно-

исторический метод», «Праязык», «Праславянский язык», «Абсолютная и

относительная хронология в языкознании», «Глоттохронология», «Прародина индоевропейцев по данным языка», «Прародина славян по данным языка», а также главы по отдельным семьям и группам.

3. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание», М., 1985. – Упр. 1-5 с. 37-39.

4. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Германская группа (Методическая разработка Л.В.Табаченко).

5. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Италийская и романская группы (Методическая разработка Л.В.Табаченко).

6. Табаченко Л.В. Козакова А.А. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Кельтские языки. (Для студентов 1 к. ДО и ОЗО). Ростов-на-Дону. –2006.

7. Табаченко Л.В. Козакова А.А. Генеалогическая классификация языков. Кавказские языки. Ростов-на-Дону. – 2008.

 

 

Дополнительная:

4. Фолсом Ф. Книга о языке. М., 1977.

5. Кондратов А. Земля людей – земля языков. М., 1974.

6. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. М., 1990. - Гл. 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.45 (0.008 с.)