Тема 3. Организация досмотра на воздушном транспорте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Организация досмотра на воздушном транспорте.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ «ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

КАФЕДРА «ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой ОАБ

профессор В.М. Ильин

«» 2011г.

 

 

Доцент Вербицкий Ю.А.

 

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине

«Организация досмотра»

ТЕМА 3. Организация досмотра на воздушном транспорте.

Лекция 3.3. Система организации досмотра в аэропорту.

 

Обсуждено на заседании кафедры ОАБ

Протокол № от ««2011г.

 

Ульяновск 2011

 

 

Содержание

Введение

Учебные вопросы

1. Задачи и организация досмотра в аэропорту.

2. Системы организации досмотра в аэропорту.

3. Права и обязанности сотрудников САБ.

Заключение

 

Литература.

Основная:

1.Авиационная безопасность: учеб. пособие: в 2 ч. Ч.1А.В. Дормидонтов, С.И. Краснов, Н.В. Павлов; под общей редакцией С.И. Краснова, - Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2009. _ 192с.

2.Авиационная безопасность: Учеб. пособие: под общ. ред. Ю.М. Волынского-Басманова, - 2-е издю, перераб. и доп. – М.: - М.: НУЦ «АБИНТЕХ», 2005. – 800 с., ил.

 

Учебно-материальное обеспечение.

1. Наглядные пособия.

2. Технические средства обучения.

3. Приложения.

 

Введение

В обеспечении АБ принципиальную роль играет высококвалифицированный и мотивированный персонал группы досмотра. Знание и четкое выполнение требований законодательства по проведениюпредполетного и послеполетного досмотров позволит решить главную задачу – обеспечение безопасности членов экипажа и пассажиров во время полета.

Целью настоящей лекции является изучение вопросов по организации досмотров в аэропорту.

 

 

.

Пункт досмотра

Пункт досмотра должен быть оборудован техническими и специальными средствами: рентгенотелевизионными интроскопами (РТИ), стационарными и ручными металлоискателями, радиоволновыми (рентгенографическими) сканерами, средствами обнаружения взрывчатых веществ, а также системой видеонаблюдения и видеозаписи, информация которой сохраняется в течение одного месяца, аварийным освещением и электроснабжением, тревожной сигнализацией, телефонной связью, в том числе и прямой связью с диспетчером службы организации пассажирских перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, правоохранительными органами

Поддержание постоянной работоспособности технических средств досмотра и оборудования в зонах контроля (пунктах досмотра), их эксплуатация осуществляется специально подготовленными сотрудниками САБ, а техническое обслуживание – специалистами аэропорта или предприятия, имеющими соответствующую квалификацию и допуск.

В пункте досмотра также должно быть предусмотрено помещение (кабина) для личного (индивидуального) досмотра (площадью не менее 4 кв. метров). Количество зон контроля, пунктов досмотра и оснащение их техническими и специальными средствами определяется в зависимости от объема перевозок.

Планировка пунктов досмотра должна осуществляться с учетом исключения смешивания или контакта пассажиров, прошедших предполетный досмотр с лицами, не прошедшими такой досмотр, а также с работниками гражданской авиации, не имеющими отношение к обслуживанию пассажиров. Такие же меры должны приниматься при следовании пассажиров по перрону для посадки в воздушное судно.

 

Во избежание насильственного проникновения на борт воздушного судна лица, не удовлетворяющего требованиям безопасности, ширина прохода на каждом контрольно-проверочном пункте должна быть рассчитана на одного человека. Желательно, чтобы проверка пассажиров и ручной клади проводилась в местах, расположенных в непосредственной близости друг от друга. На контрольно-проверочных пунктах следует установить столы, предназначенные для досмотра ручной клади. Такие столы должны быть достаточно высокими, чтобы при выполнении ручного досмотра проверяющему не приходилось нагибаться. Их ширину необходимо рассчитать таким образом, чтобы багаж можно было держать на определённом удалении от пассажира. Пассажиры должны иметь возможность наблюдать за тем, как выполняется досмотр, но не вмешиваться в действия проверяющего.

Входные и выходные двери пункта досмотра не должны совмещаться, они оборудуются замками и охранной сигнализацией. Ключи от дверей хранятся в службе авиационной безопасности (САБ) аэропорта. Пункты досмотра огораживаются (пространство между верхней частью ограждения и потолком должно быть закрыто), входы (выходы) в (из) них оборудуются с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра.

Досмотр должен проводиться на всех рейсах международных, внутренних и местных воздушных линиях, выполняемых авиаком­паниями и эксплуатантами Российской Федерации, стран СНГ и других зарубежных стран.

Организация досмотра пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты, воздушных судов и бортовых запасов в каждом аэропорту (авиационном предприятии) должна быть определена Программой авиационной безопасности данного предприятия. Ответственность за проведение досмотра возлагается на руководителя авиапредприятия.

Досмотр должен проводиться сотрудниками САБ аэропорта (авиационного предприятия, эксплуатанта), которые прошли специальную подготовку в сертифицированных по АБ учебных заведениях ГА по программам, утвержденным руководителем специально уполномоченного органа ГА по АБ. Сотрудники САБ, прошедшие обучение, должны иметь свидетельство (удостоверение) установленного образца. Допуск к самостоятельный работе оформляется приказом по авиапредприятию.

В аэровокзалах должны устраиваться специальные залы («стерильные зоны») для пассажиров, прошедших досмотр, в целях предотвращения контактов с лицами не прошедшими такого досмотра (в том числе и с работниками гражданской авиации, не имеющими отношения к обслуживанию таких досмотренных пассажиров). Должны быть приняты меры по исключению таких контактов при следовании пассажиров по перрону для посадки в воздушное судно.

Транзитные пассажиры, высаживающиеся в аэропортах, перед входом в стерильную зону должны проходить контроль безопасности.

 

Обязанности сотрудников АБ

Сотрудники службы авиационной безопасности и сотрудники органа внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, обязаны:

быть внимательными и вежливыми с пассажирами и не допускать действий, унижающих их достоинство;

знать и обеспечивать выполнение настоящих Правил при производстве досмотров;

обладать необходимыми навыками по выявлению у пассажиров опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна, в том числе с применением ухищрения;

представлять в установленном порядке материалы для принятия к нарушителям требований авиационной безопасности мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не допускать к полету пассажиров, уклоняющихся от прохождения предполетного досмотра;

проявлять бдительность, не допускать в стерильную зону через пункт досмотра не прошедших предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала, грузы, почту, бортовые запасы воздушного судна и багаж;

знать основные характеристики и правила эксплуатации технических и специальных средств;

соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими и специальными средствами и правила пожарной безопасности.

В аэропортах, где имеется весь комплекс технических и специальных средств, обязанности специалистов группы досмотра распределяются следующим образом:

специалист по досмотру N 1:

- при входе пассажиров в пункт досмотра проверяет билеты, оформленные в установленном порядке, посадочные талоны, сверяет документы, удостоверяющие личность, с личностью пассажира, при необходимости более тщательной проверки документов и принадлежности их данному пассажиру сообщает об этом старшему пункта досмотра и сотруднику органа внутренних дел на транспорте; принимает решение о допуске пассажиров для прохождения предполетного досмотра;

- направляет пассажиров на предполетный досмотр в порядке очередности, не допуская их скопления;

- проставляет отметку в билете (за исключением случаев оформления билетов в электронном виде) и (или) посадочном талоне о прохождении предполетного досмотра, а также аннулирует ее, если пассажир покидает зону контроля;

- проводит при необходимости психологический опрос (профайлинг) для выявления потенциально опасных пассажиров и участвует в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

специалист по досмотру N 2:

- предлагает пассажирам выложить имеющиеся у них металлические предметы, мобильные телефоны, фото-, кино-, радио-аппаратуру, снять обувь, верхнюю одежду, головные уборы, ремни и предъявить эти вещи для досмотра с помощью технических и специальных средств;

- следит за правильным расположением вещей на транспортере рентгенотелевизионного интроскопа, регулирует загрузку транспортера, информирует специалиста по досмотру N 3 о необходимости остановки транспортера рентгенотелевизионного интроскопа;

- предлагает пассажирам пройти через рамку стационарного металлоискателя;

- проводит досмотр крупногабаритных вещей, находящихся при пассажирах, габариты которых превышают диаметр тоннеля интроскопа, ручным (контактным) методом;

- участвует при необходимости в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

специалист по досмотру N 3:

- определяет содержимое вещей по теневому изображению на экране рентгенотелевизионного интроскопа;

- останавливает при обнаружении в досматриваемых вещах предметов и веществ, запрещенных к перевозке, представляющих повышенную опасность либо имеющих криминальный характер (оружие, боеприпасы, взрывные устройства), транспортер рентгенотелевизионного интроскопа и сообщает об этом старшему пункта досмотра и сотруднику органа внутренних дел на транспорте;

- проводит досмотр вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом до полной уверенности в отсутствии в них запрещенных предметов и веществ;

- принимает решение об изъятии запрещенных предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, и о допуске вещей пассажира в стерильную зону;

- участвует при необходимости в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

специалист по досмотру N 4:

- наблюдает за показанием сигнальных устройств стационарного металлоискателя, не допуская его обхода пассажирами;

в случае появления сигнала стационарного металлоискателя:

- предлагает пассажиру выложить на стол имеющиеся у него в одежде или на теле металлические предметы и повторно пройти через стационарный металлоискатель;

- определяет места металлических предметов у пассажира с помощью ручного металлоискателя;

- проводит при необходимости досмотр вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом и участвует в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

- сообщает о необходимости проведения более тщательного досмотра пассажира старшему пункта досмотра и сотруднику органа внутренних дел на транспорте;

- принимает решение об изъятии запрещенных предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, и о допуске пассажира в стерильную зону;

специалист по досмотру N 5 (старший пункта досмотра):

- осуществляет контроль за деятельностью группы досмотра по соблюдению технологического процесса проведения предполетного досмотра;

- оформляет документально изъятие запрещенных к перевозке веществ и предметов;

- организует и при необходимости участвует в досмотре вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом и личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

- организует досмотр вещей, находящихся при пассажирах, габариты которых превышают диаметр тоннеля интроскопа, ручным (контактным) методом;

- не допускает пассажиров, членов экипажей воздушных судов и обслуживающий персонал авиапредприятий, не прошедших предполетный досмотр, в стерильную зону;

- при необходимости может исполнять функции специалистов по досмотру N 1, 2, 3 и 4.

В течение всей работы смены в пункте досмотра регулярно осуществляется ротация специалистов группы досмотра на рабочих местах. Непрерывное наблюдение сотрудником за изображением на экране рентгеновской установки не должно превышать 20 минут с перерывом - не менее 40 минут (Руководство по безопасности ИКАО Doc 8973).

При малом пассажиропотоке администрацией аэропорта может быть сокращен состав пункта досмотра до трех сотрудников службы авиационной безопасности, при этом должно соблюдаться условие беспрерывной работы за интроскопом не более 20 минут в час.

При досмотре багажа, грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна состав группы досмотра определяется администрацией аэропорта, но в любом случае должен составлять не менее трех сотрудников службы авиационной безопасности в одном пункте досмотра, при условии беспрерывной работы за интроскопом не более 20 минут в час.

Специалисты группы досмотра, свободные от исполнения своих обязанностей, при совершении пассажиром правонарушения в процессе проведения досмотра, по согласованию со старшим смены досмотра могут участвовать в качестве свидетелей.

Сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие досмотр, и сотрудники органов внутренних дел на транспорте, участвующие в досмотре, за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, злоупотребление служебным положением, в результате которого на борт воздушного судна были пронесены опасные предметы или вещества, создавшие угрозу безопасности полета, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Задание на самоподготовку:

 

1. Авиационная безопасность: Учеб. пособие: под общ. ред. Ю.М. Волынского-Басманова, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: - М.: НУЦ «АБИНТЕХ», 2005. – 800 с., ил., с649…676.

 

2. Пр. МТ №104-07. Подготовить рефераты по всем разделам приказа № 104.

.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ «ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

КАФЕДРА «ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой ОАБ

профессор В.М. Ильин

«» 2011г.

 

 

Доцент Вербицкий Ю.А.

 

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине

«Организация досмотра»

ТЕМА 3. Организация досмотра на воздушном транспорте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.034 с.)