Организационно-хозяйственный час 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-хозяйственный час



ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Для первых трех-четырех дней смены придумано название "организационный период". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена."

Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием. Понапрасну люди говорить не будут. Поэтому об oргпериоде мы поговорим отдельно и очень подробно.

Как в любых человеческих отношениях, так и в ваших отношениях с детьми, многое зависит от первого впечатления. Поэтому к первой встрече с детьми необходимо подготовиться заранее.

МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР

Первая встреча с отрядом обычно происходит за несколько дней до смены, на медосмотре. Медосмотр - это не только встреча ребят с врaчами, но и знакомство с вожатыми. И здесь важно все.

Не забудьте о русской поговорке: "Встречают по одежке..." Подумайте заранее о своем внешнем виде. Строгий костюм или шикарное вечернее платье наверняка отпугнут от вас детей. А вами любимые рваные джинсы - их родителей.

Хорошо, если у вожатых вашего лагеря есть своя форма или хотя бы какие-то ее элементы. Можно заранее сделать себе красиво оформленные визитные карточки с вашими именами, чтобы дети не переспрашивали: "Как, как вас зовут?"

Что нужно успеть сделать на медосмотре? Ну, во-первых, понравиться детям. Очень важно, чтобы ребенок ушел с медосмотра в полной уверенности, что попал в самый лучший отряд, к самым лучшим вожатым. Как этого добиться? Ведь если просто сказать: "Я - самый лучший вожатый в лагере, поэтому тебе повезло," - это будет нескромно. Да и ребенок может не поверить. Наверное, нужно просто постараться общаться с ребятами доброжелательно, весело, стараясь снять напряжение. Разговаривайте с ребятами легко и непринужденно, но не развязно. Не стоит строить из себя их ровесника или "своего в доску". Иначе ваш авторитет будет "дешевым", а, значит, ненастоящим. О позиции вожатого по отношению к детям мы еще поговорим.

Итак, медосмотр. На столе, за которым вы сидите - табличка с номером вашего отряда. Если ребята подходят к вам большими группами или целым отрядом, то стоит сначала представиться, сказать несколько вступительных слов * провести небольшую анкету из простых вопросов (фамилия, имя, дата рождения, адрес, увлечения и т.д.). Не забудьте заранее приготовить бумагу и авторучки. На основе этих анкет вы сможете потом составить список вашего отряда, будете знать, чем увлекается каждый ребенок, что любит делать, не пропустите его день рождения, если он приходится на время смены. Попросите детей написать фамилии, имена и отчества своих родителей. Они вряд ли спросят, зачем. А вы будете знать, у кого из них нет мамы или папы, чтобы случайно не травмировать таких ребят. Лучше, если у вас есть возможность пообщаться с каждым ребенком и его родителями. Тогда постарайтесь его "разговорить", узнать о нем побольше, снять напряжение в общении. Самая ценная информация о ребенке для вас - это то, что он скажет сам. Часто вожатые на первой встрече с детьми волнуются больше, чем сами дети. И ребята это чувствуют. Но не старайтесь скрыть свое волнение под маской строгости или развязности. Стройте свой авторитет по кирпичику - из доброжелательности и сдержанности.

Чтобы избежать вопросов родителей, что взять с собой, сделайте заранее яркую табличку, с которой родители смогут списать эту информацию. Несколько смен белья, банные принадлежности, одежда для разной погоды и для дома. Если вы собираетесь научить детям делать какие-либо сувениры, если вы владеете искусством оригами, умеете вышивать или вязать, напишите, что для этого нужно взять с собой (ножницы, нитки, клей, цветную бумагу, фломастеры, краски, кисточки и т.д.). И если родители серьезно отнесутся к этой информации, то это поможет вам разнообразить жизнь ребят на смене. Также можно написать на отдельной табличке, где и когда вы собираетесь для отъезда в лагерь, чтобы не говорить об этом каждому В-отдельности. Адрес вашего лагеря необходим родителям, чтобы писать своим детям письма. Наверняка их заинтересует, как и когда можно будет приехать в лагерь, навестить детей. Постарайтесь уверенно и терпеливо отвечать на все вопросы родителей, ведь они очень беспокоятся, отправляя ребенка в лагерь. И если им перестанет казаться, что их ребенок будет бегать целый месяц без присмотра, не-умытый и голодный, значит, вы правильно себя вели.

ДОРОГА В ЛАГЕРЬ

Итак, детей вы уже видели на медосмотре. И, может быть, даже кого-то из них сможете узнать. И теперь со своей сумкой и яркой табличкой с номером отряда вы стоите у автобуса или у электрички и ждете прихода детей. Вы правильно сделали, что пришли раньше назначенного времени. Те, кто больше всех боялись опоздать, уже здесь. Вы приветливо встречаете детей, отмечаете их в своем списке, отвечаете на последние вопросы родителей. После команды на посадку ваш отряд во главе с вами организованно занимает свои места, расположив сумки и чемоданы так, чтобы они не мешали. И об этом, и о том, чтобы провожающие случайно не уехали с вами, примется позаботиться вам. Если вы едете в автобусе, не забудьте выяснить у ребят, кто из них плохо переносит этот вид транспорта. И в дороге не упускайте этих ребят из виду.

Чтобы ребята не скучали в дороге, подумайте заранее, чем вы их займете. Приготовьте несколько игр. Это могут быть игры-кричалки, игры на знакомство и т.п. Хорошо, если вы умеете играть на гитаре, но даже без гитары можно разучить с детьми две-три простые песни. Расскажите ребятам о лагере, в который они едут, о его законах и традициях, если таковые есть. Если ребята напряжены, неохотно участвуют в играх, не отчаивайтесь. Постарайтесь их расшевелить, развеселить. Если вы сейчас опустите руки, дальше вы это уже не наверстаете. Не надо спрашивать детей: "Вы хотите играть?" Велика вероятность, что в ответ вы услышите: "Нет!" Лучше всего не давать им опомниться. Даже взрослые ребята с удовольствием играют, если "умело их "завести". Вот несколько таких игр. - Ребята, сейчас мы с вами будет знакомиться. Все очень просто. Сейчас каждый из вас громко-громко крикнет свое имя. По команде дети кричат свои имена, вы комментируете, какие имена вы расслышали, "Кричалки" очень раскрепощают детей. - Сейчас вы будете изображать радиоэфир. А я буду регулировать громкость. Можно петь, разговаривать, издавать любые звуки, но если я опускаю руку - радио умолкает. Также хорошо поиграть с детьми в игры, где они должны повторять за вами слова и движения. Например, спойте на мотив "Сердце красавицы" следующие слова:

Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочку пар идет,
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке,
Шишечка в крышечке,
Крышечка в чайничке:

Для слов "чайничек", "крышечка", "шишечка", "дырочка", "пар идет" нужно придумать жесты. Песню нужно одновременно петь и показывать руками. Затем уберите слово "чайничек". Не произносите его, только показывайте. Затем не произносите уже 2 слова, потом 3 и т.д. В конце концов вам придется молча показать песню руками. Есть аналогичная игра "Летит, летит, по небу шар", которую многие из вас знают с детства. Главное -играть вожатый должен темпераментно, заразительно, уверенно. Чтобы дети не смотрели друг на друга, не чувствовали себя глупо и получали от игры настоящее удовольствие.

В первые дни у ребят возникает множество вопросов. Можно устроить для них пресс-конференцию с вожатыми. Разделите их на группы по 5-7 человек. Пусть каждая группа придумает себе название газеты или журнала, редакцией которого они будут в этой игре. Дальше редакции по очереди задают любые вопросы, а вожатые отвечают. Можно продолжить игру, предложив редакциям сделать выпуск своей газеты (сочинить можно в дороге, а оформить - в лагере. Не забудьте оставить на это время).

ЗАДАЧИ ОРГПЕРИОДА

Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: - как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству. В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы в се время будут разными по составу, и отряд как бы перетасуется за оргпериод.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГПЕРИОДА

Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены. Потом, конечно, придется кое-что изменить по ходу событий. Но как известно, удается лишь импровизация, которая была заранее подготовлена. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и органи з ованно. В пер в ый день после расселения советуем вам провести экскурсию по лагерю. Обследуйте все вместе каждый уголок. Хорошо, если вы расскажете ребятам что-нибудь и з истори и лагеря. Затем проведете с ним и первое отрядное дело. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята б у дут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если это будет небольшое, на час, творческое КТД. Например:

- Сейчас мы с в ами отправимся в космос. У нас есть 5 космических кораблей. Каждый из вас вытянет билет на один и з них. (Все вытягивают заранее заготовленные "билеты" пяти разных цветов). А теперь займите свои места, сядьте по цветам. Мы летим на другую планету.

В ходе этого полета эк и пажи кораблей выполняют различные задания. После объявления очередного з адания не забудьте сказать, сколько времени в ы о тпускаете для его выполнения. Можно выбрать жюри и в конце игры объявить победителей и вручить призы.

Задания могут быть такими:

1. Придумать название вашего космического корабля и каждому члену экипажа - должность, на самом деле не существующую ^ мин.).

2, Нарисовать свой корабль (оценивается участие всех) (5 мин.).

3. Сочинить стихотворение - девиз вашего экипажа. Известны последние слова: ракета летит комета

или метеорит (7-8 мин).

4; Восстановить зап и си борт-журнала (каждому экипажу дать листочек с первой и последней строчкой. Например, первой команде, "И вот, наконец, все сборы окончены, и мы... И мы благополучно пролетели стратосферу." Второй команде: "И мы благополучно пролетели стратосферу... Никто не знал, что будет дальше." Ит.д.). Должен получиться общ и й связный рассказ (7-8 мин.).

5. "Невесомость ' - конкурс капитанов. Капитаны садятся в ряд. Их задача - передать друг другу мячик или апельсин сначала руками, з ат еют ступнями, коленям и, подбородкам и. Если мячик упал -виноватый выходит из игры или получает штрафные баллы.

6. Мы прилетели на другую планету и попали на праздник. Придумать этот праздник и показать, как его празднуют (10-15 мин.). Дальше - подведение итогов.

Есл и до ужина осталось время, займитесь оформлением палат и отрядного места. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок остался доволен полученным от вас задание м. Эти задания должны быть небольшими, на двух-трех человек (нарисовать рисунок, сделать гирлянду, оформить место для свечки, сделать почтовый ящик, таблички на палаты с именами и т.д.). В первый день ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно было бы общаться в больших группах, где вероятность "выпадения" кого-то и з ребят из работы группы выше. И конечно же, раб о ты должно хватить для всех.

После ужина провед и те с ребятами " Огонек знакомств". О нем -о т дельно.

Не забудьте о том, что в первы й день ребятам наверняка понадоб и тся чуть больше времени на подготовку ко сну. Да и в обычные дни отводите на это не меньше получаса. Если вы задержите подготовку ка сну. наверняка задержится и отбой, и тогда вам очень трудно будет сделать его организованным.

Каждый день, проведенный ребенком в лагере, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, н е давать им скучать. Пусть он и с первых же дней поймут, что им п р осто придется жить интересно. Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете г о лос, не упадете от недосыпания в обмор о к и успеете хотя бы по 3 минуты побеседовать с каждым ребенком, дальше у вас все пойдет, как по маслу.

Подъем. Зарядка. Завтрак.

Главное - з апомнить: вожатый должен будить детей, а не наобо р от. Необход и мо встать до п о дъема и привести себя в порядок. Дети д ол ж ны вас видеть бодрыми и жизнерадостными с самого утра. Вы не представляете, насколько настроение детей зависит от вашего.

Будить детей нужно спокойно и весело. Но шутки типа: "Рота! По дъем!" - в полный гол о с здесь неуместны. Потому что дети, конеч н о. посмеются, но если утро начинается с такой встряски, будьте уве р ены - нервы через день -два сдадут у многих.

Затем - зарядка. Кт о ее будет проводить, физрук вашего лагеря, д ежком или вы сами - мы не знаем. Но если вы решили взять это в с в о и руки, постарайтесь сделать так, чтобы зарядка стола не только н абором физических упраж н ений, необходимых для полного просыпания, но и эмоциональ н о й пятиминуткой, которая заряжает положи-т ельной энергией и хор о шим настроением на целый день.

Затем дети захотят у м ы т ься и почистить зубы, это желание стоит п о ощрить. На уборку палат и приведение себя в порядок 30-40 минут и м будет достаточно. Ут р о должно быть организовано, не надо растя-гивать его до обеда. Пос л е пятиминутной планерки на отрядном месте, где вы скажете детям план на сегодняшний день и ответите на все и х в опросы по этому поводу, мо ж мо позавтракать и начать день.

Походы в столовую

Чтобы не тратить время на ожидание у столовой, когда вам на- кр оют, и чтобы не есть хо лодную пищу, опоздав, сделайте вашего д е ж кома связным межд у вами и дежурным отрядом. Накрыли на ваши столы - можно всем отр я дом отправиться в столовую. Во главе с во ж атым и не бегом (можно каким-нибудь своим, особенным шагом). О бъясните детям, что ц и ви лизованные люди, даже если они очень хо т ят есть, не вбегают в столовую, сшибая с ног встречных и стара-ю т ся принимать пищу н е торопясь и с достоинст в ом. Тогда от нее и п ольза больше, и удовольствие. Свой стол после еды желательно оставить в приличном состоянии.Есл и вам понрави тс я у в хода в столовую хором желать всем ос- т альным отрядам и др у г другу приятного аппетита, это может стать вашей отрядной традиц и ей.

Подготовка ко сну. Отбой

Как уже говори л ось выше, все отряд н ые дела нужн о заканчивать за полчаса до отбоя. Если вы задержите подготовку ко сну, детям придется бегом умываться, расстилать кровати, заполнять карточки настроения и т.д. На все это у них должно быть достаточно времени. С сигналом на отбой ребята уже лежат в кроватях, а дежком е ще полчаса находится н а отрядном месте. Установите в отряде правило, после отбоя - од и н шепот на палату. Не хочешь спать - не спи, Но другим не меша й. Конечно, общение после отбоя детям ничто не заменит. Его стоит разрешить, но ограничить во времени. И, конечно же, никаких передвижений.

Если вы - поющий вожатый, можно просто без объявления ("Дети! Слушайте меня, я буду петь!") сесть на отрядном месте и петь спокойные песни. Договоритесь с детьми, что кто хочет слушать, тихонько открывает дверь палаты, но слушают молча, не мешая остальным. Песней можно о многом поговорить с детьми, а заодно и усыпить их. Режимные моменты должны быть четкими и организованными, чтобы не тратить на них лишнее время. Введите в отряде "закон точного времени ". И условный знак сбора, какие-нибудь хлопки в ладоши или кричалки. Например, вожатому нужно срочно собрать отряд. Он зовет ребят из ближайших палат и они хором начинают считать до десяти. Остальные уже знают, что за это время каждый должен успеть выбежать на отрядное место. Если кто-то опаздывает, его можно заставить выполнить какой-нибудь необидный фант. Если разбавить игрой даже самые обыденные моменты, то ребята легко к ним привыкнут, и у вас не будет сложностей с организацией отряда.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СМЕНЫ

ДЕНЬ ЗАЕЗДА

9.00 Встреча вожатых у памятника Ленину (Финляндский вокзал). Подойти к администратору, получить табличку и информацию о рассадке по вагонам.

9 45 Встреча детей. Один вожатый держит табличку с номером отряда (позже это можно перепоручить ребенку). Второй вожатый по списку отмечает прибывших детей. Общается с родителями и детьми. Напоминает о бирках на сумках. Рассказывает правила поведения в дизеле. Предупреждает о том, что в дизеле нет туалета. Объясняет, что вещи до дизеля нужно донести самим, а от платформы лагеря вещи довезет машина. Сдает данные о количестве детей руководителю отъезда.

10.15 Выход на платформу. После переклички и объяснений ПДД колонна пересекает проезжую часть. Один вожатый идет в начале отряда, второй - в конце, третий - посредине. Далее происходит рассадка детей в вагоне, размещение вещей (не на сиденьях!) и опять перекличка. Необходимо попросить родителей выйти из вагона. Проверить, чтобы окна в вагоне были открыты только с правой стороны по ходу движения поезда.

Во время поездки (можно и нужно): сверить детей по списку; поиграть в игры на знакомство; придумать кричалки; попеть песни; рассказать о лагере; провести анкетирование; познакомить с традициями и законами лагеря. А так же смотреть, чтобы дети не высовывались из форточек, не бегали по вагону, не выходили в тамбур, не мусорили (подготовить для этого заранее мешок для мусора). Для того, чтобы получить информацию о проживании необходимо сдать данные о количестве детей, а после сверить ее с количеством девочек и мальчиков. Так же, необходимо узнать о том, где будет находиться ваше отрядное место.

При подъезде к платформе: не выпускать детей раньше времени в тамбур; смотреть, чтобы они не вскакивали со своих мест; проверить, не забыли ли в вагоне вещи; собрать мусор.

13.00 (примерно) Выход из вагонов на платформу. Один вожатый выходит первым и организовывает разгрузку вещей - мальчики помогают девочкам выносить и выгружать вещи. Второй вожатый помогает детям выходить из дизеля, собирает отряд в определенном месте, проводит перекличку. Кроме того, нужно проверить, не осталось ли забытых вещей в вагоне.

13.15 Погрузка вещей в машину: в одну машину грузят вещи отрядов с летней базы, в другую - отрядов из главного корпуса. Важно помочь детям донести вещи до 'нужной' грузовой машины и поставить их для дальнейшей погрузки и проверить, чтобы все сумки были подписаны:? отряда, фамилия, имя. Открытые сумки и пакеты в машину складывать нельзя.

Во время движения к лагерю. Все отряды идут по правой стороне дороги. Один вожатый возглавляет отряд, второй - замыкает - следит, чтобы отряд 'не растягивался' и не разбегался. Приветствуются кричалки, песни.

Перед воротами нужно рассказать детям о первой традиции приветствовать лагерь. Хором, стоя под воротами, всем отрядом: 'Здравствуй, Зеркальный!' По поверью, насколько громко и дружно это скажет отряд, так пройдет у этого отряда и вся смена.

Отряды расходятся на отрядные места, предварительно взяв сумки (летняя база: от одного из хоздомиков, зимний корпус - от входа в главный корпус).

13.30 Первый оргхозсбор (см. памятку).

Расселение. Один вожатый подходит к комнате, называет ее номер, количество мест. Второй вожатый отбирает группу желающих и направляет в комнату. Дети берут сумки и заходят в комнату, оставляют сумки в комнатах и возвращаются на отрядное место. (Лучше всего, если о расселении вы подумаете и договоритесь с детьми еще в дизеле).

После расселения необходимо рассказать о правилах хранения вещей и продуктов, о требованиях санобхода, о рассадке и правилах поведения в столовой (кричалки и 'зеркалятский стол'); напомнить о традициях, законах и правилах проживания в 'Зеркальном'; выбрать дежкомов. Второй вожатый узнает в столовой о рассадке своего отряда; вместе с дежкомом проверяет то, как накрыты столы в столовой (пересчитает порции).

14.00 После обеда нужно дать время детям на распаковывание вещей. После этого один из вожатых вместе с детьми уносит пустые сумки на хранение в 'чемоданную'. Другой вожатый помогает детям разложить вещи и проверяет порядок в комнатах. В этот же период у детей нужно собрать ценные вещи, справки СЭС, недостающие сведения, и, если дети привезли, свечки, фотографии, канцелярию и т.п.

'Чемоданная': Чтобы вещи не потерялись, бирки с фамилиями на них лучше не снимать, а все сумки положить строго на определенные полки, помня о том, что еще, по крайней мере, около восьми отрядов захотят расположить свои сумки в 'чемоданной'.

14.30 (примерно) Обед.

Как только в столовой все готово и дежурный вожатый разрешил вашему отряду зайти в столовую, дежком собирает весь отряд перед столовой у 'волшебной линии'. Напомните детям о хорошей привычке мыть руки перед едой. Затем Дежкомы командуют и весь отряд желает 'Всем - всем - всем приятного аппетита'.

Рассадка в столовой. После того, как прозвучало пожелание приятного аппетита, один вожатый становится в столовой около столов своего отряда и говорит, сколько человек нужно пригласить к этому столу. Другой вожатый вместе с отрядом находится у дверей столовой, отсчитывает нужное количество детей и отправляет их к первому вожатому. (Детям необходимо объяснить то, что за там, где они заняли место в первый раз, за тем столом они и будут сидеть всю смену на других приемах пищи).

Детям необходимо показать тележки и еще раз объяснить, куда ставить грязную посуду и о 'самообслуживании'.

Во время обеда: один вожатый присматривает за детьми, выдает чеснок и другие порционные продукты и, если надо, помогает разливать суп по тарелкам. Второй вожатый готовит себе и напарнику место за вожатским столом: берет порции, приборы, кушает сам, а затем меняет напарника на посту. После обеда целесообразно провести сбор на отрядном месте в том числе и для того, чтобы рассказать о дальнейших планах.

15.00 Экскурсия. Перед уходом на экскурсию необходимо пересчитать детей. Один вожатый проводит экскурсию по лагерю для детей рассказывает о: главном и административном корпусе, медпункте, школе, танцплощадке, стадионе, линейке, теннисных кортах, летней базе, хоздомиках, домике моряка, роднике, летнюю столовую и т.д.

Другой вожатый в это время занимается оформлением документации (заполняет списки). Получает белье.

16.00 (примерно) Получение белья. Перед получением белья нужно рассказать, как заправляется белье. Объяснить детям, что белье выдается каждому лично в руки, под запись. Малышам помочь заправить кровати и проверить у всего отряда.

17.00 Игры на знакомство. Лучше, если все вожатые примут в них участие, так как это одна из первых встреч и первое знакомство со всем отрядом.

Ввод в смену. Рассказать о тематике смены, выбрать командира, название, девиз, эмблему отряда, придумать всевозможные 'кричалки'. В это время можно провести КТД оргпериода.

18.30 Личное Время Человека (ЛВЧ).

19.00 Ужин.

19.30 Подготовка к огоньку. Возможный вариант: Один вожатый рассказывает о традициях огонька (не на о/м), в это время второй вожатый оформляет отрядное место (расставляет стулья, готовит свечи и пр.).

20.00 Огонек знакомства - стоит подготовить заранее. (Виды 'огоньков' можно посмотреть в методическом кабинете). В начале или в конце огонька обязательно проводится анализ дня: оценивается дежком и выбирается новый дежком; оценивается и комментируется день, рассказывается о традициях отбоя, о Светлане, происходит традиционное прощание.

22.00 Подготовка ко сну и Личное Время Гигиены (ЛВГ). Обязательно проверить, чтобы дети почистили зубы, вымыли ноги, компактно сложили одежду.

22.25 Все дети находятся в кроватях (лежат тихо! не переговариваясь) - двери в комнатах открыты.

22.30 Колыбельная Светланы.

Один вожатый остается на отбое: следит за тишиной и дисциплиной, по мере засыпания закрывает двери в комнаты. Чтобы дети скорее засыпали можно тихо спеть песни под гитару, почитать легенды, сказки.

Второй вожатый идет на педсовет в ККЗ (с блокнотом и ручкой), записывает все, о чем будет идти речь. Нужно точно знать, сколько детей у него в отряде, сколько и когда еще приедет.

После педсовета напарники совместно пишут план на день, договариваются о режимных моментах. И:всем быстро и крепко спать! (но: после живительного душа и небольшого перекуса).

ПЕРВЫЙ ОРГХОЗСБОР (о чем не забыть сказать)

· Вход в корпус.

· Сменная обувь (место хранения в комнате).

· Верхняя одежда.

· Что такое отрядное место.

· Где туалеты, умывальные комнаты.

· Три этажа, красная и синяя лестницы.

· Техника безопасности. Клещи.

· Ценные вещи, деньги.

· Лекарства.

· Свечи, фото.

· Режим дня.

· Питание и столовая.

· Комнаты, уборка, что где хранить.

· Санобход.

· Как хранить продукты.

· Визитки на комнаты.

· Вешать плакаты только на дверь.

· Вход в столовую.

· 'Зеркалятский стол'.

· Общий сбор на 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.

· Аплодисменты тем, кто приходит на отрядное место.

· План на день (на сегодня, где будет висеть).

· Мы всегда должны знать, где дети.

· Дежкомы.

· Где сушить вещи, полотенца.

· Как заправлять кровати.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ВТОРОЙ ДЕНЬ

8.00 Подъем. Нужно проследить за тем, чтобы все дети проснулись и встали, надели спортивную одежду для выхода на улицу на зарядку.

8.15 Зарядка. Проводят физруки и вожатые.

8.30 Время Личной Гигиены, операция 'Уют' - дети заправляют кровати, умываются, убирают комнаты, готовятся к выходу на завтрак; вожатые и дежкомы проверяют чистоту в комнатах.

9.00 Завтрак.

9.30 Планерка вожатых. Один вожатый находится с детьми, заканчивает уборку, проводит УИСО - утренний информационный сбор, рассказывает план на день. Второй вожатый приходит на планерку (на линейку или в 116 кабинет), имея с собой РИБ (ручку и блокнот) и отрядный план на день. К планерке подготавливается заявка на спорт, выясняется время получения спортинвентаря и канцелярии и т.д.

10.00 Начинается утренний санобход.

10.00 Работа по отрядным планам: прогулки, игры, знакомство с лагерем, спортивные игры, репетиции к вечернему выступлению. оформление отрядного места, КТД оргпериода и т.п.

До обеда нужно сдать документацию.

13.30 Обед.

14.00 ТВС (Тихое Время Суток).

15.00 Начинаются репетиции на сцене в ККЗ (по графику).

16.15 Полдник.

16.30 Игры, прогулки, репетиции на о/м, КТД оргпериода, у профильных отрядов - занятия.

16.30 Вечерний санобход.

19.00 Ужин.

19.30 Подготовка к дружинному делу.

20.00 ' Здравствуй, Зеркальный!'.

21.30 ВИСО (анализ дня, выборы дежкомов).

22.00 Подготовка ко сну.

22.30 Отбой.

Обычно в этот день проходят Линейка Открытия Смены, первый дружинный сбор 'Здравствуй, Зеркальный!'.

Построение для выхода на линейку: вдоль главного корпуса со стороны озера, по нумерации отрядов, друг за другом, в колонну по 4 человека.

Вожатский отряд 'Товарищ' выходит после последнего отряда: один вожатый выходит с детьми, остальные вожатые - в колонне вожатского отряда.

Планерка - сразу после линейки остается один вожатый (сдача и защита плана на смену вожатыми каждого отряда).

Другие уходят с детьми. Далее - по отрядному плану.

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

Подъем. Подъем в летнее время в 8.00. Необходимо придти на отряд за 5-10 минут до подъема, а тем, кто живет вместе с детьми, до подъема успеть привести себя в порядок. В первую очередь надо разбудить дежурных командиров (примерно за 5 минут до подъема), которые вместе с вами станут будить всех остальных детей. Будить детей надо ласково и нежно, без криков и громкой музыки. Не забудьте включить трансляцию. Полностью полагаться на дежкома не стоит, зайдите сами в каждую комнату, убедитесь, что все дети встали. Минут через пять пройдите снова по всем комнатам и, если кто-то еще не встал, настойчиво потребуйте, чтобы все поднялись. Так как в 8.15 уже начинается зарядка, а для этого надо одеться и выйти на улицу (перед главным корпусом или на стадион).

Ошибки:

'Ураган' - слишком резкий подъем и недостаточный контроль за тем, все ли вышли на построение, как одеты и так далее.

'Побудка мимоходом' - заглянув в спальню, и сообщив детям, что уже утро, вожатый этим ограничивается.

'Казарма' - свирепый вид и повторные упражнения типа 'подъем-отбой', экстремальная лексика едва ли создадут у детей радостное восприятие начинающегося дня.

Зарядка. Зарядка в ЗЦДЮТ 'Зеркальный' начинается в 8.15. Если с первого дня вы убедите детей в ее необходимости и будете помнить о Законе 'Ноль-ноль', то у вас все получится. Занимайтесь зарядкой вместе с детьми, предложите помочь в ее проведении своих же детей, это может быть одним из заданий дежкомов, либо сменным поручением. Добивайтесь всего личным примером. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Не наказывайте детей за какую-либо провинность, например, дополнительными кругами по стадиону во время зарядки. Помните, что у любого ребенка, даже у самого 'шалопая', может быть ослабленное здоровье. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут, на открытом воздухе, в дождливую погоду - в хорошо проветриваемом помещении.

Ошибки:

'Лавина' - опаздывающий на зарядку отряд устремляется вперёд неуправляемой массой. Жертвы весьма вероятны.

'Эпидемия' - группа детей (чаще - девушек) всем видом показывают, что больны, и Вы оставляете их в спальне. НЕТ! Приглашайте партнёра или командира отряда и в его сопровождении больные направляются в медпункт немедленно.

'Спортивный клуб вожатых' - группа развлекающихся вожатых, с юмором и образцово выполняющих комплекс упражнений смотрится шикарно, но, в первую очередь, нужно следить за детьми.

Операция 'УЮТ'. Вернувшись с зарядки, вы даете детям время, чтобы умыться, и начинаете, вместе с дежкомами проверять, как дети убрались в комнатах. Что должны сделать дети? Заправить кровати, убрать все вещи в шкаф, в шкафу все вещи разложить по полочкам, проверить тумбочку, нет ли там грязи, грамотно ли запакованы продукты, повесить лицевое полотенце на спинку кровати к голове, ножное полотенце на спинку кровати к ногам, стряхнуть песок со своей кровати, подмести пол, выгрести мусор из-за батарей, из-под кроватей, убраться на столе, привести в порядок обувь, чтоб не была разбросана, на подоконнике оставить только умывальные принадлежности. Вожатому необходимо постоянно контролировать этот процесс, не оставляя детей одних ни на минуту, постоянно напоминая, что еще надо сделать и в каком окончательном виде комната должна быть.

Ошибки:

'Бумеранг'- дети, выйдя из спальни, возвращаются туда за вещами после уборки и тем сводят её результаты к нулю.

'В некоторых местах' - уборка делается поверхностно, и проверяющие найдут пыль на кроватях, панелях, имущество под матрацами, тряпку в неположенном месте, продукты в тумбочках, банно-прачечные принадлежности и т.п.

'Не проснулись' - если не уделить внимания настроению отряда, на линейке он будет рассеян, не собран.

Утренний информационный сбор (УИСО). УИСО проводится либо до завтрака, либо сразу после, но - желательно - до линейки. Не давайте детям расслабиться, соберите их на отрядном месте и проведите УИСО. Гораздо приятнее он пройдет, если вы начнете его с игры, новой шутки, чем-то заинтригуете детей. Вообще смысл УИСО - задать тон всего дня, рассказать детям все то, что в течение дня их ожидает. То есть точный план на день. Хорошо, если один из дежкомов его уже успел написать и вывесил на один из стендов на отрядном месте. Далее очень четко, без философских отступлений, расскажите, что ждет детей в течение дня (конкретно, кто, куда, во сколько, если дело касается спорта, кружков). Если какие-то моменты плана на день касаются не всего отряда, расскажите, чем займутся все остальные. Спросите, что детям непонятно в плане, ответьте на все их вопросы по дню. План обязательно должен висеть на отрядном месте. Если вы решили какое-то мероприятие поменять (особенно если это так или иначе касается выхода за территорию), об этом необходимо поставить в известность администрацию лагеря. Если вы не успели выбрать на день дежкомов вчера вечером, сделайте это хотя бы сегодня утром, снимите с себя часть хлопот.

Питание. На любой прием пищи дети идут, вымыв руки (и вожатый должен это проконтролировать и сам не забыть это сделать). Они строятся перед специальной чертой и ждут команды вожатого. Ни в коем случае не штурмуют столовую без него, не заходят с дежкомом, без команды вожатого. Дежурный командир за 5 минут пересчитывает порции, проверяет, хватает ли ложек, вилок, стаканов, хлеба или булки, стульев, чистые ли сами столы. Если чего-то не хватает, надо доставить на столы. Отряд заходит в столовую только в полном составе, все вместе, а не по частям. С первого же дня надо показать, что у нас недопустимо заходить в столовую по одному. И объяснить, что одна из главных причин та, что у нас выставляются порции по конкретному количеству человек, и не больше. Вожатый отвечает за то, что их количество совпадает с количеством детей в отряде. Если из каждого отряда дети будут забегать по одному, никто не знает, сколько порций можно не досчитаться. Не забудьте, что есть дети, которым может быть что-то противопоказано, что некоторые дети могут медленно есть. Обращайте внимание на качество еды! И от вас зависит нормальное состояние детских желудков. Следите, чтобы дети не выходили из-за стола, ничего не поев. Чтобы до еды они не отоваривались в ларьке. Не забудьте о традиции 'чистого зеркалятского стола'. Немедленно пресекайте любые попытки кидаться едой, чем бы то ни было. Не забывайте напоминать детям, что с набитым ртом стараются не разговаривать. И в нашей столовой не кричат и не аплодируют.

Ошибки:

'Самотёк' - некоторые вожатые думают, что могут и сами покушать, когда отряд вошел в столовую. Ошибаются. Только убедившись, что все заняли свои места, всем хватило порций и ещё раз напомнив детям о культуре приема пищи, вожатый отправляется за вожатский стол. Приятного аппетита!

'Приоритет желудка' - непростительно бежать в столовую, сломя голову, не дожидаясь сигнала горна.

'Самостоятельное возвращение' - становится ошибкой, если не отработаны четко действия дежкома и всего отряда в этом фрагменте дня. Если не уверены, что отряд можно отправить чуть вперед, не делайте этого. Категорически нельзя оставлять отряд без визуального контроля. Нельзя отправлять отряд в корпус под командованием дежкома в течение первой половины смены или если дежком не обладает развитыми организаторскими способностями.

Завтрак. На завтрак обычно дают кашу и порционные блюда: сыр, колбасу, творожки, сырки и т.п. Ее получает вожатый на раздаче, обязательно пересчитывает, не отходя в зал, если не хватает, просит добавить порцию (необходимо помнить, что медпункт забирает порции для тех, кто в изоляторе). Если это порезанные сыр, колбаса и т.п., то надо взять вилку, которой вы будете раздавать продукты (а не руками).

Обед. На каждом столе должна стоять супница, около нее - поварешка. На младший, а иногда и на средний отряд, лучше всего суп сразу разлить по тарелкам. Но даже за старшими детьми надо смотреть, как они едят суп. Если надо, уговаривать, настаивать поесть хотя бы 3-5 ложек горячего. Не забывайте напоминать детям, что на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.116 с.)