Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ деятельности и формирование критериев

Поиск

Оценки кандидатов

Анализ деятельности (см. прил. 3) должен дать ответы на следу­ющие вопросы:

сколько времени необходимо работнику для выполнения ос­новных производственных операций?

какие производственные операции можно сгруппировать в бо­лее общее понятие рабочего места?

как организовать рабочее место таким образом, чтобы увели­чить производительность труда?

какой режим работы оптимален для данного рабочего места?

какими характеристиками (особенностями) должен обладать работник для выполнения данной производственной операции?

как может использоваться информация, полученная в резуль­тате анализа рабочего места, для создания программы управления персоналом?

Можно выделить (схема 2.1) следующие стадии анализа и кон­струирования (рационализации) рабочего места [11],

Информация о существующих рабочих местах, собранная в ходе реализации шагов 1—6, может быть использована:

для проектирования рабочего процесса (шаг 7а) и выбора оп­тимального сочленения рабочих элементов, обязанностей и задач работника. Спроектированные варианты тщательно проверяются в ходе шага 8 с целью выявления и устранения недостатков;

для формирования перечня критериев оценки кандидатов на работу в должности (шаг 76).


Результаты анализа рабочих мест могут быть использованы в ходе реализации следующих кадровых программ (табл. 2.3).

Процедура профессиографического анализа деятельности, как правило, начинается с ознакомления с целями, структурой и схе­мой информационных сетей организации. Затем осуществляется сбор информации о содержании описываемой деятельности с точки зрения как исполнителей, так и их руководителей.

В качестве метода, как правило, используется структурирован­ное интервью с исполнителем и его непосредственным руководи­телем.

По итогам сбора первичной информации важно произвести схематизацию анализируемой деятельности и экспертизу получен­ных результатов.

Типовая структура профессиограммы.

Описательные характе­ристики деятельности:

параметрическое описание (целостное) — название, статус, структура, цели и задачи организации, основные виды деятель­ности, осуществляемые работниками организации, принципы и нормы, принятые в организации;

морфологическое описание (по элементам) — применяемые сред­ства труда, рабочее место, основные элементы деятельности (дей­ствия и операции), ожидаемый результат и предъявляемые к нему требования;

функциональное описание — последовательность операций, действий, «технология» деятельности; режим труда и отдыха; спо­собы взаимодействия и коммуникативные сети.

Количественная оценка элементов деятельности:

выделенные задания и их описания;

количество экспертов и их оценки по различным шкалам. Психограмма:

требования, предъявляемые деятельностью к исполнителю; профессионально важные качества исполнителя. В качестве примера приведем спецификацию рабочего процес­са менеджера по управлению персоналом [11]. Общие требования к квалификации работника:

1) подготовка и опыт работы. Должен обладать большим опы­том по данной профессии. Рабочий стаж — минимум 6 лет;

2) образование. Четырехгодичный колледж или университет, специализирующийся на работе с персоналом, управлении дела­ми или промышленной психологии;

3) знание навыков и способности. Должен обладать знаниями по теории и практике управления персоналом, включая отбор, назначение на должности и оценку работников;

4) степень ответственности. Руководит отделом, состоящим из трех сотрудников, специализирующихся по управлению персо­налом.

 

Резюме

1. Для стадии формирования организации наиболее важным яв­ляются такие виды деятельности по управлению персоналом, как проектирование организационной структуры, определение потреб­ности и расчет численности персонала, анализ кадровой ситуа­ции в регионе, формирование кадровой стратегии, разработка системы сбора, хранения и использования кадровой информа­ции, анализ деятельности и определение критериев оценки для подбора персонала, адаптация новичков.

2. Понятием «кадровая стратегия» охватывается совокупность основных моделей представлений и принципов, которые приме­няются в работе с кадрами организации.

3. К основным этапам построения кадровой стратегии относят­ся: нормирование, програмирование системы процедур, меро­приятий и кадровых технологий, а также мониторинга персонала.

4. К основным направлениям работы с персоналом относятся: планирование трудовых рейсурсов, набор и отбор персонала, раз­работка системы стимулирования, адаптация персонала, обуче­ние персонала, оценка трудовой деятельности, планирование ка­рьеры, подготовка руководящих кадров, мониторинг социально-психологической ситуации и организация коммуникации внутри предприятия.

5. Для решения достаточно простых и четко поставленных задач, а также рутинных заданий, допускающих возможность ошибки, лучше всего соответствует звездная и иерархическая структура.

6. Количественная оценка основывается на анализе предпола­гаемой организационной структуры, требований технологии про­изводства, маркетингового плана, а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала.

7. Для определения сегментов рынка рабочей силы в регионе необходимо иметь информацию об основных профессионально-возрастных группах, региональном рынке профессий, уровне оп­латы труда по категориям работников, уровне занятости, учебных заведениях, демографической ситуации и демографическом про­гнозе, а также национальных и культурных особенностях жителей региона.

 

Вопросы и задания

1. Назовите отличия открытой и закрытой кадровых стратегий орга­низации.

2. По какой формуле определяется общая потребность предприятия в рабочих кадрах?

3. Из каких параметров проектируемой организации необходимо исходить, отдавая предпочтение тому или иному типу линейной струк­туры?

4. На чем основывается оценка демографической ситуации в регионе и демографический прогноз?

 

5. Какие вопросы решаются при помощи анализа деятельности?

6. В чем суть профессиографического анализа деятельности?

 

Глава 3

 

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА СТАДИИ ИНТЕНСИВНОГО РОСТА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Для стадии интенсивного роста организации, как правило, ре­шающими становятся следующие основные задачи: привлечение новых потребителей, создание новых подструктур и их интегра­ция в общее управленческое пространство, закрепление на рынке (предоставление дополнительных услуг, формирование сервисной сети, включение в сети других компаний), формирование имид­жа организации.

Соответственно, содержание деятельности кадровой службы на этой стадии в значительной степени ориентировано на привлече­ние и набор новых сотрудников, качественную и перспективную оценку кандидатов при приеме на работу, организацию конкурс­ного отбора, формирование управленческих команд, поддержа­ние организационной культуры в новых подразделениях.

 

3.1 Формирование кадровой службы

 

Поскольку кадровая служба призвана обеспечить человеческую составляющую работы фирмы, что служит важной гарантией эф­фективности деятельности организации, то среди наиболее зна­чимых ее задач можно выделить:

помощь фирме в достижении ее целей;

эффективное использование мастерства и возможностей работ­ников;

обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтере­сованными служащими;

стремление к наиболее полному удовлетворению служащих сво­ей работой, к их наиболее полному самовыражению;

развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает желанной работу в этой фирме;

связь управления персоналом со всеми служащими;

помощь в сохранении хорошего морального климата;

управление движением к взаимной выгоде индивидов, групп предприятий, общества.

Можно выделить две структуры управления персоналом в орга­низации [11]:

Штабная структура управления персоналом — специалисты отделов по управлению персоналом, занимающиеся разработкой принципов работы с персоналом организации, конкретных про­грамм и организацией кадровых мероприятий (менеджеры по пер­соналу);

Линейная структура управления персоналом — менеджеры-практики, реализующие конкретные функции работы с персона­лом в ходе выполнения собственных управленческих функций (Л-менеджеры).

Чтобы иметь возможность реализации различных направлений кадровой работы на уровне конкретных подразделений, структу­ры управления персоналом создают разветвленную и пронизыва­ющую различные уровни организации сеть (схемы 3.1 и 3.2).

 

 

Вице-президент по персоналу

 
 


Помощник вице-президента по служебным отношениям

Помощник по штату – коммуникации (связи с персоналом)
Управляющий службами занятости

 
 


Директор по служебным отношениям

               
       
 
 

 


Менеджер по проблемам меньшинств
Менеджер по трудовым отношениям

 

Схема 3.1. Организация службы управления персоналом в страховой

компании

 

 

Даже в самых больших корпорациях непосредственно в службах управления персоналом работает не более 150 чел. В среднем один специалист приходится на 200 занятых.

Более точно количество сотрудников, необходимых для вы­полнения работ по комплектованию и учету кадров, можно рас­считать по следующей формуле [30]:

где Т, — суммарная трудоемкость работ, рассчитанных по типовым нормам за год (квартал); К1 — численность персонала; Фп — фонд оплаты труда.

Статистика размера служб управления персоналом для некото­рых типов предприятий приведена в табл. 3.1.

хранения и использования кадровой информации, которая бы, с одной стороны, соответствовала проектируемой структуре орга­низации, а с другой — была достаточно гибка к возможным изме­нениям в будущем.

Под кадровой информацией можно понимать определенным об­разом организованное множество данных о персонале организации.


Это и личные дела, и карточки по учету кадров, и всевозмож­ные приказы о назначениях, перемещениях, командировках, от­пусках и увольнениях. Важно, чтобы все данные о персонале по­зволяли руководству организации в каждый момент времени при­нимать оптимальные управленческие решения на основе адекват­ного представления о внутриорганизационной кадровой ситуации.

К наиболее типичным задачам, требующим информационного обеспечения, можно отнести кадровое и управленческое делопро­изводство, внутриорганизационное планирование и оценку персо­нала.

Кадровое и управленческое делопроизводство прежде всего включает разработку штатного расписания, должностных инст­рукций, приказов по личному составу и ведение личных дел. Чаще всего сюда же может относиться информация о расчете заработ­ной платы сотрудников организации.

Внутриорганизационное кадровое планирование включает ра­боту по анализу, оценке затрат и контролю. Так, при организации обучения персонала необходимо проанализировать потребность в обучении и загрузку работников, иметь информацию по плани­рованию их использования, произвести оценку затрат на предпо­лагаемое обучение, после чего можно переходить к составлению собственно плана подготовки, его реализации и контролю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.185 (0.013 с.)