Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 7. Проектирование системы мотивации в организациях. Материальное стимулирование
В современных организациях внутрифирменная система мотивации работников направляется на поощрение производительности, качества труда, признание творчества, исполнительности и инициативы — всех тех качеств, которые способствуют эффективной деятельности и приводят к достижению стратегических целей организации. И вместе с тем на создание условий для развития потенциала каждого сотрудника. Система мотивации как инструмент управления трудом должна заинтересовывать работников организации в повышении качества обслуживания потребителей, побуждать специалистов к развитию и росту их профессионализма. Поэтому проектирование правильной и эффективной системы мотивации работников, соответствующей современным условиям функционирования бизнеса, — одна из основных задач руководства. Особую актуальность эта функция приобретает на современном этапе развития экономики России, когда появление новых предприятий и функционирование уже существующих зачастую сопровождается отсутствием традиций и технологий разработки или совершенствован и я системы мотивации персонала, адекватной и адаптированной к рыночным отношениям. Оптимально сбалансированная система мотивации сможет привести как к высокой результативности трудовой деятельности, так и к повышению темпов развития организации. Чтобы система мотивации как механизм управления поведением персонала была эффективной, она должна разрабатываться при соблюдении основополагающих принципов, отвечать основным целям мотивации, а также учитывать влияние определенных факторов. На практике трудности создания, внедрения и реализации системы вознаграждения определяются большим количеством факторов — внешней среды, организации, самого индивида, — которые необходимо учитывать, используя различного рода вознаграждения. Факторы внешней среды: 1) правовая среда: учет существующего трудового и других видов законодательства, в том числе установленного уровня минимального размера заработной платы, продолжительности рабочего времени, пенсионного возраста, социальной защиты; 2) экономическая среда: учет ситуации на рынке труда, в том числе стоимость каждого вида труда на рынке рабочей силы, и общие экономические условия в государстве, регионе и т. д.;
3) социальная среда: учет среднего уровня жизни (прожиточного минимума и др.), особенности профессиональных и общественных объединений, перспективность региона; 4) политическая ситуация: общеполитическая ситуация, сложившаяся в регионе, государственная политика в сфере труда и занятости; 5) технологическое развитие отрасли; 6) социокультурные факторы: культурные традиции, сложившиеся общественные нормы поведения и т. п. Система вознаграждения должна соответствовать конкретной ситуации функционирования предприятия (рис. 7.1). Основания для вознаграждения должны выбираться с учетом вида деятельности, что имеет особое значение при построении современных систем мотивации, так как специфика деятельности напрямую влияет на выбор критериев и метода оценки. Фаза развития компании часто не учитывается, хотя этот момент является ключевым при выборе эффективной структуры системы мотивации. Так, если бизнес развивающийся, следует устанавливать низкую или среднюю постоянную часть заработной платы, а остальные выплаты — умеренные краткосрочного характера. Быстрорастущему бизнесу для обеспечения набора и удержания сотрудников необходимо делать ставку на конкурентоспособную часть постоянной оплаты и высокое ежегодное переменное вознаграждение. Зрелый бизнес должен обеспечить как высокую часть заработной платы, так и другие вознаграждения, которые будут носить долгосрочный характер. При спаде или обновлении бизнеса для привлечения и удержания сотрудников важно использовать высокую конкурентоспособную постоянную заработную плату, а переменная может носить долгосрочный характер, но быть значительной по размеру. Тесная взаимосвязь должна осуществляться между системой мотивации и стратегией организации, которая влияет на деятельность организации в целом, ее структуру, критерии оценки персонала, род занятий работников, а значит, и на принимаемую политику мотивации. В свою очередь, грамотно выстроенная система мотивации начинает сама работать на стратегические цели организации. Система мотивации работников также обязательно должна соответствовать организационной культуре, быть частью общей системы организации, а не отдельным чужеродным элементом.
Трудовое поведение работника, являясь результатом воздействия большого количества факторов, не остается пассивным, а осуществляет обратную связь с системой мотивации, заключающуюся в том или ином действие, а также определяющим будущую деятельность работника. Поэтому при проектировании системы мотивации организация должна стремиться приспособить ее к потребностям и психологии индивидов. Даже самая серьезная комплексная система мотивации не будет работать эффективно, если в процессе ее создания и применения не будут учитываться индивидуальные особенности сотрудников. Руководители могут и не догадываться, что ценят работники, что для них является вознаграждением. Ввиду различия ожиданий работников их нельзя удовлетворить единой системой мотивации, следовательно, возникает необходимость в ее дифференциации. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении ключевых работников организации. Индивидуальный подход к вознаграждению предполагает изучение и оценку доминирующих потребностей и выбор методов мотивации, в наибольшей степени им соответствующих. Дифференциация предполагается и в отношении разных статусов, групп, слоев, возрастных категорий и т. д. Безусловно, такой учет индивидуальных особенностей порождает множество проблем, особенно в больших организациях. Однако выходом из ситуации может послужить объединение работников в группы по различным признакам — близкие потребности и ожидания, статус, стаж работы в организации и т. д. Мощный потенциал системы мотивации реализуется при правильном ее проектировании и организации, с учетом особенностей и условий мотивационного воздействия разных форм и видов вознаграждения. Влияние системы мотивации на научение организационному поведению зависит от многих переменных, в том числе субъективного характера. Поэтому выбор оптимальной системы мотивации работников должен опираться на анализ конкретной ситуации. Каждая организация разрабатывает и использует собственную систему мотивации, в которой будет отражаться идеология организации, стоящие перед ней цели, традиции и учитываться находящиеся в ее распоряжении ресурсы. В связи с этим трудно дать универсальные рекомендации, как построить эффективную систему мотивации. Следует также учитывать, что и созданная система мотивации работников рано или поздно устареет, т. е. не будет отвечать стратегическим целям и ситуации на рынке. Появится необходимость в создании новой системы мотивации. В итоге проектирование системы мотивации — непрерывный процесс. В данном случае 3 творческий подход и системное мышление специалиста в области управления человеческими ресурсами поможет представить недостатки реальной системы и их возможное воздействие на функционирование организации с целью их нейтрализации; осознать ограничения существующей системы мотивации работников; постоянно ее совершенствовать. Все эти изменения в сфере мотивации должны быть хорошо продуманы и соответствующим образом подготовлены, так как это крайне чувствительная область, непосредственно затрагивающая интересы сотрудников, в которой величина ошибки чрезвычайно велика.
Построение или совершенствование системы мотивации предполагает разработку определенной методики, которая представляет собой некоторую последовательность выполнения этапов (рис. 7.2). Предпосылками создания или совершенствования системы мотивации работников в организации могут быть какие-либо негативные изменения, касающиеся деятельности внутри организации или вызванные условиями внешней среды, а также наличие проблем в области управления персоналом: • снижение заинтересованности работников в текущем состоянии и перспективах организации; • потеря интереса к работе; смена профессиональных интересов другими, не связанными с работой; неудовлетворенность карьерным ростом и заработной платой; низкое качество продукции или предоставляемых услуг; потеря ответственности и самостоятельности; • нечеткие требования со стороны руководства, недозагрузка, отсутствие доверия и делегирования полномочий сверху вниз; • нездоровый морально-психологический климат в коллективе, конфликтность, потеря доверия персонала; • текучесть кадров, уход наиболее квалифицированных специалистов; • отсутствие партисипативности в управлении. Необходимость изменений в области мотивации персонала может быть вызвана планомерным периодическим пересмотром системы с целью ее корректировки. Данному процессу предшествует мониторинг мотивации работников, который должен носить постоянный характер в организации. Такие исследования должны стать частью системы управления персоналом, так как служат индикатором изменений. Их осуществление позволяет: • исследовать динамику изменения мотивов и потребностей сотрудников; • сравнить их с предыдущими показателями; • оценить принимаемые стратегические решения; • получить дополнительную информацию руководству организации; • заранее определять существующие проблемы; • принимать адекватные управленческие решения. Определение потребности в изменении системы мотивации должно быть осознанно и поддержано руководством, которое и принимает решение о ее совершенствовании и выделяет необходимые для этого ресурсы. Создание системы мотивации работников должно осуществляться в условиях четкой позиции высшего руководства организации по ее конструированию, а также осознании и признании необходимости совершенствования системы.
Деятельность по построению системы мотивации работников предполагает формирование специальной рабочей группы, возможно с привлечением консультантов. Состав данной группы определяется конкретной ситуацией. В нее могут входить работники отдела управления человеческими ресурсами, руководители высшего и среднего звена, менеджеры и даже рядовые работники — как непосредственные пользователи этой системы. Наиболее эффективным вариантом работы является привлечение всех этих категорий. Помимо этого, важно определить место каждого подразделения, имеющего то или иное отношение к вознаграждению, в этой работе. Должен действовать механизм координации этих подразделений. Несомненно, но всей цепочке этапов создания системы мотивации должно четко просматриваться место и роль руководителей высшего звена и руко- водителей подразделений как главных проводников создаваемой системы по отношению к своим сотрудникам. Профессиональная миссия специалистов, участвующих в построении системы мотивации работников, — за счет создания эффективной системы преодолевать феномен отчужденности труда и пассивности трудового сознания. Прежде чем выстраивать систему мотивации, имеет смысл оценить фактически сложившуюся и функционирующую систему мотивации работников и ее отдельные элементы. Это позволит выявить положительные моменты, эффективно использовавшиеся основания применения различных видов мотивации, а также демотивирующие факторы, присутствующие в данной организации. Наиболее доступные методы диагностики: социологические исследования, экспертный экспресс-опрос. Организация, желающая добиться реального улучшения в области мотивации работников, должна начинать с улучшения дел, но тем направлениям, которые на сегодняшний момент выступают в качестве негативных тенденций. На следующем этапе группа разработчиков определяет или корректирует цели и конкретные задачи проектируемой системы мотивации. Учитывая современные требования и основную цель — признание реального и потенциального трудового вклада работника в развитие и совершенствование организации, общества и личности, одним из важных аспектов в построении системы мотивации работников является соответствие системы мотивации требованиям качества трудовой жизни. Она должна быть направлена на улучшение деятельности работников. В рамках такой системы мотивации персонал организации необходимо рассматривать не просто как трудовые ресурсы определенного состава и структуры, а в тесной связи с условиями, в которых работники имеют возможность оптимально реализовываться и развиваться, а предприятие достигать своих стратегических целей1. Система мотивации должна предусматривать улучшение социально-экономического содержания труда, создание условий, позволяющих полнее использовать интеллектуальные, творческие, организаторские и нравственные качества человека; содействовать раскрытию творческих способностей работника и его удовлетворенности. Это предполагает улучшение деятельности по следующим направлениям: организация труда и его содержательность, признание труда, безопасность и условия труда, социально-бытовая инфраструктура предприятия, профессиональный рост и уверенность в будущем, отношения работника с коллегами, место работы в жизни человека п его правовая защищенность в организации.
Рекомендации по справедливому и надлежащему вознаграждению работников, предлагаемые в рамках системы мотивации, ориентируют, как правило, на дифференцированный подход к оплате разных групп занятых, профессий и категорий работников, а также постоянное изменение средств материального вознаграждения в зависимости от меняющихся условий. Справедливое вознаграждение за труд отражает связь между вознаграждением определенного вида труда и других его видов. Надлежащее вознаграждение подразумевает соответствие получаемого работником вознаграждения принятым в обществе стандартам благосостояния, а также его субъективному представлению о достатке. Это значит, что должны учитываться потребности работников и их семей, а также экономические соображения, обусловленные уровнем развития общества, особенностями хозяйственной ситуации, социальной значимостью данной отрасли, необходимостью поддержания высокого уровня занятости. Система мотивации, основанная на качестве трудовой жизни, предусматривает справедливое вознаграждение как приоритетное условие обеспечения воспроизводства рабочей силы, как фактор управления поведением. Признание труда работника выражается в такой категории, как общественная полезность труда. Работнику важно и ценно знать, что его организация осуществляет полезную для общества деятельность, выполняя ее наилучшим образом. Человеческий потенциал не может быть реализован в полной мере, если физические и санитарно-гигиенические условия производства неблагоприятны. Для качественного изменения уровня психофизических возможностей личности необходимо создать здоровые условия труда и быта, научно обосновать соотношение между трудовой деятельностью и отдыхом, радикально улучшить медицинское, транспортное и другие виды обслуживания. Современная система мотивации работников, чтобы быть эффективной, должна учитывать возможность профессионального роста и важность для работника уверенности в будущем. Данная концепция должна предусматривать: создание условий для повышения профессионально-квалификационного уровня, обновления знаний и совершенствования навыков; обеспечение перспектив роста; продвижение по службе в результате признания профессиональных успехов работника в глазах коллектива, семьи и общества is целом; содействие развитию у работника чувства уверенности в будущем в отношении своей занятости и дохода, что делает его деятельность более продуктивной, позволяет полнее реализовать трудовой потенциал. Система мотивации должна обеспечить благоприятный морально-психологического климата в организации. Данный аспект может быть реализован при четком определении места работника в организации исключительно по его способностям и деятельности, независимо от расы, национальности, пола, политических убеждений, образа жизни, а также при отсутствии в трудовом коллективе резкой социальной стратификации и развитии чувства принадлежности к организации. Поэтому данный элемент широко используется в японских системах управления. Вопрос о месте работы в жизни человека также должен рассматриваться при создании системы мотивации. В этом направлении работы рекомендуется разрабатывать программы справедливого распределения времени между работой и отдыхом, предоставления гибкого графика рабочего времени. Реализация этих мероприятий требует установления определенных правовых отношений с организацией. В основу разрабатываемой системы мотивации должна быть положена правовая защищенность работников, предусматривающая гарантии от произвола администрации. Рассмотренные элементы, необходимые при создании системы мотивации, должны составлять единую взаимодействующую систему, определяющую основные условия и параметры эффективного использования человеческих ресурсов организации. Определение основных целей и задач системы мотивации становится основой для разработки или корректировки основных ее видов. Система материального и нематериального вознаграждения предполагает комплекс мер, направленных на повышение деловой активности работников и как следствие повышение эффективности труда, его качества. Нередко негативные аспекты существующей системы мотивации обусловлены неправильной организацией ее взаимосвязи с системой оценки персонала. На этапе разработки систем материального и нематериального вознаграждения необходимо: 1) определить основания вознаграждения (благоприятные для компании действия работников, обеспечивающие достижение основных целей организации и ее конкурентоспособности на рынке), сформулировать критерии и выбрать конкретный метод оценки; 2) спроектировать формы и виды вознаграждения работников, которые организация может позволить себе использовать. Причем рассматриваются и учитываются формы и виды вознаграждения адекватные мотивационной структуре. Тем самым перечень применяемых материальных и нематериальных видов вознаграждения приводится в соответствие с выявленными мотивационными предпочтениями работников; 3) разработать механизм взаимодействия оценки деятельности персонала и системы мотивации. При выборе форм и видов вознаграждения нельзя забывать, что организация может позволить себе применять только те меры моти-вационного воздействия, использование которых принесет ей реальную прибыль. Затраты на вознаграждение работников не должны превышать той отдачи, которую компания получит от их применения и должны соответствовать имеющимся источникам финансирования системы мотивации. Важной информацией при этом является частота возникновения оснований вознаграждения, выявленная при диагностике1. Для каждого вида вознаграждения необходимо указать объем, т. е. конкретизировать диапазон сумм выплат, их точное название. При проектировании методики взаимодействия систем мотивации и оценки персонала устанавливаются связи между соответствующими перечнями оснований и видами вознаграждения. Основания вознаграждения: квалификация персонала, процесс и результат деятельности. С учетом выбора той или иной системы оплаты труда и определенного спектра вознаграждений рабочей группой четко определяется расчетная схема связи полученных итогов (или результатов оценки) с конкретным видом и размером вознаграждения. Такая схема использует математический расчет соотнесения оценки конкретного сотрудника с размером его материального вознаграждения (оклада или премии) и набора нематериальных выплат. Перечисленные выше процедуры требуют утверждения нормативными документами: положением о проведении оценки персонала и положением об организации системы мотивации персонала. Проектирование материального вознаграждения включает в себя: • исследование организационной структуры; • анализ рабочих мест и выполнения работ, их оценку; • тарификацию должностей; • формирование базовой заработной платы; • определение механизмов переменной части вознаграждения и дополнительных выплат; • выработку стратегии эффективного управления ими. При проектировании системы мотивации рабочая группа оценивает возможные последствия влияния проектируемой системы на другие элементы управления человеческими ресурсами — отбор, развитие, оценку — и вносит необходимые коррективы для поддержания их взаимосвязи и взаимодополняемости. На этапе информирования и обучения разработанная система мотивации работников оформляется в виде локальных нормативных актов. Целесообразно разработать комплекс документов. Целью информирования и обучения является обеспечение доверия сотрудников к процессу изменения системы мотивации. Идеально сконструированная на бумаге система мотивации не будет работать в реальности, если в процессе передачи часть информации будет теряться или искажаться. Однако организация, изменяющая систему мотивации работников, может столкнуться с сопротивлением с их стороны. Поэтому процесс внедрения целесообразно начинать с экспериментального внедрения в отдельных подразделениях. Эксперимент апробирует предлагаемую систему и служит средством убеждения работников как непосредственных ее потребителей. Возможно, полученные в процессе эксперимента результаты потребуют модификации отдельных элементов системы. Отдельным этапом является мониторинг эффективности новой системы мотивации. Система мотивации работников должна сработать неоднократно, прежде чем работник начнет осознавать механизм ее действия и направлять свое поведение и усилия в запланированное русло. Необходимо не только измерять и отслеживать объективные показатели деятельности работников, но и периодически определять удовлетворенность сотрудников новыми условиями системы мотивации. Результаты мониторинга системы мотивации должны приводить к ее корректировке и модификации. Оценить эффективность современной системы мотивации персонала можно по ее вкладу в улучшение деятельности организации, по результативности работы системы управления человеческими ресурсами, по повышению качественного уровня деятельности работников и росту их удовлетворенности. Эффективность и действенность системы мотивации во многом зависит от понимания целей и механизма ее построения, соблюдения принципов, внешних и внутренних факторов, а также последовательности процедур построения. Поэтому создание системы мотивации адекватной современным условиям функционирования организаций — процесс сложный, трудоемкий и часто дорогостоящий, но необходимый с точки зрения эффективности управления человеческими ресурсами организации. Вусловиях невысокого жизненного уровня населения наиболее действенным способом воздействия на персонал является использование денежной мотивации, позволяющей изменить ситуацию в краткосрочном периоде. Кроме того, в российской практике вознаграждение за труд рассматривается как поощрение за выполненную работу, выплачиваемое, как правило, в денежной форме в соответствии с количеством и качеством труда работника, его трудовым вкладом и достигнутыми результатами. При разработке системы вознаграждения персонала используют принятые в организации правила, закрепленные в положении об оплате, где определяется, сколько раз (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, два или один раз в год) будет выплачиваться денежное вознаграждение, помимо зарплаты, и в каких размерах. Оплата индивидуального труда сочетается с распределением процента от прибыли между работниками, заинтересовывая их в успехе деятельности организации. Такое сочетание позволяет идентифицировать результаты деятельности работников с целями организации. Между зарплатой и достигнутыми трудовыми результатами работников должна быть ощутимая взаимосвязь, т. е. оплата труда должна производиться по конечному результату. Заработная плата становится мотивирующим фактором лишь при выполнении данного условия. Рост заработной платы стимулирует повышение производительности труда, если работники придают зарплате большое значение, видят связь между зарплатой и производительностью и верят, что рост производительности обязательно приведет к росту заработной платы. Для установления взаимосвязи между зарплатой и достигаемыми в итоге трудовой деятельности результатами зарплата работника должна содержать три части. Одна часть зарплаты, рассматриваемая как постоянная или основная, выплачивается за выполнение четко определенных должностных обязанностей. Все, кто в данной организации занимается аналогичными обязанностями, получают одинаковое вознаграждение. Вторая ежегодно регулируемая дополнительная часть зарплаты определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни, ее получают все работники организации. Третья дополнительная часть зарплаты, являющаяся переменной, определяется достигнутыми индивидуальными результатами работника, его влиянием на деятельность организации. Все применяемые системы дополнительного вознаграждения можно в основном подразделить на две группы: надбавки к заработной плате за выслугу лет и выплаты за конкретные заслуги работника (насчитывается более 30 различных систем выплаты «по заслугам»). При такой системе зависимость между заработной платой и результатами труда работника осуществляется через переменную часть зарплаты. Оплата наиболее четко отражает взаимосвязь отношения организации со своими работниками. Восприятие заработной платы и ее «справедливости» — очень личное. В определенной степени организации стремятся приспособить системы вознаграждения к психологии индивидов. Ввиду различия ожиданий работников их нельзя удовлетворить единой системой оплаты, поэтому возникает потребность в дифференциации систем вознаграждения даже внутри организации. Пытаются в первую очередь выявить лучших и воздействовать на них самыми различными способами. Чтобы избежать уравниловки, политика многих организаций исходит из принудительной дифференциации вознаграждения работников. Так, при пятибалльной градации к двум верхним оценкам («хороший» и «выдающийся») разрешается относить до половины оцениваемых. Принудительное ранжирование вводится и для контроля издержек на оплату (удержания оплаты в заданных границах). Во многих организациях информация об уровне оплаты труда, степени ее дифференциации и классификационных схемах, применяемых при установлении оплаты по разрядам, не разглашается. Одна из причин конфиденциальности в оплате в том, что переход к открытой форме сопровождается усреднением вознаграждения. Формирование системы вознаграждения предполагает анализ выполнения работ, их оценку, построение структуры должностей и выработку критериев их получения. Передвижение по разрядам и уров-
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.03 с.) |