Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЛЕКЦИЯ 6. Методы оценки мотивированности работников
Ориентация на трудовую деятельность зависит от меры удовлетворения наиболее значимых для работника потребностей (благосостояние, самоуважение, возможности самореализации и др.), в какой мере он видит связь между собственной хорошей работой и возможностью удовлетворить эти потребности. Здесь выделяют три основных индикатора трудовой мотивации персонала: • удовлетворенность своим трудом; • заинтересованность в конечных результатах труда; • лояльность к своей организации. От того, насколько составляющие трудовой мотивации выражены у конкретного сотрудника, зависит и его отношение к труду, и его поведение и достигнутые им результаты. В основе мотивации труда лежат не только наиболее значимые для работника потребности, но и то, в какой степени человек имеет возможность их удовлетворять, работая в данной компании, какие перспективы удовлетворения он видит в будущем. Это проявляется при оценке мотивированности работников. Методы оценки мотивированности работников необходимо рассматривать, учитывая основные функции, выполняемые всеми формами вознаграждения работников за результаты их трудовой деятельности. Основные функции вознаграждения персонала: • воспроизводственная; • стимулирующая; • социальная; • измерительно-распределительная. Оценка мотивированности работников при реализации воспроизводственной функции вознаграждения отражает результат влияние на работника размера всех видов доходов, а также социальных льгот и услуг, получаемых от организации. Оценка будет положительной, если реализация данной функции обеспечивает работнику приобретение необходимых благ. Оценка мотивированности работников при реализации стимулирующей функции вознаграждения направлена на установление взаимосвязи трудового вклада и результатов деятельности работника и способа выплаты вознаграждения. В данном случае оценка зависит от восприятия работником этой взаимосвязи как справедливой. Оценка мотивированности работников при проявлении социальной функции вознаграждения реализуется выявлением влияния признания заслуг работника на результаты его деятельности. Если индивидуальные способности работника реализованы, оценка его мотивированности высокая.
Оценка мотивированности работников при реализации измерительно-распределительной функции вознаграждения направлена на иыявление взаимосвязи результатов деятельности работника и способов планирования затрат на персонал и распределения доходов между наемными работниками и собственниками средств производства. При наличии такой взаимосвязи оценка мотивированности персонала положительная. Вознаграждение сопоставляется работниками с затраченными усилиями, что позволяет выявить его справедливость. При отсутствии ощущения справедливости вознаграждения работники снижают интенсивность своего труда. Данное ощущение возникает, когда есть нозможность влиять на размер вознаграждения. Поэтому переменные части вознаграждения оказывают стимулирующее воздействие и большей мере, чем высокая гарантированная часть, т.к. привыкание к ней возникает через 3—4 месяца и влечет за собой снижение производительности труда. Важно также учитывать порог психологической ощутимости. Выявлено, что прирост вознаграждения менее 10% не только не оказывает положительного влияния на деятельность работника, но и может привести к отрицательным последствиям. Оптимальным считается увеличение вознаграждения на 15—25 % от его фиксированной части. Мотивация проявляется в действиях и поступках людей, не всегда отражающих истинные побудительные причины поведения, так как понятия ценности у людей специфичны, следовательно, различны и оценки вознаграждения относительно его ценности. Мотивацию работника невозможно измерить, поэтому при ее исследовании прибегают к методам, позволяющим оценить последствия тех или ных действий, выраженные в результатах трудовой деятельности (анализ организационных проблем, анализ документов), уяснить характер отношения работника к тем или иным процессам, происходящим в организации (наблюдение, социологический опрос), а также определить силу и направленность его поведения, являющиеся следствием действия как внутренних, так и внешних мотиваторов. Подходы к измерению и оценке мотивации1:
• по результатам деятельности работников; • по их поведению; • путем выявления косвенных показателей, характеризующих состояние мотивации персонала. Оценка по результатам. Результат деятельности работника есть производное от двух составляющих: • личностная: способности, профессиональная подготовленность, отношение к труду вообще, отношение к организации • организационная: ясность и достижимость цели деятельности предприятия и работника, обеспечение трудового процесса (материалы, инструменты, технология, оборудование), организация работы (руководство, режимы работы, требования к результату). Оценка мотивации по результатам предполагает выделение связи между этими составляющими и определение степени влияния каждой из них на деятельность работника. Такая оценка проводится сравнением плановых и фактических результатов работы. Если достигнутые результаты оказываются ниже запланированных, необходимо учитывать факторы, усложнившие выполнение работы (например, сотрудник не был вовремя обучен). Методами получения информации, используемой для оценки мотивации по результатам, выступают анализ организационных проблем, а также анализ документов, дающих сведения о причинах отклонений. Оценка поведения. Характер и силу мотивации можно определить наблюдением за поведением человека. В частности, мотивация проявляется через усилия, старание, настойчивость, добросовестность, ответственность и целевую направленность действий работника. Основным методом получения информации о деятельности сотрудника является наблюдение. В некоторых случаях могут быть применены методы психодиагностического исследования, а также социологические опросы. Характеристика поведения может быть получена путем опроса руководителя или непосредственного окружения сотрудника («360°») по определенным критериям, описывающим те или иные его действия (табл. 8). Таблица 8
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.005 с.) |