Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогические основы коррекционных программ в дошкольном возрасте.
Прежде всего, при разработке программ должны быть учтены особенности соотношения функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное развитие может происходить в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в более глобальных изменениях детской личности, перестройке детского сознания, что обеспечивает переход на следующий, новый этап развития. Принципиально важным, особенно сейчас, когда подготовка к школьному обучению начинается в более ранние сроки, является понимание различий между учением дошкольника и учебной деятельностью школьника. Если в дошкольном возрасте определяющими развитие ребенка являются игра, рисование, конструирование, элементарный труд, то учебная деятельность формируется у детей как ведущая только в процессе школьного обучения. Каждая стадия имеет свою непреходящую значимость в становлении человека, характеризуется возникновением свойственных только ей психологических новообразований, обеспечивая переход ребенка на новую ступень развития и преемственность между смежными возрастами. Чрезвычайно важным для разработки коррекционных программ представляется вопрос о возможности дошкольника учиться. Ребенок уже способен учиться, то есть усваивать программу, предлагаемую взрослым, но лишь в той мере, в какой она адекватна его собственным интересам и возможностям, если программа взрослого становится программой самого ребенка. Это положение о способности ребенка учиться в дошкольном возрасте приобретает особое звучание, если в образовательный процесс включаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что их развитие в гораздо большей степени, чем развитие их нормально развивающихся сверстников, зависит от качества образовательной среды, от содержания и характера сотрудничества, помощи взрослого, который вначале является для проблемного ребенка «его разумом, его волей, его деятельностью». Разработка психолого-педагогических коррекционных программ в специальном дошкольном образовании предполагает определение основных направлений психологического развития ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетными направлениями являются социально-личностное, эмоционально-нравственное, физическое и моторно-двигательное, познавательное, коммуникативное и речевое развитие.
Перечисленные линии психологического развития дошкольников реализуются в ходе коррекционно-развивающего обучения, основу которого составляют содержание жизнедеятельности людей, конкретные виды деятельности, находящиеся в сфере интересов, потребностей и предпочтений ребенка дошкольного возраста. Базовые направления психолого-педагогической коррекции должны обеспечивать целостность психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приобщение ко всему, что доступно его нормально развивающимся сверстникам. в коррекционно-образовательных программах должны быть отражены: • специфика развивающих и образовательных условий (медико-социальных, предметно-развивающих, материально-технических); • особенности взаимодействия взрослых с детьми с конкретным нарушением в развитии; • содержание развивающего компонента, направленного на амплификацию развития детей дошкольного возраста; • содержание и методы коррекционного компонента с учетом типологических особенностей детей. В отличие от образовательных программ для детей с нормальным развитием коррекционные программы должны всегда иметь комплексный характер, поскольку все направления работы в них выстраиваются с учетом характера первичных, вторичных и последующих отклонений в развитии дошкольников. Особое значение придается разработке базисных программ воспитания и обучения дошкольников со сложными нарушениями развития, основанных на синтезе современных представлений о данной категории детей в различных областях специальной психологии и педагогики, особенностях психофизического развития детей этой категории. Важнейшим условием реализации коррекционно-развивающих и образовательных технологий является комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка, осуществляемое командой специалистов. Существенные изменения в системе специального образования определяют и требования к профессиональной подготовке специалистов — учителей-дефектологов, педагогов-психологов, логопедов, воспитателей, расширению их профессиональных компетенций. Таким образом, комплексные программы воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья необходимы для осуществления индивидуального подхода к детям с учетом разнообразных форм получения коррекционно-образовательной помощи, что и должно осуществляться в процессе модернизации системы специального дошкольного образования.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.006 с.) |