Определение понятия «сопровождение» (по Е.И. Казаковой). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятия «сопровождение» (по Е.И. Казаковой).



Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И.Казаковой fl995—2001).

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений вразличных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Введение термина сопровождение не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими — помощь, поддержка или обеспечение — не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающего исопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги.

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка: в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

25. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями в образовательных организациях.

Дети школьного возраста с негрубыми речевыми нарушениями обучаются в массовых школах и могут получать логопедическую помощь на школьных логопунктах. Зачисляются дети с нарушениями устной и письменной речи: с ФФН, с ОНР, а также дети с дисграфией или дислексией. Зачисление осуществляется на основе обследования речи учащихся в период с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Предельная наполняемость логопедического пункта городских школ составляет 25 человек, сельских школ – 20 человек.

Основные задачи логопедической работы: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательной программы, просветительская работа с учителями и родителями по вопросам нарушений речи и их коррекции у детей.

Занятия проводятся индивидуально или с подгруппами из 4–5 человек, как правило, во внеурочное время. Периодичность занятий определяется с учетом тяжести речевого нарушения. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального – 20 минут. Логопед ведет следующую документацию: выписки из протоколов ПМПК о зачислении детей на логопункт, речевые карты и планы индивидуальной работы, журнал регистрации, перспективные и календарные планы, планы работы с родителями и учителями.

Дети с нарушениями речи могут получать логопедическую помощь в системе здравоохранения, где функционируют логопедические кабинеты при детских поликлиниках, стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтах и т. п., детские санатории.

26. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями в системе здравоохранения.

 

Положение о логопедическом кабинете детской поликлиники определяет следующие направления профессиональной деятельности логопеда:

• педагогическая (логопедическая) работа по исправлению нарушений речи детей на систематических и консультативных занятиях;

• выявление детей с речевым недоразвитием и направление их на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школьные учреждения или речевые стационары разного профиля;

• участие в комплектовании логопедических учреждений здравоохранения и образования и оформление на каждого ребенка логопедической характеристики;

• профилактическое обследование детей, посещающих дошкольные учреждения;

• санитарно-просветительская работа с родителями, педиатрами, воспитателями детских садов.

Современные условия диктуют необходимость развития логопедической инфраструктуры в регионах, а также качественной реализации принципа преемственности между различными логопедическими учреждениями.

В речевых стационарах (отделениях) разного профиля оказывается квалифицированная комплексная помощь детям, имеющим помимо нарушения речи сопутствующие отклонения в физическом развитии; осуществляется углубленное обследование соответствующими специалистами; намечаются направления коррекционной работы с необходимым комплексом лечебных мероприятий.

Соматически ослабленные дети с выраженной речевой патологией направляются в психоневрологический санаторий.

Социально-педагогическая деятельность по поддержке лиц с ограниченными возможностями - это непрерывный педагогический процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах и при участии всех социальных институтов. Л. С. Выготский предупреждал, что отклонения в развитии приводят к «выпадению» из социального и культурного пространства, к нарушению связи с социумом, культурой как с источником развития. Поэтому организация социально-педагогической деятельности по поддержке лиц с ограниченными возможностями - это построение образовательного пространства. Она осуществляется усилиями различных специалистов, но ведущая и интегрирующая роль в этом процессе принадлежит социальному педагогу. Свою деятельность социальный педагог осуществляет во взаимодействии с представителями всех социальных институтов: педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями и другими заинтересованными лицами. Содержание работы социального педагога включает следующие направления:

-формирование здоровых, гуманных отношений в социуме;

-содействие саморазвитию личности;

-оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации учащихся и выпускников;

-направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье;

-решение личных и социальных проблем учащегося;

выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;

-организация правового просвещения педагогов, учащихся, разъяснение их прав и обязанностей;

-представление интересов учащихся от имени специального (коррекционного) учреждения в органах внутренних дел или в суде;

-патронаж детей, нуждающихся социально-педагогической помощи.

27. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями в системе образования.

Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии выделяет три этапа психологического сопровождения.

Э. М. Александровская рассматривает технологию сопровождения ребенка организуемую в пять этапов.

Л. М. Шипицина, Е. И. Казакова и М. А. Жданова выделяют две группы этапов сопровождения, которые направлены на помощь ребенку с проблемами в развитии в системе специального образования.

Таким образом, у названных авторов перечисленные этапы представляют собой алгоритм реализации сопровождения ребенка в образовательном учреждении. Однако данные этапы не представляют достаточно разработанной системы индивидуального сопровождения личности с проблемами в речевом развитии в образовательном процессе массовой школы.

Основываясь на анализе литературы и собственной практической деятельности, мы разработали этапы сопровождения ребенка с проблемами в речевом развитии в образовательной среде школьного учреждения.

Первый этап - подготовительный. Административная группа службы совместно с администрацией школьного учреждения обеспечивают нормативно-правовые, экономические, материально-технические, научно-методические, социально-психологические и другие условия, необходимые для организации процесса сопровождения. Специалисты сопровождения подбирают необходимый диагностический инструментарий, согласуя его методологические позиции, комплексность и объем, вырабатывают план и сроки проведения диагностики. Знакомят родителей детей с целями, задачами, содержанием и механизмами сопровождения детей в школьной образовательной среде, заручаются их поддержкой. Проводят консультирование с учителями.

Второй этап - психолого-педагогической диагностики. Считаем, что в данный этап необходимо включить предварительную психологическую диагностику учащихся с речевыми проблемами, которая будет служить основанием для педагогической диагностики.

В процессе психологической диагностики решаются следующие задачи: выявление особенностей психического развития; выявление нарушений психического развития, определение ведущего нарушения, его причин и соотношения первичного и вторичного нарушений; выявление сильных сторон его развития; квалификация проблем и резервов семейной ситуации развития ребенка.

При этом используются такие методы, как психолого-педагогическое тестирование детей с речевой патологией, беседа.

Результатом психологической диагностики является: определение структуры и глубины имеющихся нарушений речевого развития; составление прогноза речевого развития на основе соотнесения выявленных нарушений и резервов развития.

В ходе педагогической диагностики решаются задачи: оценка уровня развития ребенка и его реального возраста соответственно основным линиям психического развития; определение особенностей развития по важнейшим линиям развития данного возраста, выраженность отличий от календарного возраста; выявление проявлений нарушений развития на основе полученных диагностических данных. Используются методы: педагогическое тестирование; анкетирование родителей ребенка; педагогические наблюдения за ребенком на занятиях и во внеурочное время; предварительная постановка диагностической задачи для углубленной диагностики. В ходе вторичного диагностического этапа специалисты сопровождения фиксируют имеющиеся у ребенка проблемы в здоровье, развитии, обучении и воспитании, а также его потенциальные возможности, личностные достижения. При необходимости проводят углубленное медицинское обследование. Диагностический этап может осуществляться в лабораторном виде и в ходе наблюдения за деятельностью ученика в учебном процессе, а также при изучении анамнеза и других имеющихся на него документации.

Третий этап - аналитический. Включает в себя анализ полученной информации и совместный поиск специалистами сопровождения причин возникновения данных проблем и их дифференцирование. Причины могут быть установлены в ходе анализа документов (например, медицинской карточки ребенка), а также результатов психологической и педагогической диагностики (определение уровня развития ребенка и характера развития; составление профиля речевого развития ребенка; выявление детей, имеющих значительные отклонения в речевом и общем развитии от возрастной нормы и нуждающихся в углубленном обследовании; предварительная постановка диагностической задачи для углубленной диагностики); индивидуального или группового собеседования, как с самими детьми, так и с их родителями, обсуждения конкретных ситуаций. При этом важно искать причину, которую выявляет результат психологического, педагогического обследования. На основе анализа определяется, какого рода необходимо организовать помощь и поддержку. В результате аналитического этапа составляются индивидуальные заключения и рекомендации.

Четвертый этап - коррекционный, в ходе которого осуществляется коррекционная работа в соответствии с выявленными проблемами; используются специальные методики, направленные на коррекцию речи. Устранение недостатков письменной речи включает коррекцию познавательной сферы: развитие внимания, памяти, наглядно-образного мышления и т. д. Устранение предпосылок акустической дисграфии включает развитие фонематического восприятия. При арти-куляторно-акустической дисграфии ведется специальная работа по устранению дефектов звуков речи и коррекция фонематического восприятия. При устранении предпосылок дисграфии на почве не-сформированности фонематического анализа и синтеза слов специалист развивает у учащегося умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки и умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова. При аграмматической дис-графии используется система упражнений, направленных на правописание окончаний разных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, действительных и страдательных причастий. Для устранения оптической дисграфии используются следующие развивающие упражнения: отработка понятий «правый» и «левый», усвоение пространственных отношений, выполнение упражнений с геометрическим материалом, работа с рисунками, узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Разработанная данная специальная система упражнений позволяет устранить предпосылки дисграфии.

Пятый этап - завершающий. На этом этапе по мере необходимости осуществляются консультирование родителей, детей, проводится повторная диагностика, осмысливается приобретенный детьми новый опыт, новые отношения, делаются выводы. На основе обобщения результатов и систематизации полученной информации вносятся необходимые корректировки в план программы деятельности сопровождающих, разрабатываются организационно-содержательные научно-методические рекомендации по сопровождению детей с речевыми отклонениями.

 

 

28. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями в системе социальной защиты.

Профилактическая работа

Для выявления детей с речевой патологией логопед принимает участие в массовых профилактических осмотрах, которые проводятся в дни, выделенные поликлиникой.

Логопед поликлиники включен в состав медико-психолого-педагогической комиссии района и принимает участие в комплектовании логопедических групп при детских садах.

Для координации и преемственности в работе целесооб­разно 1—2 раза в год (в сентябре и июне) проводить совместные совещания старших логопедов детских поликлиник, дет­ских садов, школьных логопунктов, психоневрологических диспансеров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.016 с.)