Положение об организации работы логопедического кабинета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение об организации работы логопедического кабинета



1. Логопедический кабинет организуется в составе территориальной поликлиники для детского, подросткового и взрослого населения; психоневрологического диспансера; психоневрологического, неврологического, нейрохирургического отделений многопрофильной городской, областной (окружной, краевой, республиканской) больницы и других лечебно-профилактических учреждений.

2. Логопедический кабинет обеспечивает специализированную консультативно-диагностическую, коррекционно-восстановительную, психологическую и социальную помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций.

3. Организационно-методическое руководство деятельностью логопедического кабинета осуществляется главным логопедом органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

4. Штаты персонала логопедического кабинета утверждаются в установленном порядке.

5. На должность логопеда кабинета назначается специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности — логопедия, имеющий соответствующий сертификат.

6. В кабинете оказывается логопедическая помощь детскому, подростковому и взрослому населению с нарушениями речи и других высших психических функций различного генеза.

7. Основными задачами логопедического кабинета являются:

— консультативно-диагностическая работа и отбор больных для лечения в кабинете;

— проведение индивидуальных и групповых логопедических и психологических занятий;

— привлечение родственников больного к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье.

8. Для обеспечения выполнения основных функций и задач кабинетов должны быть предусмотрены: помещение для приема пациентов, помещения для проведения индивидуальных и групповых занятий, помещения для психолога, социального работника и другого персонала. Кабинет оборудуется в соответствии с примерным перечнем оборудования логопедического кабинета.

9. В кабинете ведется учетная и отчетная документация.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

Первичный прием логопедом

Первичный прием детей проводится в специально отведенное время по предварительной записи. К логопеду детей направляют педиатры, невропатологи, психоневрологи, психиатры, а также непосредственно обращаются сами родители.

После подробного ознакомления с анамнезом ребенка и его речью, данными врачебного обследования логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости индивидуальных или групповых занятий в условиях поликлиники или психоневрологического диспансера. Если ребенок не нуждается в специальных логопедических занятиях, необходимо проконсультировать родителей, как работать с ребенком дома. В случае отсутствия места в группе ребенка следует записать на очередь для последующего вызова на занятия.

Все дети, обратившиеся в текущем году за логопедической помощью, должны быть зарегистрированы в журнале первичного приема. На детей, приступающих к систематическим или консультативным занятиям, логопед заводит логопедические кар-ты, в которых подробно записывает анамнез ребенка, состояние его речи, речевой диагноз, намеченный план занятий и динамику продвижения. Кроме того, логопед имеет журнал посещаемости логопедических занятий (групповых и консультативных). Журнал делится на две части: в первой фиксируются регулярные занятия, а в другой — консультативные. Обе части журнала содержат следующую информацию: фамилия, имя, возраст ребенка, диагноз, даты и количество занятий, результативность.

Как указывалось выше, логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.

При оказании помощи следует учитывать:

1) нервно-психическое, соматическое состояние детей и их возрастные особенности (негативизм, возбудимость, быструю утомляемость, трудность в переключаемости внимания);

2) разнообразие речевой патологии в детском возрасте как органического, так и функционального характера;

3) необходимость присутствия родителей на логопедических занятиях для дублирования работы в домашних условиях.

Комплектование групп и длительность занятий

Логопедические занятия проводятся подгруппами и индивидуально. В группы объединяются дети с одинаковым речевым нарушением (дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, недоразвитие речи), по возрастному принципу (преддошкольники, дошкольники, школьники), а также с учетом уровня речевого развития детей.

Численность детей в группах, примерная продолжительность занятий с ними и нормы приема определяются следующим образом: детей с однородным неправильным звукопроизношением следует соединить в группы по 5—6 человек, продолжительность занятий с ними — 45 мин. Дети, страдающие дизартрией, объединяются в группы по 4—5 человек, продолжительность занятий — 45 мин. Дети с ринолалией — по 2—4 человека, длительность занятий 40—45 мин. Дети с общим недоразвитием речи без снижения интеллекта объединяются в группы по 3—4 ребенка, и заниматься с ними надо 40—60 минут. С заикающимися дошкольниками и младшими школьниками следует заниматься в группе из 4—6 чел. в течение 45—60 мин.

Дети, страдающие тяжелыми расстройствами речи, требуют только индивидуальных занятий. Каждому ребенку необходимо уделять не менее 20-—30 мин. Чтобы дети не уставали, рекомендуется работу разнообразить.

Занятия с каждой группой следует вести 2 раза в неделю. За свой рабочий день логопед должен принять 12 человек соответственно норме, утвержденной Положением о детском логопедическом кабинете. На каждого ребенка оформляется индивидуальная логопедическая карта, в которой логопед не менее 2—3 раз в месяц записывает динамику коррекционной работы.

Связь с родителями и педагогическим персоналом

Для успешной работы логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребенка, проводить с ними индивидуальные беседы и консультации. По мере возможности родители должны присутствовать на занятиях, если не на всех, то обязательно на установочных. Логопед знакомит их с сущностью речевого нарушения ребенка, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях, а также выполняли задания логопеда дома.

Важным является контакт логопеда со школой, где учится ребенок. Воспитатели и учителя обязаны наблюдать за речью ребенка, предъявляя к нему одинаковые с логопедом требования, следить за посещаемостью логопедических занятий в поликлинике, ободрять и морально поддерживать детей с речевыми нарушениями.

Профилактическая работа

Для выявления детей с речевой патологией логопед принимает участие в массовых профилактических осмотрах, которые проводятся в дни, выделенные поликлиникой.

Логопед поликлиники включен в состав медико-психолого-педагогической комиссии района и принимает участие в комплектовании логопедических групп при детских садах.

Для координации и преемственности в работе целесообразно 1—2 раза в год (в сентябре и июне) проводить совместные совещания старших логопедов детских поликлиник, детских садов, школьных логопунктов, психоневрологических диспансеров.

Санитарно-просветительная работа

Логопеды детских поликлиник обязаны регулярно проводить беседы по различным вопросам логопедии для медицинского персонала поликлиник, родителей, а также выпускать бюллетени, оформлять доски вопросов и ответов.

Примерные темы бесед: «Профилактика речевых нарушений», «Профилактика заикания», «Профилактика недоразвития речи», «Профилактика дислалии», «Этапы развития речи ребенка», «Значение развития мелкой моторики для формирования речи ребенка». Примерные темы санитарных листков: «Речь наших детей», «Наши дети говорят правильно», «Дефекты речи у детей», «Профилактика речевых расстройств». Оформляются стенды: «Логопед — родителям», «Родителям о речи детей», «Советы логопеда».

Диспансеризация

Диспансерное наблюдение проводится систематически за детьми, страдающими тяжелыми речевыми расстройствами: дизартрией, ринолалией, общим недоразвитием речи без снижения интеллекта, заиканием и др.

Выявление детей, подлежащих диспансерному наблюдению, проводится логопедами при профилактических осмотрах, на первичном приеме, по окончании регулярных занятий в логопедическом кабинете и при выписке из логопедических групп и детских садов. На детей, взятых на диспансерный учет, заполняется учетная карта, в которой фиксируются анкетные данные, диагноз, даты посещений, рекомендации и результаты занятий.

 

ДЕТСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР

Основной контингент обслуживаемых больных составляют дети с нарушениями речи при задержках психического развития и олигофрении различной степени тяжести, которых к логопеду направляют психиатры. Занятия с детьми проводятся как регулярно, так и консультативно. Логопед систематически занимается с детьми, состоящими на учете у психиатров, при наличии любой речевой патологии, при условии, что дети не получают соответствующей помощи в других учреждениях. Профилактическая работа логопеда психоневрологических диспансеров проводится по мере необходимости в контакте с детскими психиатрами, невропатологами.

Логопед детского психоневрологического диспансера ведет следующую документацию: перспективный план работы на год, журналы регистрации первичных больных, ежедневного приема, профилактической работы, санитарно-просветительной работы, логопедическую карту; логопед делает записи в истории болезни ребенка, которую ведет психиатр (первичный, этапный и выписной эпикризы).

РАБОТА ЛОГОПЕДА В ДОМЕ РЕБЕНКА

Должность логопеда в Доме ребенка устанавливается из расчета 1 ставка на 12 детей в возрасте от полутора лет с нарушениями речи (немота при сохранном слухе, нарушения речи в связи с органическими поражениями ЦНС и патологией челюстно-лицевой области, дизартрия, алалия, заикание, общее надоразвитие речи).

Логопеду необходимо иметь для занятий отдельное, светлое, изолированное помещение площадью 20 кв. м, располженное в тихом, удобном месте и оборудованное согласно требованиям.

Дидактический материал располагается по следующим разделам:

1) звуковая культура речи (игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевого дыхания, игры на звукоподражание, силу голоса, воспитание темпа и ритма речи);

2) развитие общей и мелкой моторики;

3) развитие импрессивной и экспрессивной речи (игры на формирование назначения предметов, на обобщающие понятия, пособия по формированию грамматического строя);

4) сенсорное воспитание (пособия на развитие представлений о цвете, количестве, величине, форме, ориентировке во времени и пространстве).

Логопедом Дома ребенка ведется следующая документация: перспективный.план работы на год; журналы приема вновь поступающих детей, учета занятий логопеда с детьми, методической работы логопеда с персоналом, речевых занятий сестер с детьми; информация о работе за год; запись в истории развития ребенка; учет динамики речевого развития детей (ежемесячно); выписка-характеристика.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СТАЦИОНАРНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Логопедическая помощь оказывается также и в условиях детского специализированного санатория, в стационарах. Существует определенная взаимопреемственность в работе всех служб: поликлиника — стационар — санаторий. Дети находятся в санатории 3 месяца.

Работа логопеда детского специализированного санатория строится следующим образом. Логопедические занятия проводятся группами и индивидуально. Всю работу логопед проводит в тесном контакте с закрепленным за группой врачом, узкими врачами-специалистами, психологом, воспитателями группы.

Ведется следующая документация: записи в истории болезни, речевая карта, ежедневные планы работы, тетрадь связи с воспитателем.

По мере необходимости осуществляется семейная психотерапия. Систематически логопед проводит санитарно-просветительную работу среди сотрудников санатория и родителей (беседы, родительские собрания).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.235.247 (0.021 с.)