Методы психокоррекции и психотерапии, используемы в работе с детьми с нарушениями речи: внушение, гипноз, методы групповой психотерапии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психокоррекции и психотерапии, используемы в работе с детьми с нарушениями речи: внушение, гипноз, методы групповой психотерапии.



Внушение (суггестия) редко выступает как самостоятельный метод воздействия, но входит в качестве компонента во многие другие, в том числе аутогенную тренировку и гипноз. Лечебное или коррекционное внушение должно происходить в спокойной обстановке, исключающей отвлекающие факторы (звуковые, зрительные, тактильные и другие). Помещение, в котором оно проводится, должно быть хорошо проветрено, освещение приглушено. Человек, подвергаемый внушению, должен находиться в удобной позе, например, сидеть в кресле с высокой спинкой и подлокотниками. Текст внушений обычно называют формулами, так как он должен соответствовать определенным требованиям: иметь императивный характер, быть лаконичным, т.е. это должны быть короткие предложения позитивного содержания. Отрицательные утверждения типа «Вы не будете волноваться» недопустимы. Важнейшее условие внушающего воздействия — многократное повторение. Возможны вариации внушения с употреблением возрастающей степени желаемого эффекта: «Вы спокойны», «Вы очень спокойны», «Вы совершенно спокойны». Нельзя употреблять завершенную форму: «Вы уже не волнуетесь», «Волнения нет». Формулировка должна оставлять место дальнейшей динамике результата: «С каждым днем волнение во время речи будет уменьшаться».

Внушающее воздействие невозможно без его ретрансляции реципиентом, т.е. без перевода в самовнушение. Оно не будет результативным в том случае, если противоречит убеждениям человека, его представлениям о возможности и допустимости внушаемого эффекта. Самовнушение может быть использовано в качестве самостоятельного метода. В этом случае психотерапевт помогает своему клиенту подобрать соответствующие решаемым задачам словесные формулировки, например: «Я говорю плавно и красиво. Моя речь производит хорошее впечатление. Я совершенно спокоен, когда говорю». Установочные самовнушения хорошей речи могут проводиться при пробуждении и перед сном, когда мозг наиболее восприимчив к ним. Они могут быть ситуативными, а также установочными на будущее, например, ответственное выступление (ответ на уроке, экзамене, доклад и т.д.).

Аутогенная тренировка часто применяется в логопедии для оказания симптоматической помощи (см.: Лубенская А. И., 1984). По мнению создателя этой методики Иоганна Шульца, она позволяет достигнуть:

1) самонаблюдения;

2) умения полноценно отдохнуть за короткое время;

3) умения быстро засыпать;

4) саморегуляции непроизвольных функций тела, например, кровообращения;

5) повышения трудоспособности;

6) улучшения памяти;

7) снятия тревоги перед ответственным выступлением;

8) уменьшения психического компонента боли;

9) самонастроя по типу постсуггестии (отсроченного внушения);

10) самокритики и самоконтроля через самоанализ в состоянии углубления.

Источниками создания методики стали: европейская система самовнушения (Тарханов И.П., 1881; Бехтерев В.М., 1890; Боткин СП., 1897; Ley Р., 1898; Hirrschlaff L., 1919; Coue E., 1922; Baudouin Ch., 1920); древнеиндийская система йогов (хатха-йога: «асаны» — позы тела, «пранаяма» — контроль за дыханием, «пратьяхара» — «удаление чувств», «дхарана» — концентрация внимания, «дхьяна» — созерцание, «самадхи» — сосредоточение); учение о гипнозе; регуляция мышечного тонуса (метод прогрессивной мышечной релаксации Э.Джекобсона); разъясняющая психотерапия (Rosenbach В., 1890; Dubois P., 1905; Dejerine J., 1914).

Методика Шульца позволяет человеку погрузить себя в особое состояние, которое может быть использовано для полноценного глубокого отдыха, а также в качестве условия для осуществления каких-либо специальных лечебных внушений, в частности, направленных на речь. Аутогенная тренировка позволяет бороться с теми или иными страхами (в том числе со страхом речи), повышать способность усвоения нового материала, совершенствовать контроль своих действий (в том числе речи). Она уменьшает общее мышечное напряжение или снимает мышечные зажимы, снижает тревожность.

Аутогенная тренировка способствует выработке удлиненного выдоха, который соответствует так называемому речевому дыханию.

Гипноз (от греч. hypnos — сон) — искусственный сон, вызываемый определенными техническими приемами. На фоне гипнотического сна на человека можно оказывать то или иное словесное воздействие. И. П. Павлов установил физиологические механизмы гипноза, показав, что это закономерно сменяющие друг друга фазовые состояния развивающегося в коре головного мозга торможения. Он также установил, что целый ряд патологических явлений представляет собой длительно и устойчиво удерживаемую фазу развития гипноза. Считается, что эффективность внушающих воздействий усиливается с углублением гипноза. В качестве лечебного средства может быть использовано само состояние сна, но чаще внушение, проводимое на фоне этого состояния.

Как подчеркивает В.М.Шкловский, гипноз позволяет улучшить общее состояние больных, добиться появления бодрости, веры в успех лечения, сделать их более уравновешенными, устранить раздражительность. Важным результатом проводимых в гипнозе внушающих воздействий в сочетании с логопедическими занятиями и другими видами психотерапии является ослабление или устранение страха речи — одного из патогенетических факторов заикания.

Гипноз может проводиться в группе и индивидуально. В последнем случае внушение может носить более направленный и избирательный характер, в зависимости от доминирующих проблем пациента.

Считается, что женщины в среднем более внушаемы, чем мужчины, а дети более внушаемы, чем взрослые. Поэтому непосредственные результаты применения гипноза лучше у детей, но отдаленные в большей мере зависят от психологической переработки своих проблем, что для детей проблематично.

Ряд специалистов придерживаются метода эмоционально-стрессовой психотерапии заикающихся, в которой ведущее место принадлежит эффекту катарсиса. Этот метод, впервые предложенный К.М.Дубровским, представляет собой сеанс одномоментного снятия заикания. Он нашел широкое применение в практике его учеников (Некрасова Ю. Б., 1984;АрутюнянЛ.З., 1992; Драпкин Б.З., 1992). В основе метода лежит внушение с опорой на возможность закрепления его результатов на фоне специально созданного повышенного эмоционального напряжения больного, в результате создается установка, или доминанта, на выздоровление. Чаще всего этот метод используется как завершающая стадия комплексного лечебно-педагогического курса.

Особое место при организации помощи лицам с нарушениями речи занимают различные методы групповой психотерапии, направленной на коррекцию коммуникативных навыков (Флоренская Ю.А., 1929; Тартаковский И. И., 1934). Как и другие методы, групповая психотерапия наибольшее распространение получила в лечении заикающихся, психическая дезадаптация которых проявляется различным образом. В одном случае это комплекс реакций на моторные расстройства речи, таких как неуверенность, тревога, фобии и т. д. В другом — общеневротические явления вплоть до оформления клинически выраженной картины невроза, не связанные непосредственно с моторными проявлениями заикания. В третьем — психологические проблемы, связанные с общением, но характерные в какой-то мере и для здоровых.

Групповая психотерапия в противоположность логопедическим занятиям не только решает другие задачи, о чем уже было сказано, но и делает это другими средствами, в частности, сознательно отказываясь от директивных методов. Это связано с необходимостью максимально мобилизовать личностную и речевую интенцию человека с нарушенной речью.

Для устранения всех трех перечисленных форм психической дезадаптации могут быть применены различные психокоррекционные программы групповой психотерапии (Шкловский В.М., 1979; Березниковский В. В., Калягин В. А., 1994; и др.).

В ходе проведения групповой психотерапии могут выявляться и другие психические особенности больных, требующие коррекции. Программы групповой психотерапии позволяют достигнуть следующих целей:

1) помочь больным осознать причины и пути развития невротического компонента заболевания;

2) осуществить профилактику «срывов» речи;

3) повысить психологическую устойчивость больных;

4) оптимизировать их поведение в стрессовых ситуациях. Для достижения первой и четвертой целей наиболее адекватна групповая психотерапия в форме транзактного анализа (ТА), а для решения второй, третьей и четвертой целей — тренинг общения.

Транзакционный анализ (ТА) опирается на усвоение и переработку основных понятий, принципов и категорий теории, лежащей в его основе (Берн Э., 1988; 1992; Харис Т. А., 1974). Занятия проводятся в группе не более чем из 12 человек по 2,5 — 3 часа в течение 8—10 дней. Отбор в группу ведется на основе результатов предварительного психологического обследования больных.

Освоение больными системы понятий ТА позволяет им более адекватно видеть себя и других, распознавать причины конфликтов, уметь предотвращать их, осознавать причины страхов, болезненных переживаний и дезадаптационных форм поведения сообразно особенностям их заболевания и личности.

Наиболее важные моменты, которые обнаруживаются при применении ТА в психотерапии заикающихся, следующие.

Проработка понятий эго-состояний показывает, что у больных доминирует эго-состояние, характеризующееся инфантильным поведением, чувствами и мыслями, которые отражают опыт детского периода жизни пациента. Оно проявляется в их чрезмерной эмоциональной откликаемости или, напротив, в сдержанности, скованности и излишней зависимости от других, в ригидных формах инфантильного поведения. Например, при выполнении специальных упражнений, требующих открытого выражения эмоций, больные испытывают значительные затруднения.

«Поглаживание» как форма обмена вербальными и невербальными знаками внимания также сопряжено с очевидными трудностями. Прежде всего у данного контингента больных обнаруживается дефицит позитивных вербальных «поглаживаний», что обедняет их психическую сферу. Особенное напряжение вызывает раздача этих «поглаживаний» самими больными; заикающиеся боятся похвалить кого-нибудь, сказать комплимент, отметить собственные достоинства; затруднения вызывают у них непосредственные тактильные «поглаживания». Все это ведет к физической скованности и зажатости.

«Сценарный» вид поведения больных характеризуется жестким, ригидным планом жизни и планом действий. У любого индивида эти планы не вполне осознаны и закладываются в раннем детском возрасте. Заикающиеся часто демонстрируют «сценарии» «побежденного» и «неспособного победить», для которых характерна реакция неудачника, человека пассивного, не верящего в свои силы, полагающего себя неспособным добиваться поставленной цели, что обусловливает рентный характер заикания. Осознание этого дезадаптивного способа поведения помогает пациенту отказываться от подобных стереотипов. Особенно эффективны в данном случае медитативные методы работы (медитация «Театр моей жизни») с последующим обсуждением и разбором сценарных переживаний больных.

Если групповая психотерапия в форме ТА наиболее адекватна решению личностных проблем заикающихся, то программа тренинга общения в большей степени позволяет решать проблемы коррекции коммуникативного поведения (Добрович А. Б., 1987; Мелибруда Е., 1986; Петровская Л.А., 1982; Харис Т.А., 1974). Как и предыдущая форма работы, тренинг осуществляется в группе. Его следует проводить в конце курса логопедии, когда у пациентов уже сформированы навыки нормативной речи и происходит Их закрепление. Тренинг направлен не только на решение собственных задач, но и на испытание речи в условиях, требующих (значительного напряжения; формируемые в ходе тренинга навыки пациент использует на логопедических занятиях.

Тренинг осуществляется в одном и том же помещении в определенные часы. Окончание отдельных сеансов зависит от хода работы и может варьироваться, но обычно их длительность должна быть не менее трех часов, а количество сеансов — не менее пяти.

Во время сеансов используются обычные формы групповой работы: дискуссии, ролевые игры, групповой рисунок, некоторые виды тестирования и психогимнастика. Для лучшего самоконтроля и усиления обратных связей, способствующих контролю, надо применять такие техники, как «психологический портрет», «зеркало», прослушивание магнитофонных записей проделанных упражнений.

В групповой психотерапии используются приемы, сходные с теми, что применяются в логопедической работе: диалог, групповая дискуссия, метод незаконченных предложений, ролевые игры и разыгрывание сцен. Поэтому укажем на различия в применении этих техник. В логопедической практике эти приемы позволяют отрабатывать реализацию речевых конструкций разной степени сложности, например, диалог может быть заданным (вплоть до заучивания текста) и спонтанным; в разыгрываемых сценах может использоваться вопросно-ответная форма речи по заданным образцам и свободное общение с элементами речевой импровизации. Использование неоконченных предложений, рассказов по заданному началу или на свободную тему позволяет регулировать контекстуальную обусловленность речи. При обсуждении проделанной работы логопед вместе с группой анализирует характер и причины речевых неудач: нарушения интонационной структуры фраз, неправильное речевое дыхание и т.д.

Освоенные на логопедических занятиях приемы легко входят в ткань психотерапевтических занятий, при этом снимается необходимость отработки формальных навыков. Более того, уже на логопедических занятиях в определенной мере решаются некоторые психологические проблемы, хотя это не вполне осознается пациентом.

Основная цель психокоррекционного тренинга — оптимизация навыков общения, для чего необходимо понимание самого себя и других, умение адекватно оценивать ситуацию, гибкость в использовании социальных ролей.

В ходе занятий больные практически усваивают знания о стадиях общения (беседы), и сами занятия строятся в соответствии с этими знаниями. Тренинг завершается подведением итогов в виде письменных отчетов, устного обсуждения и оценок больными друг друга, а также с помощью психологического тестирования.

Многие приемы групповой терапии помимо своего основного назначения (релаксации, самоконтроля, коммуникативных техник и т.д.) позволяют решать очень важную и значимую для большинства речевых расстройств задачу снятия фиксации на своем дефекте.

Решению именно таких задач посвящена комплексная психотерапевтическая групповая методика, предложенная В.М.Шкловским, д. М. Кролем и Е. Л. Михайловой (1985), Как и многие другие, она

■ предусматривает определенные этапы, включающие методы дискуссии, невербальные коммуникации, проективное рисование, социометрию, что позволяет, с точки зрения авторов, более эффективно готовить заикающегося к «защите» своей речи по окончании лечения.

Снятие фиксации на дефекте положено также в основу методики (психотерапевтической работы с лицами, страдающими функциональными нарушениями голоса (Орлова О.С, Василенко Ю.С., Иванченко Г.Ф. и др., 1992).

В методике, разработанной O.K.Романенко, предпочтение отдано одному методу — гештальттерапии, позволяющему воздействовать на все уровни нарушений речевого общения: перцептивный, интерактивный и коммуникативный (1995). В результате применения этой методики также достигается ослабление фиксации на своем дефекте, так как речь оказывается включенной в качестве одного из элементов в систему «единого функционирующего организма».

Существуют работы, в которых невербальные средства коммуникации предлагается использовать при оказании помощи и при других нарушениях речи — экспрессивной алалии (Ковшиков В. А., |элькин Ю.А., 1980) и афазии (Боровенко Т.Г., Мазковая P.M., 1985).

Следует сказать, что при некоторых расстройствах речи необходимы усилия, направленные не на устранение фиксации, а, наоборот, на привлечение внимания ребенка или взрослого к своему дефекту (сенсорная алалия и афазия, тахилалия и полтерн, в определенной мере ринолалия).

13. Методы психотерапии, используемые в работе с детьми с нарушениями речи: библиотерапия (характеристика, примеры упражнений, заданий).

"Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции", - писал В. М. Мясищев.

Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности: измененные - для их нормализации; нормальные - для их уравновешивания.

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.

Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура.

Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов:

1. Самоподготовка психокорректора.

Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. Для начала берется несколько жанров по 2-3 названия. Со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов. В начале работы это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание клиента на соответствующие тексты. Желательно иметь большинство книг в отдельной библиотечке для того, чтобы клиенты могли легко найти эту книгу при отсутствии ее в собственности. Кроме того, в таких книгах можно разрешать клиенту делать пометки на полях, что облегчает диагностику клиента.

2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров.

Во время очередной беседы с клиентом ему задается ряд вопросов. Например, "Назовите пять ваших любимых книг"; "Какие книги произвели на вас в жизни наибольшее впечатление? Почему?"; "Какие оказали на вас наибольшее влияние?"; "Какие авторы, по вашему мнению, наиболее на вас похожи?"; "Персонажи каких книг наиболее похожи на вас?".

3. Составление списка.

Далее идет составление списка литературы, большого и малого. Даже если библиотерапия используется как вспомогательный метод, наличие таких списков позволяет корректировать другие методы воздействия.

4. Выработка системы чтения.

Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг. Рекомендуя клиенту книги в библиотерапевтических целях, А.М. Миллер указывает на необходимость учета трех следующих принципов:

· степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги);

· герой книги должен быть клиенту "по плечу";

· максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент.

Учет последнего принципа особенно важен при психологическом конфликте личностного или межличностного характера.

В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник. Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанных на восприятии как активной пристрастной деятельности и может быть использован в диагностических целях для объективной оценки процесса и эффективности коррекции.

В случае использования библиотерапии как основного метода предполагается система чтения с определенной последовательностью, тематикой, отработкой прочитанного. Больше внимания обращается на биографическую, мировоззренческую, специальную литературу.

Библиотерапия может применяться и как вспомогательный метод для решения частных задач во время коррекционных мероприятий, носящих узкую направленность: коррекция детско-родительских отношений, при эмоционально стрессовых нарушениях и т.д.

Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.

Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

14. Методы психотерапии, используемы в работе с детьми с нарушениями речи: логотерапия, (характеристика, примеры упражнений, заданий).

Логотерапия, или разговорная психотерапия, относится к группе Дискуссионных методов, благодаря которым клиент освобождается от эгоцентрического мышления и осваивает другие подходы к решению проблемных ситуаций. На использование дискуссии в качестве метода лечения повлияли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений на изменение социальных установок мотивации и ценностных мировоззренческих ориентации. Терапевт разговаривает с клиентами, помогая им вербализовать те эмоциональные состояния и проблемы, которые в данный момент у них преобладают, используя материал прочитанной сказки, притчи, истории или какого-либо литературного произведения. Под воздействием этого метода происходит переоценка ценностей повышается самооценка и способность саморегуляции и регулирования проблем, связанных с общением. Ситуация групповой дискуссии стимулирует и актуализирует глубинные ассоциации, заставляет участников высказать то, что они не могут сформулировать в других условиях. В то же время участники получают возможность высказать всевозможные доводы в защиту своих идей, приводить любые контраргументы по поводу соперничающих соображений. Привлекательность дискуссии состоит в том, что каждый из ее участников может показать преимущества личной позиции и привести свою аргументацию независимо от давления группового мнения, так как ситуация дискуссии предполагает ослабление субординационного контроля и провоцирует на спонтанные реакции.

В задачи данного метода не входят диагностика интеллектуального развития и определение уровня зрелости моральных суждений участников дискуссии. Метод логотерапии позволяет наряду с выявлением проблем клиентов определить конструктивный подход к их преодолению.

15. Методы психотерапии, используемы в работе с детьми с нарушениями речи: арттерапия, (характеристика, примеры упражнений, заданий).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА

Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Термин "арттерапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерса (1951) и А.Маслоу (1956).

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации.

По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

В начале своего развития арттерапия отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, картина, скульптура) считался выражением неосознаваемых психических процессов. Арттерапия достаточно широко распространена. В 1960 г. в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация.

Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голландии. Несколько сотен профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах,клиниках, центрах, школах, тюрьмах, университетах.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение"

(Л. С. Выготский, 1987).

Цели арттерапии

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).

2.Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8.Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

16. Методы психотерапии, используемы в работе с детьми с нарушениями речи: изотерапия и др. (характеристика, примеры упражнений, заданий).

Изотерапия, основанная на использовании рисования, — один из двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими ситуациями (например, с заиканием как проблемой). Ребенок, изображая свою проблему, объективирует взаимоотношения с окружающей действительностью. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Художественное самовыражение так или иначе связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Изотерапия во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушения поведения. При всем многообразии форм арттерапевтической работы изотерапия часто оказывается наиболее доступным методом экспрессии, особенно если невозможна или затруднена вербализация.

Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей.

Рисование каракулей. Основное содержание этого упражнения — свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги без какой-либо цели и замысла, в результате чего получается сложный «клубок» линий. Этот метод развивает чувственно-двигательную координацию. На основе созданных каракулей сочинить рассказ, попытаться выразить свои чувства. Можно использовать отпечатки краски на бумаге (полученные с помощью кисти или руки) как основу для создания образа.

Рисование пальцами и ладошкой – способ полезен для детей любого возраста, позволяет развивать мелкую моторику, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность.

17. Методы психотерапии, используемы в работе с детьми с нарушениями речи: сказкотерапия (характеристика, примеры упражнений, заданий).

Методы психотерапии, используемы в работе с детьми с нарушениями речи: сказкотерапия (характеристика, примеры упражнений, заданий).
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развитие речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказкотерапия используется как инструмент исследования первопричин поведенческих реакций и ресурсная практика в психотерапии. Возможности сказотерапии огромны, она способна выступить инструментов в выяснении глубинных деформаций детской души и помочь установить причины внешних состояний, волнующих ребенка. Сказкотерапия может выступать методом коррекции страхов и фобий.
Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Сказки учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо».
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям.
Сравнение прочитанного. Например, предложить детям сравнить две сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Здесь дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею, но и взаимодействовать со сверстником.
Игра: «Где прячется Маша?» (по сказке: «Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
Инструкция, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью)
Игра: «Только ласковые слова».
Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Цель, которая озвучивается для детей: дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка и т.д.
Игра: «Хорошо – плохо».
Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о предмете, образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.06 с.)