Система педагогического контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система педагогического контроля



 

Педагогический процесс в учебном заведении немыслим без педагогического контроля. Педагогический контроль - система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания студентов.

В зависимости от времени обучения педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный, в которых выявляются степень понимания учебного материала, его усвоения, умения применять знания при решении практических задач.

Текущий контроль мотивирует обучение в результате осуществления дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим студентам. Используются устный опрос, письменные контрольные работы, ознакомление с дневниковыми записями и документами, с данными самоконтроля. Цель тематического контроля – оценка результатов изучения определенного раздела или темы программы. Осуществление этапного контроля, зачеты по разделам программы, степень готовности курсовых проектов, дипломных работ – задача рубежного контроля, в котором выявляются учебные достижения каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к изучению следующей части учебного материала. В текущем, тематическом и рубежном контроле целесообразно как можно шире использовать стандартные тестовые программы и технические средства, позволяющие каждому студенту самому выявить имеющиеся у него пробелы в знаниях и принять меры по их устранению. Предусмотренное реформой высшей школы увеличение времени на самообразование заметно актуализировало потребность в такого рода контролирующих программах. Итоговый контроль осуществляется преподавателем после прохождения всего учебного курса. Здесь подводится итог изучения учебной дисциплины, выявляются индивидуальные достижения, способности отдельных студентов углубленно изучать данный предмет. Заключительный контроль проводится обычно в составе комиссии, которая призвана коллегиально принять окончательное решение о результатах подготовки. (Экзамены, защита квалификационной работы).

Педагогический контроль (ПК) основывается на следующих принципах:

1. Принцип связи контроля с образованием, обучением и воспитанием позволяет сделать следующие выводы:

а) нет обучения без педагогического контроля, так же, как нет и контроля без обучения;

б) о качестве учебно-воспитательного процесса в вузе можно судить по уровню организации педагогического контроля.

2. Принцип объективности осуществляется разными путями:

а) формирование коллегиальной оценки;

б) использование стандартных тестовых программ и технических средств;

в) психологический путь: оценка только тогда правильно реализует свою воспитывающую функцию, когда она воспринимается студентами как объективная.

3. Принципы справедливости и гласности близки по смыслу принципу объективности. Где не хватает гласности, там не хватает и справедливости, а, следовательно, не хватает объективности.

4. Принципы научности и эффективности. ПК может быть организован как на научной основе, так и на основе опыта, интуиции, здравого смысла. Научность выступает в качестве необходимого условия достижения эффективности ПК. Эффективность включает в себя, помимо научности, вопросы оптимальной организации контроля, учета соотношения между достигнутым эффектом и совокупными затратами времени, средств. Научность ПК предполагает, помимо прочего, поиск ответа на два основных вопроса. Первый связан с понятием надежности, второй – валидности (пригодности, адекватности) используемого метода для достижения поставленной цели. Понятие валидности можно попытаться кратко раскрыть в следующих вопросах исследовательского характера:

- есть ли уверенность в том, что предполагаемые контрольные задания находятся в соответствии с изучаемым предметом и полностью его охватывают;

- насколько можно доверять результатам контроля, и каковы аргументы в пользу того или иного метода контроля и насколько они сочетаются с научным и здравым смыслом, а также с имеющимся педагогическим опытом;

- является ли выявленный уровень знаний приемлемым с точки зрения цели и качества обучения, и отсюда - не являются ли полученные данные результатом “списывания”, подсказки и других видов искажения;

- нет ли среди заданных таких вопросов, которые связаны не столько с данной темой, сколько с другой, ранее изучавшейся. Отсюда, насколько пригодны данные вопросы для оценки знаний именно по данной теме;

- сколько вопросов нужно задать для получения объективной информации о знаниях студентов;

- какая форма контроля наиболее пригодна для оценки знаний по данному предмету;

- сколько времени требуется для оптимальной организации качественного контроля и др.

Надежность и валидность являются необходимыми, но не достаточными критериями эффективности педагогического контроля. Помимо них эффективность во многом зависит от организации контроля, от обеспеченности вуза техническими средствами, фондами контрольных работ, тестовыми программами и др.

Программированное обучение – одна из форм организации учебного процесса. Чтобы в понятие программированного обучения внести реальный и однозначный смысл, следует, прежде всего, попытаться смоделировать соответствующую область реальной действительности, т.е. процесс учения. Модели учения можно представить себе в виде абстрактных, отвлеченных от реальных учебных ситуаций построений, предположительно отражающих общее в этих ситуациях.

Интерпретация психологических теорий (П.Я. Гальперин, Г.А. Балл, Л.С. Выготский, И.Т. Бжалава) дает основание для утверждения в качестве принципа универсальности четырехэлементной модели управления, т.е. в каждом дискретном действии по усвоению предметного содержания (состав шага программы) должны присутствовать четыре обязательных звена. В приложении к обучению иностранному языку, например, члены схемы примут такие значения:

1. Стимул: тип, форма и цель заданий (упражнений), их содержание и последовательность предъявления, значение варьируемости материала.

2. Руководящий принцип: место правил, алгоритмов, инструкций, указаний, моделей, а также время и способ их подачи и применения. Сюда же относятся альтернативы: анализ или аналогия, правило или модель, индуктивный или дедуктивный способ предъявления материала.

3. Ответ: обусловлен всеми другими элементами схемы. Важнейшие альтернативы: выборочный ответ или конструируемый, явный или скрытый, конечный или промежуточный, с допущением ошибок или с возможно полным их исключением.

4. Подкрепление: роль и место знания результата, немедленное или отсроченное подкрепление, сплошное и эпизодическое подкрепление, способы перехода к следующему кадру (адаптивность программы).

Как видим, все основные вопросы теории программированного обучения, в том числе и обучения иностранным языкам, вмещаются в четырехэлементную модель учения. В такой трактовке программированное обучение может дать реальную возможность выявить факторы, определяющие учение, и их взаимодействие и на этой основе разработать детальную, обоснованную и самосовершенствующуюся методику обучения.

Методы и средства программированного обучения способствуют более полному и эффективному использованию учебного времени за счет:

1. предельно краткого и четкого изложения материала;

2. постоянного контроля усвоения знаний и учета его результатов в процессе обучения;

3. повышения самостоятельности и активности обучаемых в процессе усвоения знаний;

4. использования современных технических средств в процессе обучения.

Общие черты программированного обучения:

1. общий кибернетический подход к процессу обучения;

2. математическая и статистическая обработка результатов эксперимента;

3. широкое использование в эксперименте технических средств.

Тесты позволяют быстро и на любом уровне трудности осуществить контроль. Тестовый контроль – хорошая тренировка, чего нельзя не учитывать при изучении иностранного языка, ведя речь о создании даже первичного навыка. Тестовый метод дает возможность наиболее объективной проверки знаний и последующей их математической обработки.

Одна из основных задач обучения иностранному языку в неязыковом вузе – сделать доступной для специалистов иностранную литературу по специальности. В связи с этим выделяют два основных фактора:

  1. языковые знания, необходимые для понимания иноязычного текста;
  2. навыки и приемы применения студентами этих знаний - или техника работы над текстом.

Научные поиски новых путей и приемов интенсификации учебного процесса показали, что повышение эффективности обучения чтению литературы по специальности в неязыковом вузе тесно связано с разработкой методических основ использования современных технических средств и оптимизацией на этой основе управления учебной познавательной деятельностью студентов.

Исходными для построения методической системы обучения чтению литературы на иностранном языке могут служить ведущие категории проблемного обучения – проблемная ситуация и репрезентирующая ее проблемная, или познавательная задача. Теоретическим обоснованием указанного подхода является положение об изоморфности двух видов деятельности обучающихся: деятельности по овладению умениями чтения и деятельности по разрешению проблемных ситуаций, объективно содержащихся в тексте. Проблемная текстовая ситуация представляет собой разрыв логико-смысловой цепи информационного сообщения. Разрешение проблемных ситуаций направлено на формирование у обучающихся умений обнаруживать смысловые разрывы и находить способы их восстановления, т.е. умений восприятия текстового материала.

Адекватным способом разрешения проблемной ситуации в иноязычном тексте является текстовая познавательная задача.

Для организации методической системы приемов обучения чтению на иностранном языке необходимо исследовать три стороны проблемы:

· разработать типологию текстовых познавательных задач как ведущего способа обучения искомым умениям;

· выявить этапы решения текстовой познавательной задачи;

· дать методическую интерпретацию программ управления решением студентами текстовых задач на иностранном языке.

Выделяют четыре этапа мыслительной деятельности по решению познавательных задач:

1. Возникновение проблемной ситуации.

2. Осмысление проблемы и принятие ее учащимися.

3. Процесс поиска наиболее рационального решения, выдвижение гипотез, анализ данных.

4. Формулировка окончательного решения.

Иногда добавляют еще один этап – контроль результатов.

Предлагается следующая обобщенная схема управления решением текстовой задачи в процессе чтения учебного материала на иностранном языке:

  1. введение в условия задачи (текстовой проблемной ситуации);
  2. постановка проблемы, т.е. указание цели решения задачи;
  3. процесс поиска способа решения задачи;
  4. получение результата;
  5. объективация способа или результата решения задачи.

Практическая деятельность по обучению иностранным языкам показала, что использование компьютерного варианта тестирования в качестве средства педагогического контроля повышает эффективность используемых методических приемов, увеличивает коэффициент полезного действия технических средств, оптимизирует управление учебной деятельностью студентов, интенсифицирует учебные занятия, повышает эффективность труда преподавателя и студентов.

Самостоятельная работа:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.021 с.)