Контроль усвоения по результатам воспроизведения и применения знаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль усвоения по результатам воспроизведения и применения знаний.



3.1. Контроль и коррекция преподавателем предметно-речевых умений студента в ходе выполнения контрольной письменной работы.

3.2. Текущий устный контроль усвоения студентом знаний и умений, контроль выполнения домашних заданий, а также заданий, предложенных на занятиях. Студент отвечает с максимальной полнотой, сопровождает ответы рисунками. Студенты слушают друг друга, стараются понять ответы.

3.3. Рубежный итоговый контроль. Преподаватель оценивает устные ответы, знания обучаемых, делает замечания, выясняет в диалоге уровни усвоения знаний, оценивает действия обучаемых, уровни речевой компетенции. Студент аргументировано отвечает, делает записи ответов.

Важно выделить комплекс умений, проверкой сформированности которых можно установить уровень понимания текста. Эти умения в приведенном ниже перечне расположены по степени усложнения продуктов речемыслительной деятельности.

Перечень умений для установления уровня понимания текста

Перечень включает следующие умения:

- трансформировать сообщение в более краткую форму;

- передавать содержание сообщения своими словами;

- упрощать утверждение, выразив мысль иначе, чем в тексте;

- передавать в речи информацию, представленную в графической, формульной, табличной формах;

- кратко выражать, формулировать основную мысль, идею сообщения;

- производить анализ сообщения и делать заключение, выводы, содержащиеся в тексте имплицитно;

- передавать сообщение во внутренней и внешней логике фактов, понятий, идей, включенных в текст сообщения;

- оценивать достоверность выводов;

- высказывать предположение в форме собственного суждения и обосновывать его;

- делать оценку содержательной значимости, достоверности фрагментов информации и сообщения в целом.

Для формирования коммуникативной компетенции в чтении на занятиях по иностранному языку используются условно-коммуникативные и коммуникативные упражнения, объединенные в систему. Условно-коммуникативные упражнения направлены на выработку и совершенствование фонетических, лексических и грамматических навыков. Коммуникативные задания предназначены для развития умений чтения, являющихся показателями сформированности коммуникативной компетенции.

В практическом курсе иностранного языка студенты овладевают приемами самостоятельной работы. Для обучения приемам самостоятельной работы целесообразно использовать алгоритмы управления. В методике преподавания иностранных языков алгоритмом называют регламентированную систему учебных действий, обеспечивающих достижение определенной языковой или речевой цели. Алгоритмы управления могут быть представлены в виде памяток, направленных на осознание обучаемыми способов и последовательности действий, что обеспечивает овладение приемами самостоятельного труда. Учебная задача как единица учебного процесса может быть результативно разрешена только в том случае, если преподаватель умеет сформулировать систему ограничений и предписаний (условий) для решения задачи студентами. Функцию системы ограничений и предписаний может выполнять памятка о последовательности и условиях применения учебных действий.

Памятка для формирования приемов самостоятельного чтения текстов (1 семестр)

1. Приступая к работе, помните, что ваша цель - понять основное содержание текста.

2. Читая текст, постарайтесь понять значение новых слов, не обращаясь к словарю.

3. В процессе чтения найдите для себя ответы на вопросы: кто? где? когда? почему?

4. Прочитайте текст еще раз. Отметьте отрывки, раскрывающие ос­новное содержание текста.

5. Опираясь на содержание текста, мысленно восстановите сюжет (последовательность основных событий).

6. Завершая работу, обдумайте собственное отношение к прочитанному и выразите его кратко в письменной форме.

Предлагая памятку, преподаватель обращает внимание на необходимость осознания цели, условий выполнения работы, дает логическую схему поиска смысла читаемого, показывает приемы выделения основной информации, учит находить ключевые слова-опоры, важные для определения смысловых вех текста, и т.д. С помощью памяток могут формироваться приемы самостоятельной работы по выполнению заданий разного типа (подготовка монологического высказывания, составление конспектов, усвоение лексико-грамматического материала и др.). Содержание памяток находится в зависимости не только от вида речевой деятельности, но и этапа обучения, уровня формируемых умений.

Поскольку рецептивная речевая деятельность предполагает узнавание и понимание языковых единиц, входящих в функционально-связанный текст, формирование лексического минимума требует включение в задания и упражнения лексических единиц, которые могут встретиться в тексте интересующего нас профиля и характеризуются свойством новизны для предполагаемых пользователей.

Формирование лексического минимума включает в себя:

- отбор методом экспертной оценки наиболее важных терминов с ориентацией на соответствующий понятийный тезаурус и основные учебники по специальности;

- установление лексической сочетаемости этих терминов и словообразовательного окружения;

- методическую стратификацию терминов.

В лексическом минимуме по специальности предлагается только такой языковой материал, который студенты обязаны усвоить в обусловленные программой сроки.

Конструирование системы упражнений и заданий, направленных на формирование языковой и речевой компетенции студентов

Всю совокупность этих упражнений можно разделить на предкоммуникативные и коммуникативные. Выполнение предкоммуникативных упражнений позволяет учащимся приобрести знания, существенно важные как для рецепции, так и для продукции иноязычной функционально связанной речи. По своему содержанию предкоммуникативные упражнения являются системно-языковыми, поскольку направлены на отработку и усвоение всех свойств терминов как единиц логоса и лексиса в том объеме и разнообразии, в котором они требуются по программе. Цель коммуникативных упражнений - научение иноязычных пользователей восприятию и осуществлению профессионально обусловленной речевой деятельности.

Кроме традиционных подходов к изучению иностранных языков существует ряд альтернативных методов, которые полностью или частично могут иметь место в преподавании ИЯ в вузе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.009 с.)