Ключевые компетенции и возможные уровни владения ими 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ключевые компетенции и возможные уровни владения ими



Компетенции, обеспечивающие коммуникацию

1. Обсуждение

Первый уровень. Говорить по теме дискуссии. Формулировать свою точку зрения. Задавать вопросы, касающиеся понимания: «правильно ли я понял, что...», «если я правильно понял, то...», «т.е. вы хотите сказать, что...», «вы действительно считаете, что...».

Второй уровень. Определять цели и результаты обсуждения. Выяснять и уточнять смысл используемых терминов и понятий. Приводить аргументы, высказывать мнение и идеи, обмениваться информацией, необходимой для достижения цели дискуссии. Делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения.

Третий уровень. Решать, когда и в какой мере участвовать в обсуждении для достижения своей цели (например, дать сложное объяснение или аргументацию, высказать мнение и идею), учитывая ситуацию (например, настроение группы). Определять намерения говорящего, его цели. Уметь определять контекст коммуникации т.е. почему возникла необходимость в подобной коммуникации. Принимать во внимание гендерные и культурные различия людей, участвующих в дискуссии. Уметь определять основания чужого высказывания (теории, идеи, мотивы, цели). Стимулировать окру­жающих к эффективному участию в дискуссии (например, передавать слово, задавать наводящие вопросы, способствующие развитию темы). Осуществлять рефлексию всего хода дискуссии и своего участия в ней.

2. Выступление

Первый уровень. Сделать короткое выступление на простую тему, заданную преподавателем. Сформулировать свою точку зрения на предложенную тему. Сформулировать несколько аргументов в качестве обоснования своей точки зрения. Оценить, удалось ли раскрыть тему, и обосновать свою точку зрения.

Второй уровень. Определить цель выступления. Подготовить речь - изучить тему, подготовить заметки, отобрать иллюстрации. Структурировать речь (например, обозначая новые утверждения: во-первых... во-вторых...). Использовать иллюстрации, чтобы помочь аудитории понять основную идею вашего выступления (например, схему, рисунок, диаграмму).

Третий уровень. Оценить характер аудитории и выбрать язык и способы представления материала. Подобрать аргументы, адекватные данной аудитории. Подготовить презентацию в электронном виде. Менять способы работы с аудиторией, если они не соответствуют характеру аудитории и сложившейся в ходе выступления ситуации. Осуществлять рефлексию своего выступления, выделяя его сильные и слабые стороны, относительно поставленной цели.

3. Понимание текстов

Первый уровень. Определить тему (фрагменты из книг, газет и журнальных статей). Определить основную идею в простых мате­риалах (фрагменты из книг, газет и журнальных статей). Определить смысл простых текстов, выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание простого текста объемом не более одной страницы. Найти в тексте предложение, наиболее точно отражающее какое-либо человеческое качество – чувство, переживание, характер.

Второй уровень. Определить основную идею литературных и научно-популярных текстов. Выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объемного текста. Найти в тексте предложение, наиболее полно отражающее его содержание. Различать в тексте факты, мнения-интерпретации, оценки. Определять жанровые особенности текста. Осуществлять прогноз развития явления, процесса, ситуации, описанной в тексте.

Третий уровень. Определять адресата текста, т.е. к кому текст обращен. Определять намерения автора (например, по тону, терминологии, структуре текста). Определить цель (цели) написания данного текста, основную идею художественных изображений. Комментировать текст (связно изложить свой смысл - ассоциации, идеи, выводы по поводу прочитанного текста). Распознавать в тексте контекст, подтекст. Определять идею объемного текста (более 3-4 страниц) при его беглом просматривании, вычленяя из него необходимую информацию. Выявлять противоречия, разночтения в тексте. Осуществлять различные виды чтения («просмотровое», «выборочное», «смысловое») Выделять художественные приемы автора текста.

4. Написание текстов (документов)

Первый уровень. Письменно излагать содержание простого текста. Писать конспекты простых текстов. Писать несколько видов простых текстов - реферат; отчет.

Второй уровень. Использовать различные формы представления информации (например, письма, памятки, объемные документы типа отчетов и эссе объемом более трех страниц), втом числе ииллюстрации (например, рисунки, наброски, таблицы, диаграммы). Структурировать материал, чтобы помочь читателю следить за мыслью и понимать основные идеи (разбивать текст на параграфы, вставлять заголовки и подзаголовки). Использовать разные приемы изложения для различных целей (например, различные техники аргументации, техническую терминологию, приложения к отчетам). Соблюдать общие правила орфографии, пунктуации и грамматики (количество допустимых ошибок на одну страницу текста).

Третий уровень. Определять адресата текста (т.е. к кому он обращен). Выбирать стиль письма (текста), соответствующий его адресату или цели написания. Ясно выражать свои мысли в письменной форме, придерживаясь темы, используя доказательства и примеры. Писать тексты разного вида: отчеты, эссе, рефераты, проекты, программы, короткие статьи на заданную тему, а также заявления, пояснительные записки, деловые письма, рецензии. Писать тексты с учетом заданного жанра, «адресности», стиля.

5. Работа с информацией

Первый уровень. Подбирать разную информацию (тексты, изображения, числа) из разных источников для достижения цели (короткого выступления по заданной теме, отчета, самостоятельной работы). Обрабатывать информацию в формате текста, чисел, изображений (например, структурировать информацию, проводить вычисления). Обобщать информацию и делать выводы. Сохранять информацию при помощи электронных файлов, папок и т.п.

Второй уровень. Находить нужную информацию в Интернете и пользоваться электронной почтой. Делать электронные презентации в соответствии со своей целью. Находить информацию, необходимую при написании эссе, проектов и отчетов. Извлекать информацию из графиков, таблиц, диаграмм для разрешения практических ситуаций. Представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм. Осуществлять типологизацию, классификацию анализируемой информации. Вычленять информацию в различных формах.

Третий уровень. Бегло просматривать объемные материалы, такие как учебники, вторичные источники информации, статьи и отчеты, для вычленения необходимой информации (например, для того, чтобы расширить видение предмета, ознакомиться с другими подходами и идеями, найти доказательства). Использовать подходящую дополнительную литературу для того, чтобы понять сложные причинно-следственные связи и получить информацию из текста или изображения (для этого, например, обратиться к базам данных, к другим текстам, к коллегам). Сравнивать подходы, признавать обоснованные мнения и отличать их от предубеждений. Определять намерение автора по тому, как преподносится информация. Отличать факты и мнения, субъективное от объективного.

Синтезировать полученную информацию (например, в отчетах и презентациях давать свою собственную интерпретацию предмета, основанную на сведении различной информации).

Организационная компетенция:

Первый уровень. Ч етко понимать поставленную преподавателем цель работы. Определить, что необходимо сделать для достижения поставленных целей (например, создать что-либо, оказать услугу, реализовать проект), в том числе: решать простые задачи; найти или подготовить необходимые ресурсы (например, материалы, оборудование, инструменты, помощь со стороны); определить крайние сроки выполнения работы. Понимать свои личные обязанности (например, что должен и чего не должен делать).

Второй уровень. Определить цели совместной работы (предло­жить свои и обсудить, выработать в совместном обсуждении). Определить задачи, ресурсы и сроки достижения целей. Обменяться информацией для прояснения ответственности: задавать вопросы для выяснения того, что хотели бы делать остальные. Установить рабочие соглашения с коллегами. Поддерживать совместную работу.

Третий уровень. Планировать работу, согласовывая цели, обязанности и координируя рабочие соглашения. Высказывать предложения, прислушиваться к мнению окружающих, чтобы выработать реалистичные цели совместной работы (например, цели команды, группы или организации). Определить ресурсы, сроки и действия по достижению целей (например, разбить работу на легко решаемые задачи, определить приоритетные задачи и крайние сроки достижения результата, предоставления услуг, проведения мероприятия). Поддерживать плодотворные рабочие отношения в процессе выполнения работы. Согласовать обязанности, в том числе на основании соответствующих свидетельств.Оперативно анализировать ход работы и согласовывать способы дальнейшего усовершенствования совместной работы. Обсуждать с группой итоги работы. Давать возможность высказаться всем членам группы. Определить, достигнут ли желаемый результат. (Если нет, то почему.) Уметь анализировать, а не оценивать («хорошо - плохо») совместную деятельность группы и деятельность каждого из участников, в том числе и свою.

Умение учиться

1. Формулирование намерений

Определить мотивацию своего обучения.

Сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели обучения (самоутверждение, карьерный рост, повышение личного статуса, интерес). Убедиться, что поставленные цели действительно отражают ожидаемые образовательные результаты.

2. Планирование

Определить способы достижения результатов обучения.

Использовать различные источники информации для того, чтобы определить способы достижения необходимых результатов в выбранной сфере.

Определить критерии достижения намерений.

Определить состав и порядок действий по достижении целей. Выделить наиболее приоритетные.

Спланировать время достижения краткосрочных и долгосрочных целей.

Определить, к кому можно обратиться за помощью.

Определить возможные трудности и альтернативные направления деятельности.

3. Анализ достижений и процесса обучения

Определять степень обученности (например, знание предметов, компетенции, включая ключевые, новые методы работы).

Определять способы обучения (например, использованные методы, стили обучения).

Определять реализованные намерения, подтверждения достижений, пути дальнейшего повышения результативности деятельности.

Получить обратную связь, касающуюся качества достижений.

Продемонстрировать достижения в какой-либо деятельности.

Обслуживающие компетенции: планирование, работа с информацией, понимание текстов, рефлексия и анализ.

Решение проблем

Первый уровень. П онять поставленную задачу, кратко изложив ее суть. Определить, по крайней мере, один способ ее разрешения. Спланировать и применить способ решения данной задачи. Оценить результативность ее решения.

Второй уровень. Определить проблемную ситуацию; описать ее основные характеристики. Определить несколько способов ее разрешения. Обосновать выбранный способ решения проблемы. Планировать реализацию выбранного способа решения и корректировать его в ходе реализации. Проанализировать весь ход решения проблемы и оценить эффективность выбранных способов.

Третий уровень. Определить, в какой области находится проблема – организационной, личной, технической, правовой и т.д. Найти различные подходы к ее решению. Выстроить стратегию решения подобных проблем. Выявить сильные и слабые стороны выбранной стратегии решения проблем. Представить результаты, делать выводы и защищать выбранную стратегию и план ее реализации в ходе профессиональной дискуссии.

Применение компетентностного подхода требует радикального изменения профессионального сознания преподавателей и образовательных мотиваций студентов. Но и результат обещает быть достойным: академические знания перестанут быть мертвым грузом разрозненных сведений. Вместо них студенты овладеют системой средств для решения практических проблем и разрешения жизненных ситуаций.

Нестандартные занятия

 

Термин «нестандартные занятия» появился в отечественной педагогике с середины 70-х гг. прошлого века, когда обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям. На обострение проблемы массовая практика отреагировала импровизированными учебными занятиями, имеющими нетрадиционную структуру. Мнения педагогов по поводу этих форм расходятся. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации педагогики. Другие считают их опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением преподавателей под напором не умеющих серьезно трудиться студентов.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов «нестандартных занятий». Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Нестандартные занятия:

1.Деловая (дидактическая) игра.

2.Пресс-конференция

3.Соревнование

4.КВН

5.Театрализованное занятие

6.Компьютерное занятие

7.Групповая форма работы

8.Проект

9.Взаимообучение студентов

10.Аукцион

11.Творческий отчет

12.Конкурс

13.Ток-шоу

14.«Суд»

15.Концерт

16.Ролевая игра

17.Конференция

18.Интегрированное занятие

19.Экскурсия

20. Структура занятия и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Не форма ведет за собой содержание, а содержание определяет форму.

Нестандартное занятие имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и форму, которые вызывают, прежде всего, интерес студентов, развитие их творческого потенциала, способствующее их оптимальному развитию и воспитанию.

Для нестандартных занятий характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности студентов.

Классификация нестандартных занятий (по Фицуле М.М.)

- Интегрированные занятия, на которых материал нескольких тем дают блоками (В.Шаталов.);

- Межпредметные занятия, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов;

- Театрализированные занятия, которые проводят в пределах учебной программы, отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию;

- Суггестопедические занятия, которые ещё не приобрели широкого распространения, поскольку механизм действия подсознания пока еще технологически не разработан относительно педагогики и отдельных методик;

- Занятия с разновозрастным составом студентов, что предусматривает передачу блоками материала, что по программе изучается на разных курсах.

Формула эффективности занятия включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированное, недостаточно продуманное, наспех спроектированное и не согласованное с возможностями студентов занятие качественным быть не может. Подготовка занятия – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке преподавателя к занятию выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).

Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения занятия: возможностей студентов, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры занятия, – а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе – на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариан­тов проведения будущего занятия и выбор из них оптимального по принятому критерию.

Проектирование (планирование) – это завершающая стадия подготовки занятия, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью студентов. Программа управления – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т. д. Программа управления отличается от традиционного плана занятия четким, конкретным определением управляющих воздействий.

Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты занятия. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего занятия. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий.

Новые формы работы позволяют реализовать все ведущие функции обучения: воспитательную, образовательную и развивающую на основе личностно-ориентированного подхода, когда преподаватель не просто с предметом идет к студентам, а со студентами – к предмету.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.041 с.)