ТОП 10:

Докт. филол. наук, проф. Гарифуллин В.З.



Докт. социол. наук, доц. Ясавеев И.Г.

Дорощук Е.С.

Основы теории журналистики:сетевое учебно-методическое пособие для студентов отделений журналистики, обучающихся по направлению 031300.62 – Журналистика / Науч. редактор Е.С. Дорощук. – Казань: Казан. ун-т, 2012. - 152 с.

 

Сетевое учебно-методическое пособие включает методические указания, программы и планы семинарских и практических занятий, лабораторный практикум, тезисы лекций и диагностический материал по курсу «Основы теории журналистики».

Используя системно–целевую индивидуализацию в изучении теоретических основ журналистики, автор предлагает для самостоятельного изучения ряд тем курса, обозначенных в системе специальных исследовательских заданий, включенных в пособие. Они снабжены сценариями самостоятельной работы студента в ходе знакомства с проблематикой курса, что позволит оптимизировать теоретико-практическую подготовку студентов.

Для студентов, аспирантов и преподавателей отделений и факультетов журналистики.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Прогресс, чего бы он ни касался, - это не просто новое,

а наилучшее из того, чего мы достойны

Лопе де Вега

 

Курс «Основы журналистики» занимает важное место в теоретико-практической подготовке будущих журналистов. Приобретаемые в процессе его изучения знания являются основой для последующего совершенствования студентов как профессионалов в области массовой информации.

Основная цель курса - формирование представления об особенностях и закономерностях журналистской деятельности, которые включают особенности массовой информационной деятельности в журналистике, системный характер ее функционирования в социальной среде, правовые и этические аспекты свободы журналистики, основы творческой деятельности журналиста в современных условиях развивающегося глобального мирового информационного пространства. Журналистика определяется как процесс и как результат профессиональной деятельности по созданию, распространению и хранению массовой информации, воздействию на массовое сознание и формированию общественного мнения.

Данная цель определяет задачи курса:

- сформировать у студентов знания, необходимые будущему журналисту как специалисту в области информационной деятельности;

- дать многоаспектную характеристику журналистики как области массово-информационной деятельности, системы средств массовой информации, социального института;

- рассмотреть закономерности существования журналистики на разных этапах ее развития;

- показать особенности деятельности и личности журналиста в контексте публичных коммуникаций;

- вооружить студентов методами исследования профессиональной деятельности журналиста и в целом журналистики как системы;

- заложить основы информационной культуры будущего журналиста;

- помочь студентам сформировать представление о профессии и стимулировать их саморазвитие.

В структуру курса органично вписывается специальный практикум «Теория и практика массовой информации», цель которого – развить у студентов компетентность в области исследования массово-информационной деятельности на разных этапах профессионального познания. Он разбит на мини-практикумы, содержащие альтернативные формы самостоятельной и лабораторной работы студента. Выполнение практических заданий будет способствовать развитию личности студента как будущего журналиста и активизации его профессионального самоопределения.

В основе изучения журналистики как системы управления информационными процессами в обществе лежит философский, психологический и социологический анализ практической деятельности этой системы, ее современного состояния и исторической теории и практики.

«Основы теории журналистики» – это курс, в котором представлены основные понятия теории журналистики, он включает в себя пять крупных тематических модулей, основанных на специальных подсистемах понятий и категорий, представляющих весь спектр деятельности СМИ на современном этапе.Каждый модуль поделен на подпункты, которые ложатся в основу формулировки темы изучения. Таким образом, в структуре темы могут содержаться от одного до шести подпунктов в зависимости от степени значимости. Это – основа механизма построения теоретического и практического разделов курса. Модули и подпункты представлены в программе курса, а основные темы – в лекционно-практическом комплексе.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

· Понимать специфику журналистской деятельности как массово-информационной деятельности и социального института и условия и особенности ее взаимодействия с другими социальными институтами.

· Обладать теоретическими знаниями о законах функционирования журналистики, а также о сущности массово-информационной деятельности, функциях журналистики, социальной позиции и ответственности журналиста, об условиях свободной деятельности журналиста и СМИ, факторах эффективного взаимодействия с аудиторией и особенностях творческой деятельности журналиста, специфике и взаимодействии прессы, радио и телевидения.

· Ориентироваться в широком спектре разноплановых изданий и программ, существующих в современной системе СМИ России и региона.

Содержание каждого раздела – модуля курса включает конспективное изложение основных теоретических положений; описание методики проведения занятий по данному направлению; диагностический материал; методические указания для самостоятельной работы студента; мини-практикум; список литературы для углубленного изучения темы. Методика проведения большинства занятий, представленных в учебно-методическом комплексе апробирована автором в течение 15 лет преподавания курса на отделении журналистики Казанского государственного университета.

По проблемам курса студенты пишут рефераты и курсовые работы, проводят проектные исследования. Курс завершается экзаменом.

 

 

РАЗДЕЛ 1.

ФОРМЫ, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ СТУДЕНТУ

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.007 с.)