ТОП 10:

Типы и виды информации в журналистском тексте



 

Задание:определить типы и виды информации в журналистском тексте, обеспечивающие его информативность с точки зрения семиотического подхода.

Цель работы:сформировать навыки и умения оценки журналистской информации на основе анализа информативности материалов СМИ.

Задачи:

а) освоить слагаемые информативности журналистского материала;

б) рассмотреть типы и виды журналистской информации, обеспечивающие информативность материала;

в) провести типовой и видовой анализ информации в журналистском тексте;

г) составить информативную модель журналистского текста.

 

Алгоритм работы

1. Выберите два журналистских материала, объемом не менее 300 строк, опубликованных в общественно-политической газете или журнале. Прочитайте их внимательно и оцените типы информации по различным аспектам (прагматическому, синтаксическому и семантическому).

2. Составьте карточку анализа по образцу. Вверху карточки пишется название материала, автор, место и время выхода. Характеристики информации обозначаются соответствующими индексами.

3.Прочитав текст, оцените прагматические его показатели по пятибалльной системе. Заполните первую колонку карточки

4.Оцените текст по абзацам: в каждом на полях проставьте обозначение вида информации, который содержится в данном абзаце. Это анализ семантического аспекта и выделение элементов сообщения. Виды и типы информации, и их обозначения даны в таблице 2.5. Заполните вторую колонку карточки.

5.Исходя из выделенных элементов в п.2 составьте формулу текста, которая отражает порядок расположения элементов в материале. Это синтаксическая характеристика текста. Заполните третью колонку.

6. Сделайте выводы, в которых отразите основные характеристики текстов, в соответствии с наличием тех или иных выделенных вами элементов информации:

 

 

Карточка анализа

Автор Название материала Наименование СМИ, в котором опубликован материал и дата выхода
Прагматический аспект Семантический аспект Синтаксический аспект
Д-декодируемость - 4 Н-небанальность - 3 Р-релевантность - 4 n описание + n оценка + n предписание+ n норма -   S= dddvdpn (Формула текста)

 

 

Таблица 2.5

Характеристики информации в журналистском тексте

Характеристики Содержательные компоненты
С Е М И О Т И Ч Е С К И Й П О Д Х О Д
Прагматический аспект (греч. Pragma - дело, действие). Эффективность информации, восприятие, важность и полезность для аудитории - прагматическая адекватность. Условия информативности: декодируемость - понятность, доступность; небанальность - новизна, оригинальность; релевантность - общезначимость, важность для аудитории, степень соответствия ее потребностям и интересам.
Семантический аспект (греч. Semantikos - обозначаемое значение.) Связан со значением, содержанием, смыслом информации - семантическая адекватность. Структурные элементы информации: · дескриптивная-описательная - D; · прескриптивная-предписывающая - P; · валюативная-оценочная - V; · нормативная-указывающая на способ действия – N.
Синтаксический аспект ( греч. Sintaktikos - cтоящий по порядку, приводящий в порядок.) Связанный с соотношением элементов внутренней структуры информации, в частности, элементов семантического аспекта.

Контрольные вопросы для самопроверки

1.Что такое информация?

2. В чем особенности информации, и ее свойства?

3. Что такое сообщение и в чем его отличие от информации?

4. Какова специфика журналистской информации?

5. Особенности определения «массовая информация».

6. Почему журналистскую информацию называют социальной?

7. Каковы признаки массовости в журналистской информации?

8. Что такое условия информативности в журналистском тексте?

9. Каковы аспекты семиотики?

10. Каковы тенденции развития массовой информации?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2002.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2008.

 

Тема 4. Информационный процесс в журналистике







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.006 с.)