ТОП 10:

ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ»



МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Введение

Предмет и задачи курса, его структура. Современное состояние теории журналистики. Основы журналистики как отрасль теории журналистики. Понятие «журнализма». Место теоретического курса по журналистике в системе общих и специальных курсов, вертикальные и горизонтальные связи, междисциплинарные и межкурсовые взаимодействия.

Литература, методические рекомендации и практико-теоретические основы подготовки к изучению курса.

Возникновение журналистики

Исторические условия возникновения журналистики: социально-политические реформы общества. Предпосылки появления средств массовой информации. Пражурналистские явления. Гуттенберг: история и легенды. Подвижные литеры и типографская краска. Вклад народов мира в развитие и становление системы печати. Основные этапы распространения печати. Развитие массовой прессы.

МОДУЛЬ 2. МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

 

Массово-информационная деятельность в системе СМК

Понятие информации. Виды и свойства информации. Формы существования. Информационное поле. Типологические характеристики информации. Сопоставительная характеристика информации и сообщения.

Журналистская информация как один из видов социальной информации. Виды и формы журналистской информации, особенности ее поиска, хранения, распространения и восприятия. Свойства журналистской информации.

Массовая информация – основное понятие теории журналистики

Массовая информация. Формы существования и принципы подачи массовой информации. Массовая культура и массовая информация: жанры, виды и формы. Методы воздействия массовой информации. Критерии определения журналистской информации и журналистского сообщения: социально-политический, идеолого-этический и психологический.

Информационный процесс. Структура. Понятие субъекта информационного процесса и журналистской деятельности. Модели информационных процессов. Массовый коммуникационный процесс как один из типов информационного процесса.

Семиотический подход к изучению информационного процесса в СМИ: синтактика, семантика и прагматика процесса, основные положения и понятия семиологии.

Тенденции развития массовой информации в условиях информационного общества

Информационное общество как тип постиндустриального общества. Его характеристики: взаимодействие «первой» и «второй» природы; движение информации; характер производства и т.д. Информация и творчество как главные факторы развития и существования новых систем информационного общества (А.Тоффлер). Умение логично мыслить, легкое оперирование абстракциями, свободное взаимодействие в мире образов и символов – признаки информационного общества. Новые требования к представителям информационного общества.

Процессы монополизации, концентрации в области печати. Империи новостей как форма существования средств массовой информации. Глобализация как признак современной системы по производству и распространению массовой информации. Глокализация в современной практике СМИ. Дигитализация и конвергенция как способы существования современной журналистики.

МОДУЛЬ 3. ЖУРНАЛИСТИКА И ПОЛИТИКА

 

Общественно-политические особенности журналистики

Общество – система управления – журналистика: проблемы взаимодействия понятий и категорий. Типы обществ: сравнительная характеристика. Гражданское общество и правовое государство. Роль журналистики в правовом государстве и гражданском обществе.

Факторы социального управления: журналистика как один из них.

Функции журналистики

Понятие функции применительно к журналистике, общая характеристика функций журналистики, как самоорганизующейся системы.

Типологические характеристики функций журналистики: идеологические, культурно-образовательные, рекламно-справочные, рекреативные, непосредственно-организаторские и др. функции. Система функций журналистики, точки соприкосновения, антропологические и онтологические характеристики.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.004 с.)