Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совесть и честь в критической работе⇐ ПредыдущаяСтр 78 из 78
Совершенно ясно, что подобные нормы человеческого поведения, как совесть и честь, не могут быть каким-либо образом регламентированы. Эти качества во многом определяются врождённым набором душевных качеств, отчасти на них можно воздействовать посредством воспитания, образования, соответствующих жизненных примеров и эмпирического опыта, но вменить их «сверху» вряд ли возможно. Мы можем рассчитывать и надеяться только на то, что в том или ином профессионале в момент принципиального выбора воспреобладают порядочность и достоинство, а не принцип ролевого поведения, соображения практической выгоды и биологические рефлексы (такие, как малодушие, чувство самосохранения, личный интерес и т. п.). Более того, довольно регулярно в критических выступлениях мы обнаруживаем либо следование привычным лекалам, либо стремление к поиску компромисса, либо половинчатость или недоговорённость; вот почему случаи, когда критик поражает нас своей прямотой, мужеством и высокопрофессиональным подходом к делу, не так уж и часты. Но тем ценнее встречаться с его бескомпромиссным, самозабвенным, творческим служением своей профессии. Как уже не раз упоминалось, говорить полную правду, выходить с открытым забралом, идти в своих оценках и выводах до конца – часто требует настоящего мужества и сродни подвигу. И в этом отношении принятие решения оставаться самим собой в острой проблемной ситуации сродни тем поступкам творческих людей, которые безбоязненно выступали за правду, добро и красоту даже там, где это было сопряжено со смертельной опасностью. В 1910 году классик белорусской литературы Янка КУПАЛА (Иван Доминикович Луцевич, 1982–1942) написал поэму «Курган». Её сюжет достаточно прост, но имеет отношение к предмету нашего разговора. В давние времена в белорусском Полесье жил злой и высокомерный князь, который своей жестокостью тиранизировал подданных. Однажды, на свадебном пиру в честь своей дочери для увеселения гостей ему вздумалось пригласить известного в округе гусляра. Искусство старого сказителя обладало удивительной силой: соплеменники утверждали, что во время его вдохновенных песнопений стихала вся природа: замирали лесные звери, замолкали птицы, не шумели листвой деревья, а в дальней чаще леса расцветал волшебный цветок папоротника.
Доставленному в роскошный княжеский дворец гусляру было поставлено жёсткое условие: если его выступление понравится гостям, в награду его гусли будут наполнены золотыми или серебряными дукатами; если же его песня будет «не под мысль» (не по нраву) кому-то из присутствующих, то певец получит «конопляную заплату», что можно понимать как верёвку для виселицы. Поставленный перед такой предельно чётко сформулированной дилеммой, после недолгих раздумий седой гусляр ударил по струнам. Однако вместо сладкоголосых гимнов и лирических рулад владетельный князь и его гости услышали из уст народного певца гневную отповедь: «Гэй ты, князь! Гэй, праслаўны на цэлы бел свет, Не такую задумаў ты думу, – Не дае гуслярам сказу золата цвет, Белых хорамаў п'яныя шумы.
Скурганіў бы душу чырванцом тваім я; Гуслям, княжа, не пішуць законаў: Небу справу здае сэрца, думка мая, Сонцу, зорам, арлам толькі роўна…»[307] Тот прямо обвинил его в беззакониях и преступлениях, казнях и пытках безвинных людей, выкрикнул слова обвинения в том, что «властный владар» наслажается богатством и роскошью за счёт ограбленных и униженных им простых поселян. Песня оборвалась. Кажется, последний ход в этой роковой партии остаётся за князем: Я па-князеўску ўсім і плачу, і люблю! Ты не хочаш дукатаў – не трэба!.. Узяці старца і гуслі жыўцом у зямлю! Знае хай, хто тут пан: я – ці неба![308] Оскорблённый и взбешённый владыка приказывает своим приспешникам схватить старца и вместе с гуслями живьём зарыть в землю. Воля князя исполнена. На месте казни славного и отважного гусляра вырастает огромный холм – курган, который становится символом народной памяти о несправедливом суде над словом правды и преступлении, которому не может быть прощения. Но на этой трагической ноте всё не кончается. Проходят годы и века, и в народе рождается легенда о том, что раз в год ночью из кургана выходит седой старик, строит струны своих гуслей и заводит таинственную, загадочную песню. Народная молва гласит: если кто-то сумеет внять словам бессмертного гусляра, тот навсегда обретёт покой и благодать. Заключительная строфа поэмы звучит так:
Кажуць, каб хто калі зразумеў голас той, Не зазнаў бы ніколі ўжо гора... Можна тут веру даць, толькі слухаць душой... Курганы шмат чаго нам гавораць[309]. Очевидно, перевод тут не требуется. Легендарный сказитель проявил несгибаемость и железную волю, высказал всё, что было у него на сердце, не «скурганил» своей души и ценой жизни обрёл всенародное признание и бессмертие. Честь и совесть творца остались неприкосновенными. Этот кажущийся простым сказочный образ есть возможность трактовать по-разному. Можно интерпретировать его как постановку остросоциальной проблемы: катастрофическое неравенство людей, несправедливость жизненного устройства и необходимость для творческого человека – быть на стороне людей, которые подвергаются жестокому прессингу со стороны сильных мира сего. Но это не единственное истолкование (заметим, что поэма была создана за семь лет до буржуазно-демократической и социалистической революций в России). Имеет право и «пушкинская» интерпретация поэмы Я. Купалы: поэт, чьё вдохновение сродни солнцу, звёздам и орлам, сам избирает предмет для своих песнопений: ни толпа, ни власть не могут задавать направление его творческой интенции. Но для предмета теории литературной критики наиболее существенным будет следующее понимание этого многозначного образа: за время существования литературы было создано море произведений, написаны и изданы целые горы, курганы книг. И критик, приступающий к литературным раскопкам, должен помнить о том, что в глубине этого кургана находится живой вдохновенный певец, а поэтому исследовательские работы необходимо проводить с максимальной осторожностью и бережностью. Этот подход и станет проявлением его профессиональной чести и совести. Заключение Размышляя о сути и назначении литературно-критической деятельности, необходимо сделать несколько достаточно уверенных выводов: · Литературная критика является специфическим, но равноправным родом литературы, находящемся на стыке художественного и научного мировосприятия. · Она возникла на самых ранних стадиях развития творчества, прошла ряд значимых этапов, видоизменялась, эволюционировала, и имманентно сопутствует культурному прогрессу. · Эта форма общественного сознания находится в тесном контакте со многими другими гуманитарными областями знания, занимая в общей системе своё определённое место. · Критика призвана выполнять широкий круг эстетических, общественных и идеологических функций: рассмотрение, анализ, оценка и интерпретация литературного произведения; просвещение и информация общества; организация литературного процесса; выстраивание культурных иерархий и участие в эстетических спорах; влияние на общественные настроения и нравственное состояние общества и др. · Человек, становящийся литературным критиком, берёт на себя ряд существенных обязанностей, в том числе, и этических – например, быть независимым, объективным, осведомлённым, внимательным арбитром в эстетических спорах, знать и учитывать особенности человеческого восприятия и индивидуальной психики; · С профессиональной точки зрения, критик обязан понимать психологию людей, обладать достаточным уровнем образования, квалификации, технической оснащённости, гибкостью и разнообразием в выборе средств – безусловно, при наличии соответствующих литературных способностей;
· На вооружении литературного критика есть множество методологий, способов и приёмов, которые можно использовать в рамках существующих и вновь возникающих жанров; · Самореализация литературно-критической деятельности происходит посредством его сотрудничества с издательствами, печатными и иными средствами массовой информации, поэтому он должен знать особенности их функционирования; · Будучи вовлечённой в систему государственного и общественного устройства, критика входит в соприкосновение с различными административными и социальными структурами, а следовательно, обязана учитывать их интересы, запросы и пожелания; · Индивидуальное владение художественным словом и другими секретами профессионального мастерства – непременная обязанность и долг литературного критика; это качество делает его выступления справедливыми, убедительными и авторитетными, а сам он приобретает значение фигуры, занимающей существенное место в исторической ретроспекции и современном литературном ландшафте. Исходя из всего этого, критик может и должен занять подобающее ему высокое положение в современной цивилизационной модели, которая, естественно, постоянно развивается, видоизменяется и эти изменения с необходимостью нужно правильно воспринимать, влиять на них, принимать и утверждать благотворные тенденции и отсеивать очевидно вредоносные. Если эта, отнюдь не кажущаяся невыполнимой программа будет успешно реализована, то свою магистральную задачу критик может считать решённой.
[1] Г ё т е И.В. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. М., Художественная литература, 1980. С. 424. [2] П у ш к и н А.С. О литературе. Избранное. М., Детская литература, 1977. С. 108. [3] Б е с т у ж е в – М а р л и н с к и й А.А. / Декабристы. Антология в двух томах. Т. 2. Л., Художественная литература, Ленинградское отделение, 1975. С. 402. [4] Б е л и н с к и й В.Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. М., Художественная литература, М., 1976. С. 258. [5] Там же. С. 259. [6] К у л е ш о в В.И. История русской критики XVIII – начала ХХ веков. М., Просвещение, 1984. С. 3. [7] К а р а м з и н Н.М. Избранные статьи и письма. М., Современник, 1982. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 143.
[8] Г о н ч а р о в И.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 8. М., Художественная литература. С. 24. [9] Р о з а н о в В.В. Опавшие листья. Короб второй и последний. М., С.. [10] Ж у к о в с к и й В.А. Эстетика и критика. М., Искусство, 1985. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 220. [11] Э й х е н б а у м Б.М. О литературе. М., Советский писатель, 1987. С. 109. [12] Г р и г о р ь е в А.А. Искусство и нравственность. М., Современник, 1986. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 44. [13] С о м е р с е т М о э м У. «Тайны ремесла» и магия слова / Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 346. [14] Ж у к о в с к и й В. А. Эстетика и критика. М., Искусство, 1985. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 218. [15] Ж у к о в с к и й В. А. Эстетика и критика. М., Искусство, 1985. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 220.
[16] Э л и о т Т.С. Назначение критики / Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. С. 284. [17] П о т е б н я А.А. Эстетика и поэтика. М., Искусство, 1976. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 410. [18] К о ж и н о в В.В. Судьба России. М., Молодая гвардия, 1990. – (Свободная трибуна). С. 70. [19] М е р е ж к о в с к и й Д.С. [20] Д о р о ш е н к о Н.И. Выстроить иерархию имён. В сб. Новый реализм: за и против. Материалы и дискуссии последних лет. М., Издательство Литературного института им. А.М. Горького. М., 2007. С. 64. [21] Г а д а м е р Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 304. [22] Х о р у ж и й С.С. Вместо послесловия. В кн. Джойс Дж. Улисс. М., Республика, 1993. С. 650-652. [23] Б р о д М. Узник абсолюта. М., Центрполиграф, 2003. – (Великие имена). С. 203. [24] П е т р о в с к и й М.С. Книги нашего детства. М., Книга, 1986. – (Судьбы книг). С. 27-28. [25] Соловьёв В.С. Литературная критика. М.., Современник, 1990. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 37. [26] Б ё л л ь Г. Опыт о разуме поэзии. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5. М., Художественная литература, 1996. С. 471. * Содержание второго и третьего разделов даются в реферативном объёме, так как более подробно этот материал изучается в курсах «История русской литературной критики» и «История зарубежной критики». [27] П л а т о н. Избранные диалоги. М., Художественная литература, 1965. – (Библиотека античной литературы). С. 261-262. [28] Там же. С. 272. [29] У ж а н к о в А.Н. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. М., Академика, 2014. С. 82-83. [30] Средневековый роман и повесть. М., Художественная литература, 1974. – (Библиотека всемирной литературы). С. 262. [31] Там же. С. 312. [32] Там же. С. 330. [33] Там же. С. 403. [34] Там же. С. 350. [35] Д а н т е Алигьери. Новая жизнь. М., С. [36] Л е с с и н г Г.Э. Избранное. М., Художественная литература, 1980. С. 383. [37] Там же. С. 388-389. [38] Л е с с и н г Г.Э. Избранное. М., Художественная литература, 1980. С. 390. [39] Там же. [40] Д е р ж а в и н Г.Р. Евгению. Жизнь Званская.
[41] К а н т И. Критика чистого разума. М., Мысль, 1994. – (Философское наследие). С. 8–9. [42] К р и в ц у н О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 101. [43] Г ё т е И.В. «La Guzla». Poésies illiriques / Собрание сочинений в десяти томах. М.: Художественная литература. 1980. Т. 10. С. 414. [44] Г ё т е И.В. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. М.: Художественная литература. 1980. С. 424-425. [45] А н и к с т А. Комментарии / Гёте И.В. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Художественная литература. 1980. Т. 10. С. 443. [46] Цит. по: В а к е н р о д е р В.-Г. Фантазии об искусстве. М., Искусство, 1977. С. 209. [47] Декабристы. Антология в двух томах. Т. 2. Л., Художественная литература, Ленинградское отделение, 1975. С. 383-384. * Собств. «De origine, natura et fatis Poёseos, quae Romantica audit» (лат.). [48] Д р у ж и н и н А.В. Прекрасное и вечное. М., Современник, 1988. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 192-193. [49] Т ю т ч е в Ф.И. Последний катаклизм / Стихотворения. Письма М., Современник, 1978. – (Классическая библиотека «Современника»). С. 45. [50] Б о р х е с Х.Л. Проза разных лет. М.: Радуга, 1984. – (Мастера современной прозы). С. 57. [51] С е н т – Б ё в Ш.–О. Дидро / Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. С. 109. [52] С е н т – Б ё в Ш.-О. Дидро / Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 117-119. [53] Л о м б р о з о Ч. Гениальность и помешательство. М., РИПОЛ классик, 2006. С. 23. [54] Э л и о т Т. С. Границы критики / Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М., ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. С. 298. [55] С е н т – Б ё в Ш.-О. Франсуа Вийон / Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 491-192. [56] С е н т – Б ё в Ш.–О. Франсуа Вийон / Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 478. [57] Б р ю н е т ь е р Ф. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Издательство Московского университета. Составитель Г.К. Косиков, 1987. – (Университетская библиотека). С.??? [58] Г р и г о р ь е в А.А. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1980. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 90. [59] Цит. по: Часть общепролетарского дела. Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях. М., Современник, 1981. С. 38. [60] Л е н и н В.И. Полное собрание сочинений. Т. 41. С. 462. [61] Цит. по: Часть общепролетарского дела.Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях. М., 1981. С. 83 [62] Цит. по: Часть общепролетарского дела.Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях. М., 1981. С. 71. [63] Там же. С. 310. [64] Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1956. С. 502. [65] Часть общепролетарского дела.Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях. М., 1981. С. 310-311.
[66] Ф р е й д З. О психоанализе / Психология бессознательного. М., Просвещение, 1990. С. 358. [67] М ё р д о к А. Сон Бруно. Чёрный принц: Романы. М.: Радуга, 1991. С. 434-435. [68] Ю н г К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. – (Страницы мировой философии). С. 268. [69] Там же. С. 267. [70] Ю н г К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. С. 269. [71] Там же. С. 270. [72] Цит. по: Конст. Федин Собрание сочинений в двенадцати т омах. Т. 10. М.: Художественная литература, 1986. С. 82-83. [73] Э л и о т Т. С. Назначение критики / Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. С. 277. [74] С а р т р Ж.-П. Стена: Избранные произведения. – М., Политиздат, 1992. С. 451. [75] Б р о д с к и й И. А. Часть речи. М.: Художественная литература, 1990. С. 126. [76] П о л я к о в Ю. М. Писатели и пипы // Литературная газета, 2005, № 52. [77] Г у д и н г Д., Л е н н о к с Дж.Мировоззрение. Человек в поисках истины и реальности. Ярославль, 2004. С. 352.
[78] К а з н а ч е е в С. М. Новый реализм: вчера и сегодня. Основной доклад / Новый реализм: за и против. Материалы писательских конференций и дискуссии последних лет. М., 2007. С. 87. [79] К а р а м з и н Н. М.. Избранные статьи и письма, М., Современник, 1982. С. 39. [80] Л а р о ш ф у к о Ф. де. Максимы / Паскаль Б. Мысли, Лабрюйер Ж. Характеры. М., Художественная литература. – (Библиотека всемирной литературы). С. [81] П у ш к и н А.С. О литературе. Избранное. М., Детская литература, 1977. С. [82] Ж у к о в с к и й В.А. Эстетика и критика. М., Искусство, 1985. С. 218. [83] К и р е е в с к и й И. В. Критика и эстетика. М., Искусство, 1979. С. 334. [84] М и х а й л о в А. В. «Приготовительная школа эстетики» Жан-Поля – теория и роман / Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 7. [85] Ж а н – П о л ь. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 49. [86] Ж а н – П о л ь. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 52. [87] Л и х т е н б е р г Г. К. Афоризмы. М.: Наука, 1964. – (Литературные памятники). С. 113; 122. [88] К а р а м з и н Н.М. Речь, произнесённая на торжественном собрании Императорской Российской Академии / Избранные статьи и письма. М., Современник, 1982. – (Библиотека «Любителям российской словесности». Из литературного наследия). С. 143. [89] Ч е с т е р т о н Г. К. О вкусах / Писатель в газете. М., Прогресс, 1984. – (Зарубежная художественная публицистика и документальная проза). С. 237. [90] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М.: Современник, 1973. (Библиотека «О времени и о себе»). С. 385-386. [91] Там же. С. 386. [92] Белинский В.Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1978. Т. 3. С. 14-16; 27, 34. [93] К а р а м з и н Н. М. Карамзин Н.М.: Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 143. [94] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти тт. Т. 2, М.: Художественная литература, 1977. С. 241-242. [95] Х о м я к о в А. С. Хомяков А.С. О старом и новом, М., Современник, 1988. С. 298. [96] Б у а л о Н. Поэтическое искусство. М., Государственное издательство художественной литературы. 1957. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 99. [97] Михайловский Н.К. Сочинения, Т. 6. СПб, Издательство А.Я. Панафидина, 1984. С. 69-70. [98] П ь е ц у х В. А. Вечная тема. О нашей жизни и литературе. М.: Глобулус; НЦ ЭНАС, 2005. С. 7. [99] Там же. С. 12. [100] Там же. С. 44. [101] Там же. С. 76. [102] Там же. С. 79-80. [103] Г о г о л ь Н. В. Собрание сочинений в томах. Т. 7. М.: Правда. – (Библиотека «Огонёк». Отечественная классика). С. 58-59? [104] Х е м и н г у э й Э. Праздник, который всегда с тобой / Собрание сочинений в томах Т. М.: С. [105] Г у м и л ё в Н.С. Письма о русской поэзии. М.: Современник, 1990. С. 215. [106] М а н д е л ь ш т а м О. Э. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. С. 248. [107] Т о л с т о й Л. Н. Собрание сочинений в двадцати томах. Т. 15. М.: Художественная литература, 1964. С. 290. [108] Там же. С. 291. [109] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М.: Современник, 1973. – (Библиотека «О времени и о себе»). С. 387-388. [110] М а н д е л ь ш т а м О. Э. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. С. 113. [111] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М.: Современник, 1973. С. 416. [112] Б и т о в А. Г. Статьи из романа. М.: Советский писатель, 1986. С. 183. [113] Ю н г К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. – (Страницы мировой философии). С. 268. [114] Э л и о т Т. С. Назначение критики / Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. С. 286. [115] Д о с т о е в с к и й Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. 21. Л., Наука, Ленинградское отделение, 1980. С. 8. [116] С т а р ш и н о в Н. К. Что было, то было... М., Звонница–МГ, 1998. С. 423, 425. [117] Д о с т о е в с к и й Ф.М. Полн. собр. соч. в тридцати томах. Т. 21. Л., Наука, Ленинградское отделение, 1980. С. 31-32. [118] Р о з а н о в В. В. Мимолётное. М.: Республика, 1994. С. 140. [119] http://vikidalka.ru/1-134197.html / Перипетия и катарсис. Схема драматических перипетий "Шинели". [120] Л о м б р о з о Ч. Гениальность и помешательство. М.:РИПОЛ классик, 2006. С. 155. [121] У н а м у н о М. де. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1981. С. 217-218. [122] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1982. С. 103-105. [123] Х о д а с е в и ч В.Ф. Воспоминания. М.: Художественная литература, 2009. С. 136. – (Серия литературных мемуаров). [124] Там же. С. 129. [125] Б о д л е р Ш. [126] Г ё т е И. В. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 2. М., Художественная литература, 1976. С. 8. [127] К а в а б а т а Я. Тысячекрылый журавль. Снежная страна. Новеллы, рассказы, эссе. М., Прогресс, 1971. – (Мастера современной прозы). С. 385. [128] А н н е н с к и й И.Ф. Господин Прохарчин / Книги отражений. М.: Наука, 1979. С. 24-25. – (Литературные памятники). [129] С о м е р с е т М о э м У. Упадок и разрушение детектива / Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 104. [130] Б р о й н д е Г. Жизнь Жан-Поля Фридриха Рихтера. М., Прогресс, 1978. С. 19. [131] С о м е р с е т М о э м У. Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 109-110. [132] Б р ю с о в В.Я. Ремесло поэта. М.: Современник, 1981. – (Библиотека «О времени и о себе»). С. 32. [133] К о ж и н о в В.В. О тютчевской плеяде поэтов / Поэты тютчевской плеяды. М., Советская Россия, 1982. С. 8. [134] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1982. С. 168. [135] Г ё т е И.В. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Художественная литература, 1975-1980. Т. 10. С. 427. [136] Л и х т е н б е р г Г. К. Афоризмы. М.: Наука, 1964. – (Литературные памятники). С. 122, 123. [137] П у ш к и н А.С. О литературе. Избранное. М., Детская литература», 1977. С. [138] Р о з а н о в В.В. [139] В а л е р и П. Смесь / П. Валери. Об искусстве. М., Искусство, 1976. С. 183. [140] Т у р г е н е в И. С. Статьи и воспоминания. М.: Современник, 1981. – (Библиотека «Любителям российской словесности». Из литературного наследия). С. 122. [141] Там же. С. 112-113. [142] К о ж и н о в В. В. Стихи и поэзия / Страницы современной лирики. М.: Детская литература, 1980. С. 22. [143] П е т р о в с к и й М. С. Книги нашего детства. М., Книга, 1986. С. 136. – (Судьбы книг). [144] Гончаров И.А. Собрание сочинений в 8 тт., т. 8, М. Художественная литература. С. 148. [145] Д р у ж и н и н А. В. Прекрасное и вечное. М., Современник, 1988. С. 461. [146] Х о д а с е в и ч В. Ф. Воспоминания. М.: Художественная литература, 2009. С. 212. [147] Б о р х е с Х. Л. Проза разных лет. М., Радуга, 1984. – (Мастера современной прозы). С. 280-281. [148] С е н т – Б ё в Ш.-О. Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 215. [149] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1982. Т. 1. С. 52. [150] З а т о н с к и й Д. В. Художественный мир Петера Хандке / Петер Хандке. Повести. М., Прогресс [151] Г у м и л ё в Н. С. Письма о русской поэзии. М., Современник, 1990. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 75-76. [152] М а н д е л ь ш т а м О. Э. Слово и культура. М., Советский писатель, 1987. С. 247. [153] Ш е р ш е н е в и ч В. Г. Великолепный очевидец. Поэтические воспоминания 1910-1925гг. / Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М., Московский рабочий, 1990. – (Голоса времён). С. 446-447. [154] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М., Современник, 1973. – (Библиотека «О времени и о себе»). С. 371-372. [155] Там же. С. 373. [156] Там же. С. 376. [157] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М., Современник, 1973. С. 379. [158] Там же. С. 380. [159] Там же. С. 401. [160] Б е с т у ж е в А.А. Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов / Декабристы. Антология в двух томах. Т. 2. Проза. Литературная критика. Л., Художественная литература, Ленинградское отделение, 1975. С. 401-402. [161] Там же. С. 411. [162] Белинский В.Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1982.С. 217. [163] Там же. [164] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1982. Т. 8. С. 191. [165] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1982. Т. 8. С. 344-345.
[166] В я з е м с к и й П. А. Собрание сочинений в двух томах. Т. 2. М., Художественная литература, 1982. С. 215-216. [167] Там же. С. 216. [168] К а р а м з и н Н.М. Избранные статьи и письма. М., Современник, 1982. С. 44. [169] Цит. по: Литературная критика 1800--1820-х годов. / Составитель, примеч. и подготовка текста Л. Г. Фризмана. – М., Художественная литература, 1980. С. [170] Там же. С. [171] Б а т ю ш к о в К. Н. Опыты в стихах и прозе. М.: Наука, 19. – (Литературные памятники). С. [172] Там же. С. [173] Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе; сост. Г.К. Косиков, М., Издательство Московского Государственного университета, 1987. – (Университетская библиотека). С. [174] Б р о д М. Узник абсолюта. М.: Центрполиграфиздат, 2003. – (Великие имена). С. 142-143. [175] Х а р т в и г Ю. Аполлинер. М.: Прогресс, 1971. С. 211. [176] З а т о н с к и й Д. В. Художественный мир Петера Хандке / Хандке П. Повести. М.: Прогресс, 1980. С. 5. [177] А р х и п о в Ю. И. / Томас Бернхард. Избранное: Рассказы и повести. М.: Радуга, 1983. С. [178] М о э м У. С. Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 341. [179] Г у с е в В. И. Совесть и дни человека / Андрей Битов. Дни человека. М., Молодая гвардия, 1976. С. 347-348. [180] М а р и н е т т и Ф. Т. Первый манифест футуризма. В сб. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., Прогресс, 1986. С. 160-161. [181] http://www.m-battle.ru/warfare.php?part=2&author=119&poems=832. [182] Б р е т о н А. Манифест сюрреализма. В сб. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., Прогресс, 1986. С. 56–57. [183] Там же. С. 57. [184] http://www.stepantsov.ru/?news=257&o=proekt [185] У н а м у н о М. де. Собрание сочинений в двух томах. Т. 2. Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1981. С. 318-319.
[186] http://az.lib.ru/s/spasowich_w_d/text_1897_merezhkovsky.shtml. [187] Л и х т е н б е р г Г. К. Афоризмы. М.: Наука, 1964. С. 120. [188] Г ё т е И. В. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. М., Художественная литература, 1980. С. 428. [189] Н о в и к о в Н.И. Избранное. М., Правда, 1983. С. 448-449. [190] К а р а м з и н Н.М. Избранные статьи и письма. М., Современник, 1982. С. 71-72. [191] Митрополит Е в г е н и й (Б о л х о в и т и н о в). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Римской церкви. М., Русский двор, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 286. [192] О г р ы з к о В. В. Русские писатели. Современная эпоха. Лексикон. – М., Литературная Россия, 2004. С. 372-373. [193] М а р ц и а л М. В. Эпиграммы. М.: Художественная литература, 1958. – (Библиотека античной литература). С. 31. [194] Ж а н - П о л ь. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. С. 189. [195] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 4. М.: Художественная литература, 1979. С. 386-387. [196] Там же. С. 386. [197] Ч е р н и к о в а Е. В. [198] В я з е м с к и й П. А. Письмо с Липецких вод / Русский театральный анекдот. Л., Искусство, Ленинградское отделение, 1991. С. 46. [199] П о л е в о й Н. А. «Рука Всевышнего Отечество спасла» / Русский театральный анекдот. Л., Искусство, Ленинградское отделение, 1991. С. 102-103. [200] Т э ф ф и. Ностальгия: Рассказы, Воспоминания. Л., Художественная литература, Ленинградское отделение, 1989. С. 183-184. [201] В а с и л ь е в В. В. Беглый взгляд на эпиграмму. В кн.: Русская эпиграмма. М., Художественная литература, 1990. С. 3. [202] Г ё т е И. В. Собрание сочинений в десяти тт. Т. 1. М., Художественная литература, 1975. С. 242. [203] Там же. С. 244. [204] П у ш к и н А. С. [205] Т у р г е н е в И. С. [206] Стихотворная сатира первой русской революции. Л., Советский писатель, Ленинградское отделение, 1969 (Библиотека поэта). С. 194-195. [207] М у з и л ь Р. О книгах Роберта Музиля. В сб. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., Прогресс, 1986. С. 368. [208] Там же. С. 367. [209] К а в а б а т а Я. Тысячекрылый журавль. Снежная страна. Новеллы, рассказы, эссе. М., Прогресс, 1971. С. 390. [210] Л а о Ш э. Избранное. М., Прогресс, 1981. С. 493. [211] Там же. С. 510-511. [212] К о ж и н о в В. В. «Самая большая опасность – может быть, даже единственная опасность» / Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М.: Молодая гвардия, 1990. – (Свободная трибуна). С. [213] Б у а л о Н. Поэтическое искусство. Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 63. [214] В е н е в и т и н о в Д. В. Стихотворения. Проза. М.: Наука, 1980. – (Литературные памятники). С. 128. [215] Средневековый роман и повесть. М., Художественная литература, 1974. – (Библиотека всемирной литературы). С. 312. [216] Изборник. М., Художественная литература, 1969. – (Библиотека всемирной литературы). С. 197. [217] З а б о л о ц к и й Н. А. Огонь, мерцающий в сосуде. М., Педагогика-Пресс, 1995. С. 696. [218] Г о н ч а р о в И. А. Собрание сочинений в 8 тт. М., 1980. Т. 8. С. 148. [219] Как мы пишем. М., Книга, 1989. С. 45-46. [220] К о ж и н о в В. В. Судьба России. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 200-201. [221] Г е р ц е н А. И. Былое и думы. В трёх томах. М. – Л., Academia, 1932. Т. 1. С. 446. [222] Г е р ц е н А. И. Былое и думы. В трёх томах. М. – Л., Academia, 1932. Т. 1. С. 449; 452; 456; 463. [223] П а н а е в а А. Я. (Головачёва). М., Правда, 1986. – (Литературные воспоминания). С. 115. [224] Ч у к о в с к и й К.И. Панаева и её воспоминания / А.Я. Панаева (Головачёва). М., Правда, 1986. С. 6. [225] См. Примечания в кн. А.Я. Панаева (Головачёва). М., Правда, 1986. [226] П а н а е в И. И. Литературные воспоминания. М., Правда, 1988. С. 163-164. [227] Х о д а с е в и ч В. Ф. Воспоминания. М., Художественная литература, 2008. С. 171. [228] Б у н и н И. А. Собрание сочинений в девяти томах. М., Художественная литература, 1967. Т. 9. С. 302-303. [229] Г о н ч а р о в И. А. Собр. соч. в восьми томах. Т. 8. М., Художественная литература, 1980. С. 164-165. [230] А к с а к о в К. С. Ты древней славою полна, или Неистовый москвич. М., Русскiй мiр, 2014. – (Большая Московская библиотека). С. 276. [231] Г о г о л ь Н. В. Собрание сочинений в семи томах. Т. 7. М., Художественная литература, 1979. С. 309. [232] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 8. М., Художественная литература, 1982. С. 283. [233] Гоголь Н.В. Собр. соч. в семи томах. Т. 7. М., Художественная литература, 1979. С. 357. [234] Т о л с т о й А.К. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. М.: Правда, 198. С. [235] Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского. М., Искусство, 1979. С. 128. [236] Там же. С. 213-215. [237] Там же. С. 63. [238] Д о с т о е в с к и й Ф. М. Бесы: Антология русской критики. М., Согласие, 1996. С. 8-9. [239] К а т а е в В. П. Святой колодец. Трава забвенья. М., Советский писатель, 1969. С. 187. [240] Там же. С. 189. [241] В о з н е с е н с к и й А. А. ….. [242] С о л о в ь ё в В. С. Литературная критика. М., Современник, 1990. С. 236. [243] П а с т е р н а к Б. Л. Стихотворения и поэмы. М.- Л., Советский писатель, 1965. – (Библиотека поэта. Большая серия). С. 371. [244] Там же. С. 464. [245] Там же. С. 447. [246] З а б о л о ц к и й Н. А. Огонь, мерцающий в сосуде. М., Педагогика-Пресс, 1995. С. 669-670. [247] Рубцов Н.М. Сочинения. М., Российский писатель, 2006. С. 163. [248] Там же. С. 462. [249] Там же. С. 249.
[250] Ф е д я к и н С. Р. Художественная проза Василия Розанова. Жанровые особенности. М., Литературный институт им. А.М. Горького, 2014. С. 40. [251] Р о з а н о в В. В. Опавшие листья. Короб второй и последний. [252] Г а л к о в с к и й Д. Е. Бесконечный тупик. Т. 1. Издательство Дмитрия Галковского, М., 2008. С. 215. [253] Н е к р а с о в Н. А. Поэт и гражданин. М., Современник, 1982. С. 257-258. [254] П р у т к о в К.П. Избранные сочинения. Л., Советский писатель, 1953 (Библиотека поэта. Малая серия). С. 397. [255] Там же. С. 404. [256] Л о п у с о в Ю. А. Фугасом по Парнасу. М., Московская городская организация Союза писателей России, 2001. С. 22; 12. [257] П у ш к и н А. С. Полное собрание сочинений в 17 тт. М., 1994–1996. Т. 1. С. 105. [258] Л о п у с о в Ю. А. [259] Ц в е т а е в а М. И. [260] Г о г о л ь Н. В. Собрание сочинений в восьми томах. М., Правда, 1984. Т. 7. С. 184-189. [261] Ф а д е е в А. А. В ЦК КПСС / Александр Фадеев. Письма и документы. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2001. С. 215. [262] Б у л г а р и н Ф. В. [О Пушкине] / Видок Фиглярин. Письма и агентурные записки Ф.В. Булгарина в III отделение. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 228. [263] Там же. [Письмо А.Х. Бенкендорфу 25 января 1830] / Видок Фиглярин. Письма и агентурные записки Ф.В. Булгарина в III отделение. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 381-382. [264] Ф а д е е в А. А. В Совет Народных Комиссаров СССР, Тов. Вышинскому / Александр Фадеев. Письма и документы. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2001. С. 94. [265] Ф а д е е в А. А. А.К. Тарасенкову / Александр Фадеев. Письма и документы. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2001. С. 135-136. [266] Ф а д е е в А. А. В ЦК ВКП (б), Тов. Жданову А.А., Тов. Суслову М.А. / Александр Фадеев. Письма и документы. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2001. С. 137. [267] «Честно я тянул мой воз». Александр Твардовский (1910–1971). Стихи. Проза. Дневники. Письма. Документы. Голоса современников. М.: МИК, 2010. С. 296-297. [268] К у з н е ц о в Ю. П. Золотая гора / Юрий Кузнецов. Стихотворения. М.: Эксмо, 2011. – (Всемирная библиотека поэзии). [269] В я з е м с к и й П. А. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1982. С. 208-210. [270] С а п п а к В.С. Телевидение и мы. М.: 1963. С….. [271] С а п п а к В. С. Телевидение и мы. М.: 1963. С….. [272] История немецкой литературы в трёх томах. Т. 1. М., Радуга, 1985. С. 310. [273] К р и в ц у н О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 181. [274] Д р у ж и н и н А.В. Прекрасное и вечное. М: Современник, 1988. (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 192-193. [275] Цит. по: Попов В.Г. Зощенко. М.: Молодая гвардия, 2015. – (Жизнь замечательных людей). С. 179–180. [276] Ч у к о в с к и й К.И. От двух до пяти. М.: Советский писатель, 1960. С. 209. [277] Т в а р д о в с к и й А.Т. [278] Г е р ц е н А.И. Былое и думы. В трёх томах. Т. 1. М. –Л. 1932. Academia. С. 446. [279] П о т е б н я А.А. Эстетика и поэтика. М: Искусство, 1976. С. 122. [280] Г ё т е И.В. Собрание сочинений в десяти тт. Т. 10. М., Художественная литература, 1980. С. 224. &
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.209 с.) |