Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективы развития литературно-критической деятельности и её теории
Давно известно, что провозглашение прогнозов – дело рискованное и неблагодарное. Предвидение, порочества, прорицания – из разряда мистики или визионерства. Кроме того, сказано: если хочешь насмешить господа Бога, расскажи ему о своих планах. Но всё равно иногда полезно хотя бы попытаться представить себе ту приблизительную траекторию, по которой возможно дальнейшее движение. Подлинное мастерство критика, успех его в плане самореализации состоит и в том, что он должен чутко улавливать вектор движения общекультурных процессов. Куда движется человечество – вперёд (эволюция) или назад (деградация) в данном случае не имеет принципиального значения. Что же можно в таком случае сказать о перспективах критической практики и, соответственно, теории? В самом начале нашего пути, не имеющего чётко выраженной практической цели, мы отмечали, что критика возникает одновременно с рождением произведений искусства: надо же их воспринимать, понимать, истолковывать и как-то к ним относиться. На этой линии следует рассматривать и будущность литературной критики. Покуда само писательское творчество будет продолжаться, найдутся ценители, знатоки или дилетанты, которым захочется высказать своё мнение о прочитанном. Каким образом они будут это делать – сегодня сказать трудно; важно одно – те принципы, которые были перечислены, сформулированы и в меру сил обоснованы выше, вряд ли изменятся кардинальным образом. Природа человека, в целом, остаётся неизменной; неизменны и его реакции на прекрасное, трагическое, комическое, ужасное, безобразное. Не меняется также баланс между объективным и субъективным, индивидуальным и общественным, нравственным и безнравственным. Неизменным остаётся и творческий порыв, который обычно продиктован не рациональными, а некими высшими побуждениями. По крайней мере, сегодня, в начале XXI столетия мы видим, что пишущих, сочиняющих людей меньше не становятся, и всё так же они хотят быть прочитанными, понятыми, ободрёнными нашим добрым отношением. И всё так же критику будет нелегко сохранять зыбкий баланс между личными пристрастиями и необходимостью быть жёстким и принципиальным там, где это нужно. Очевидно, что литературная критика будет всё активнее обсуждать такие темы, как проблема всемирной глобализации (в том числе, в сфере культуры), вопросы экологии (экокритика), гендерные проблемы. Вечные проблемы искусства, имманентно присущие ему, вряд ли будут окончательно решены и новые поколения пылких поэтов, вдумчивых прозаиков и отзывчивых драматургов будут создавать новые произведения в своих сферах. Очередным генерациям литературных критиков предстоит оценивать и осмыслять результаты их творческой работы.
Если говорить об общих тенденциях в сфере информационных технологий, то приходится признать ту общеизвестную истину, что научно-технический прогресс неостановим. Скорее всего, бумажная (печатная) форма бытования литературы будет уступать место электронной (цифровая книга; по-английски: digital book). Распространение е-книг, соответственно, должно способствовать развитию е-критики, со всеми вытекающими из этого последствиями. Разумеется, как у всякого живого и стихийного процесса, тут найдутся и плюсы, и минусы. Несомненным положительным обстоятельством этой общей цивилизационной тенденции следует признать то, что интерес к литературе сохраняется, творчество остаётся приоритетом человечества, а раз так – необходимы будут современные инструменты понимания, оценки и интерпретации результатов такого рода деятельности. Значит, у литературной критики, в целом, неплохие перспективы. Очевидно, что по нарастающей будет развиваться такое качество критики, как интерактивность. Возможность осуществления и обнародования мгновенной реакции на художественное произведение будет сокращать время между творческим актом и ответом на него. Казалось бы, такому положению вещей надо только радоваться. Но, как часто случается, минусы в любом процессе выгоды идут рука об руку с утратами. Полная свобода в выражении мнений (относительно публичных, так как на интернет-форум могут заглянуть совершенно посторонние люди) чревата скоропалительностью мнений, безоглядностью суждений, бездоказательностью доводов и крайним субъективизмом высказываний. Разумеется, в данном случае всё зависит от воспитанности и нравственных качеств участников обсуждения, но практика показывает, что нередко такой диалог приводит к голословным обвинениям, грубости и откровенному хамству. К сожалению, пока не найдено способов внести в этот стихийный процесс каких бы то ни было ограничений (за исключением нецензурной лексики и иных случаев, предусмотренных законом). Что же остаётся нам делать? По крайней мере, с пониманием относиться к подобной форме обмена свободными мнениями и личной волей к тому, чтобы не преступать общих требований морали и приличий.
Заниматься предсказаниями в области идей – дело ещё более неблагодарное. И всё-таки хочется предположить, что в обозримом будущем критику так же будут волновать вопросы традиции и новаторства, свободы и несвободы (ангажированности) художника, противопоставленности серьёзной – нон-фикшн, non fiction) и развлекательной (фикшн, fiction) культур, взаимодействия стиля и сюжета, авторской сверхзадачи и путей её решения. Вряд ли устареет вопрос принципиального соотношения формы и содержания. Новаторские литературные формы потребуют их адекватного восприятия и успешной интерпретации. Как и много веков назад мы будем ломать голову над причинами, почему те или иные сочинения трогают нашу душу, а другие оставляют её холодной и безразличной. Хотелось бы верить, что сверхпопулярность механистического, прагматического и структурального подхода в художественной критике пойдёт на убыль, уступая место более тёплым, человечным, душевным формам восприятия художественного слова.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.004 с.) |