Психология педагогической саморегуляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология педагогической саморегуляции.



Очень важным аспектом профессиональной деятельности педагога является саморегуляция, т. е. способность управлять собственными психическими состояниями и поведением с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. Выясним специфику таких ситуаций, а затем обратимся к психологическим основам саморегуляции.

Необходимость саморегуляции возникает в следующих случаях:

 

1. Педагог сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной для него проблемой.

2. Проблема не имеет однозначного решения. Его или нет на данный момент времени, или имеется несколько альтернативных его вариантов, из которых трудно выбрать оптимальный.

3. Педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям.

4. Решение о том, как действовать, педагогу приходится принимать, не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени.

5. Действия педагога оцениваются со стороны, он постоянно находится под пристальным вниманием коллег, детей, других людей. На карту поставлены его авторитет и престиж.

Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями — реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических процессов, свойств и состояний человека связана с волей и внутренней речью. Внутренняя речь, как известно, служит основой для произвольности в управлении всеми психическими явлениями, а воля обеспечивает сохранение направленности и энергичности действий.

Саморегуляция восприятия предполагает четкую постановку задачи восприятия — построение образа, получение однозначных ответов на вопросы типа: «Что наблюдать?», «Зачем наблюдать?», «Как наблюдать?» Прежде чем вести наблюдение, мы должны ответить себе на эти вопросы. В условиях сложной педагогической ситуации такие ответы не всегда являются очевидными, и приходится прилагать значительные умственные и физические усилия для того, чтобы их найти. Сознательная постановка подобных вопросов и нахождение ответов на них психологически требуют выбора и следования ему, что, в свою очередь, предполагает саморегуляцию.

Управление вниманием основывается на несколько иных вещах. Произвольное и непроизвольное внимание в разной степени поддаются саморегуляции. Управление непроизвольным вниманием возможно только косвенно, через регуляцию психофизиологических состояний организма, от которых оно зависит. При утомлении непроизвольное внимание становится плохо управляемым. Таким же оно обычно бывает во время болезни, в состоянии чрезмерного возбуждения, аффекта или стресса. Наиболее действенными средствами управления данным видом внимания являются отдых, лечение, психофизический аутотренинг.

Произвольным вниманием можно управлять при помощи слов или стимулов, вызывающих интерес. Чтобы привлечь внимание человека к чему-либо, достаточно как-то стимулировать его интерес. Словесная самоинструкция или вербальная саморегуляция внимания всегда прямо или косвенно базируются на интересе. Иногда бывает достаточно себя заставить увидеть в каком-либо объекте, явлении или событии что-то интересное, чтобы надолго приковать к нему внимание. Им в определенной степени можно управлять и через восприятие.

Более сложна и необходима для педагога саморегуляция памяти. Два из трех известных нам процессов памяти – запоминание и воспроизведение информации – поддаются саморегуляции. Третьим процессом памяти – сохранением информации – управлять труднее, так как он работает на подсознательном уровне. Однако через определенную организацию запоминания косвенно можно управлять и им. Саморегуляция мнемнических процессов основана на различных способах представления, ассоциирования, связывания в единое целое, мысленной обработки материала. Память улучшается, если запоминаемый материал удается представить зрительно, связать с какими-либо образами. Запоминание можно ускорить, искусственно вызывая из памяти другие перцептивные образы и представления, мысленно связывая их с вновь запоминаемым материалом.

Можно сознательно управлять и мышлением, делая его более продуктивным. Основные приемы саморегуляции мышления сводятся к следующему:

внимательный анализ условий решаемой задачи;

соотнесение требуемого результата с заданными условиями с целью установления того, чего в них не хватает для получения нужного результата;

постоянная тренировка мышления, выражающаяся в его систематическом упражнении;

выработка определенной дисциплины мышления, предполагающей последовательный поиск и достаточную проработку различных альтернативных вариантов решения (это средство от так называемого «зацикливания» в мыслительных процессах);

проговаривание вслух или про себя определенных идей, связанных с поиском решения задачи;

систематическая запись идей и уже принятых действий.

Эмоциональная саморегуляция базируется на умении управлять состоянием мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

46 психологическая компетентность педагога как опорный ресурс психологической безопасности образовательной среды.

Образовательные учреждения не могут существовать изолированно от других элементов общественной системы, поэтому то,что происходит в обществе (и в мировом сообществе), в отдельно взятой семье, так или иначе, находит свое отражение в образовательной среде. Периодически в школе

учителя, дети сталкиваются с непредвиденными ситуациями, связанными с возникновением психотравмирующего события как в самой школе, так и в семье ребенка. В случае возникновения кризисных ситуаций, затрагивающих школу, становится особенно актуальным вопрос наличия, получения, повышения знаний (психологической компетентности) в области экстремальной пси-

хологии специалистами образовательных учреждений. Действия специалистов образовательного учреждения в кризисных ситуациях:внутриведомственное и межведомственное взаимодействие.

Для решения проблем, возникающих в системе образования, для оказания помощи детям необходима хорошо организованная система, включающая в себя разные ведомства, взаимодействующие меду собой. Только комплексный подход к оказанию помощи (юридическая, социальная, информационная, медицинская, психологическая и другие виды помощи) является действенным.

Следует действовать в рамках своих компетенций и, в случае необходимости, взаимодействовать со специалистами других подразделений своего и других ведомств.

К кризисным ситуациям, с которыми сталкиваются участники образовательной среды, относятся: несчастные случаи, сопровождающиеся гибелью детей и их инвалидизацией, потеря близкого, суицидальное поведение, вовлечение в секты и экстремистские организации и др.

Кризисная ситуация в образовательном учреждении затрагивает, в большей или меньшей степени, всю его систему: учащихся, родителей, педагогов, администрацию учреждения и других его сотрудников.

Это значит, что им необходима психологическая поддержка, психологическое сопровождение. Большую роль в предотвращении развития негативных состояний играет поддержка близких, родственников, друзей, од-

ноклассников (коллег). Если есть такой круг, восстановление пройдет быстрее и успешнее.

В образовательных учреждениях психологическая безопасность несовершеннолетних должна обеспечиваться, прежде всего, действиями его сотрудников с учетом осуществления внутриведомственного и межведомственного взаимодействия.

Действия в кризисной ситуации во многом определяются степенью подготовленности персонала образовательного учреждения к данным ситуациям. Е. В. Бурмистрова отмечает, что существенно снизить вероятность случаев насилия в школе, дать возможность быстрого и эффективного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях, уменьшить количество жертв, негативные последствия на дальнейшую жизнь школьного коллектива и психическое здоровье детей и взрослых позволяет разработка антикризисного плана. Психологическая компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с ребенком, пережившим психотравмирующую ситуацию, в совокупности с вниманием к своему здоровью обеспечивает здоровый психологический климат в образовательной среде, сохранность профессионального здоровья и, в целом, психологическую безопасность образовательной среды.

По определению И. А. Баевой, психологическая безопасность среды в социальном аспекте — условие, позволяющее придать социальной среде развивающий характер,обеспечить состояние среды, свободное от

проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении и создающее референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивающее психологическую защищенность ее участников.

Принципы психологической безопасности в социальной среде: развитие, психологической защиты, социально-психологической умелости. Под профессиональной компетенцией мы будем понимать совокупность знаний, навыков, личностных качеств, способность специалиста решать определенный класс

профессиональных задач.

Включение учителей в данную систему оказания помощи ребенку в кризисной ситуации не подразумевает возложение на них обязанности по оказанию психологической помощи. Помощь с их стороны объясняется

реальной действительностью, заключающейся в том, что учитель (педагог) ежедневно для выполнения своих прямых профессиональных обязанностей находит оптимальные пути взаимодействия с разными детьми, в том числе с детьми, которым сложно усваивать материал по причине всевозможных обстоятельств как временного, так и хронического характера. Для психолога, в том числе школьного, педагоги, больше всего контактирующие с детьми и их родителями, являются связующим звеном между ребенком, его родителями и психологом. Роль педагога в создании благоприятного психологического климата для обучения неоценима. Он (наряду с родителями) может обратить внимание на изменения в поведения ребенка, заметить признаки психологического и психического неблагополучия, с пониманием отнестись к переживаниям ребенка.

Однако мировая практика показывает, что педагоги, сталкивающиеся с непредвиденными ситуациями, связанными с возникновением психотравмирующего события как в самой школе, так и в семье ребенка, могут испытывать растерянность, беспомощность во взаимодействии с пострадавшим, с его одноклассниками, что затрудняет установление контакта и, как следствие, влияет на процесс и результат

обучения. Педагог, который сумел совладать с ситуацией, может внести вклад в установление благоприятных условий для обучения ребенка, а также обеспечить сохранность своего профессионального здоровья.

Психологическая компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с ребенком, пережившим психотравмирующую ситуацию, в совокупности с вниманием к своему здоровью обеспечивает сохранность

профессионального здоровья, здоровый психологический климат в образовательной среде. Для оказания необходимого вида помощи педагог может привлечь специалистов, понимая их границы компетенции.

Следует также отметить, что отношение учителей к школьному психологу, доверие к нему зависит, прежде всего, от психолога.

Психолог, получив предварительную информацию о состоянии ребенка, получает возможность встретиться с родителями, проконсультировать их и классного руководителя о признаках и динамике психологического неблагополучия, о целесообразных формах взаимоотношений с ребенком, дать рекомендации по поводу возможности (или необходимости) обращения к другим специалистам, предоставив информацию о службах, оказывающих необходимый вид помощи (указав адреса и телефоны). Родитель сам может принять решение прийти с ребенком (или без него) к психологу на консультацию (в соответствии с Законом о пси-хологической помощи). Родители должны быть заранее осведомлены, что в крайних случаях (при угрозе жизни ребенку или окружающим) психолог обязан сообщить в соответствующие инстанции.

Перечисленные ниже симптомы, возникающие в результате психотравмирующего события, могут появится и в результате иных причин и быть проявлением абсолютно других проблем. Также следует учитывать, что признаки (симптомы) психологического неблагополучия могут быть менее и более выраженными, единичными или комплексными. Чем в большей степени выражен симптом и чем их больше, тем в боль-

шей степени необходима профессиональная помощь специалистов. Учитель может снизить (временно) тревогу, создавая благоприятную атмосферу, организуя совместную деятельность по силам ученику, привлекая к общественным мероприятиям (в малой группе из нескольких одноклассников, с которыми ребенку комфортно). Учитель может подчеркивать достижения ребенка; рекомендовать родителям обратиться с ребенком к школьному психологу или в окружные и районные центры психолого-медико-социального сопровождения, в антикризисные подразделения. Профессиональная помощь психологов заключается в нормализации состояния, в проработке чувств, в возвращении чувства безопасности, в восста новлении контроля ситуации, уровня адаптированности. Страхи, вызванные травматическим событием, временны, проходят. Первое время рекомендуется сопровождать ребенка, не оставлять одного, если он про-

сит. Однако если страх сохраняется (больше двух недель), следует рекомендовать родителям обратиться с ребенком к школьному психологу или в ППМС центр, при сильной выраженности — к помощи врача (психиатра). Профессиональная помощь психологов заключается в нормализации состояния, в проработке чувств, в возвращении чувства безопасности, в восстановлении контроля над ситуацией, уровня адаптированности. Особая роль при оказании психологической помощи принадлежит учителю (педагогу) как специалисту, находящемуся в этой системе к ребенку ближе всех и являющемуся связующим звеном между учащимися, их родителями и психологами. Педагоги в силу их профессиональной деятельности больше всего контактируют с детьми и их родителями. Они (наряду с родителями) могут обратить внимание на изменения в поведения ребенка, заметить симптомы психологического и психического неблагополучия (в эмоциональном состоянии ребенка, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, в успеваемости,

в посещении занятий и др.). Педагог, благодаря психологической компетентности (как врожденной, так и сформированной) может внести вклад в установление благоприятных условий для обучения ребенка. Это

происходит, прежде всего, за счет понимания и принятия чувств, переживаний не только ребенка, но и своих собственных (педагог эти изменения может заметить и у себя). В трудных ситуациях в образовательном учреждении рядом с педагогом должны находиться коллеги, психолог.

 

47. Профессиональный стресс и способы его регуляции.

Стресс (от англ. stress — «давление», «напряжение») – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе, от неё зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. Качественная эмоциональность учителей-женщин (склонность к проявлению эмоций разной модальности) изучалась Т.Г.Сырицо по методикам, разработанным в лаборатории А.Е. Ольшанниковой, но модифицированных специально для педагогической деятельности. Это позволило выявить более чёткую динамику изменения эмоциональной сферы учителей с увеличением их педагогического стажа. В первые годы работы в школе склонность к переживанию радости у молодых учителей уменьшается, а к переживанию печали, гнева и страха увеличивается. Затем по мере увеличения стажа и приобретения опыта картина меняется: склонность к переживанию радости возрастает, а к переживанию отрицательных эмоций уменьшается. Возрастает и оптимизм учителей. Важно и то, что с увеличением стажа снижается гневливость учителей.

По данным Н.А.Аминова, эмоциональная устойчивость является профессионально важным качеством учителя. Выявлены эмоциональные различия между учителями-предметниками. У учителей физкультуры, трудового обучения и музыки общая эмоциональность выражена больше, чем у учителей, преподающих гуманитарные и естественные науки. Существующий у педагогов эмоциональный фон очевидно во многом зависит от того, с каким контингентом они работают. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть профессионалов, непосредственно работающих с людьми.

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания. Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

· безразличие, скука, пассивность и депрессия;

· повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

· частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");

· постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

·чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, какнадо");

· чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится".

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

· ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

· сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

· вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

·руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

·чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

·невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

Можно выделить два основных способа профилактики стресса: естественные способы регуляции организма и способы саморегуляции. Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой животными, баня, массаж, движения, танцы, музыка и многое другое.

Способы борьбы со стрессом

· Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).

· Правильное питание. В период стресса активнее расходуются питательные вещества. Это может снизить иммунитет, если вовремя не компенсировать потери пищей или специальными добавками.

· Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).

· ароматерапия, бани, контрастный душ, закаливание, лекарственные настои.

· Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).

· Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

· Физические упражнения и спорт.

Полчаса физической нагрузки ежедневно избавляют от напряжения, сжигая избыток стрессовых гормонов и повышая в крови уровень поднимающих настроение веществ (эндорфинов).

· Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.

· Побольше общения с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.

· Вне работы о работе стараться не говорить.

· Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога является его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабление.. Регулярное выполнение учителем этих упражнений поможет вам правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, управлять ими и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, педагог сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, уверенности в себе.

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путём воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Естественные приемы регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Концентрация. Неумение сосредоточиться фактор, тесно связанный со стрессом.

Ауторегуляция дыхания.

Визуализация. Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить.

Психическому выгоранию в большей степени подвержены те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс они составляют 32%, при 68% учителей с наличием высокого уровня эмоционального выгорания. Также выгорание приводит к снижению профессиональной мотивации, что негативно сказывается на личностных качествах. Результаты эксперимента позволили определить нам двух человек с низким уровнем, которые составили 10,5%. Стаж их работы в школе составляет 5 и 7 лет, им характерны стандартный подход, ординарность, самоуверенность, упрощенное понимание детей.

Таким образом, наблюдается умеренная эффективность самостоятельного использования методов профилактики учителями школ.

Основной вывод, стресс это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить.

Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным. Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы.

48. Личность учителя является стержневым фактором труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в общении.

Личность определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач.

49. Единство обучения, воспитания и развития в образовательном процессе.

Развитие ребенка, его обучение и воспитание протекают в единстве, во взаимосвязи. С.Л. Рубинштейн по этому поводу писал: «Ребенок не созревает сначала, а потом воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создалочеловечество».

Новые знания и способы деятельности могут способствовать развитию нравственных чувств, волевых качеств. В свою очередь, мировоззрение человека, система его отношений к окружающему миру дают толчок для приобретения новых знаний и умений.

Эти два процесса – обучение и воспитание - находятся в тесном единстве, хотя многие исследователи отдают первенство воспитанию. Так литовский ученый Р. Тидикис в статье «Об уровнях воспитания» отмечает, что «на практике чаще всего не образование определяет нравственность, а, наоборот, нравственность определяет

потребность человека в образовании». Нравственный человек никогда не будет ниже своей среды по культурному уровню (цит. по Соловейчик С.Л.).

Рассматривая процесс воспитания во взаимосвязи с развитием личности ребенка, с психологической точки зрения можно сказать, что формирование у ребенка мотивов поведения, с одной стороны, а с другой – доступных для ребенка определенного возраста способов и форм поведения и является сущностью воспитания.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязи основных

элементов:

1) цели и содержание;

2) методы и средства;

3) достигнутые результаты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.062 с.)