Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе



призвана обеспечить активное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, включение в общественно-значимую деятельность. Именно в школьные годы происходит всестороннее развитие личности, формирование основных черт, и во многом это зависит от той социальной среды, в которой находится ребенок. Как говорит теория и свидетельствует практика, важным условием оптимального развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата, что обуславливает актуальность рассмотрения данного вопроса.

Понятие «климат» психология позаимствовала из метеорологии и географии. Сейчас это научное понятие, которое уже устоялось в современной психологии, характеризует невидимую, уникальную, деликатную, психологическую сторону коммуникации, взаимосвязи и взаимовлияния между людьми.

В современной психологической науке под психологическим климатом понимается «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [3, c. 329].

В.М. Шепель утверждает, что психологическим климат состоит из трех компонентов:

· социальный климат — определяется осознанием общих целей и задач группы;

· моральный климат — определяется принятыми и устоявшимися моральными ценностями группы;

· психологический климат — это неофициальные отношения, которые складываются между членами группы и значительно влияют на ее работоспособность [4].

Только оптимизация каждого элемента комплексного понятия психологического климата приводит к доверительной атмосфере в коллективе.

Положительный психологический климат не формируется сам собой. Это результат упорного, целенаправленного и длительного труда всего коллектива, результат хорошо спланированной и организованной деятельности, при этом важное место в формировании благоприятного климата отводится учителям и классным руководителям.

В коллективе школьников существует та атмосфера, которая формируется в первую очередь учителем. От особенностей его взаимодействия и взаимопонимания с детьми зависят результаты деятельности ученического коллектива, а они в свою очередь, если являются хорошими и устойчивыми, помогают создавать необходимый психологический климат.

Важным моментом, на который учитель должен обратить свое внимание прежде всего, является то, насколько каждый из учащихся знает свои обязанности, а также их отличие от обязанностей остальных членов коллектива. Такое четкое разделение функций и обязанностей учащихся класса обеспечивает детям ощущение своих границ, а также приводит к чувству стабильности и устойчивости в отношении своего места в данной группе.

Следующий критерий — осознание своих личных убеждений. При здоровом психологическом климате каждый из учеников знает свои ценности и взгляды. Вместе с тем, не менее важным критерием является определение своей позиций по отношению к себе и другим членам группы. Важно, чтобы каждый из учеников обращал внимание в первую очередь на себя, мог проводить самоанализ действий и поступков.

Стоит помнить о том, что состояние психологического климата ученического коллектива зависит и от уровня группового развития. Следует отметить, что между состоянием психологического климата в развитом коллективе и результативностью общей деятельности всех членов группы существует положительная зависимость. Она приводит к появлению взаимопонимания и доверия, открытости и взаимовыручки. Высокий уровень группового развития содействует становлению в каждом человеке цельной личности, который будет являться активной единицей всего коллектива и, вместе с тем, субъектом собственной жизнедеятельности.

Прямое влияние на психологический климат имеет стиль управления и самоуправления в группе. Педагогам в своей деятельности по созданию здоровой социальной ситуации и психологического климата класса следует опираться на наиболее сознательных, активных, авторитетных членов ученического коллектива.

Успешное развитие классного коллектива обязано способности не только учителя, но и каждого ученика в классе, помогать выдерживать совместное направление движения группы. Оно определяется и задается самими учениками совместно с учителем. Можно говорить о положительном психологическом климате, если каждый ребенок в классе достаточно целенаправлен и эмоционально вынослив [2].

Стоит отметить, что важнейшими признаками благоприятного психологического климата по Макаренко являются чувство собственного достоинства, защищённость каждой личности, гордость за свой коллектив, эстетика коллектива, соблюдение внешних норм поведения.

Все вышеперечисленные характеристики здорового климата ученического коллектива способствуют нормальному функционированию класса, следовательно, и учебно-воспитательной деятельности, и всестороннему развитию личности. Это позволяют ребенку испытывать в процессе учебной деятельности положительные эмоции: доброжелательность, инициативность, работоспособность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм. При отсутствии благоприятного климата в классе преобладающими эмоциями являются незащищенность, агрессивность, леность, пессимизм, зажатость, пассивность. Это не может не отразиться на эффективности учебно-воспитательной работы.

К условиям, определяющим эффективность влияния учителя на благоприятный психологический климат в коллективе школьников, относятся следующие: личностные особенности педагога (открытость, инициативность, расположенность к детям, чувство юмора, креативность, коммуникабельность, стиль общения); профессиональные качества педагога (знание теории и методической базы); устремление педагога на эмоциональный комфорт школьников [1].

Каждому педагогу необходимо знать и применять способы формирования психологического климата. В силу специфики работы педагога и возрастных особенностей учащихся, именно учитель должен обладать определёнными средствами и механизмами управления этим явлением. Из чего следует, что ответственность за формирование психологического климата лежит в первую очередь на нём.

Среди наиболее эффективных способов формирования учителем благоприятного психологического климата в ученическом коллективе следует выделить следующие:

· Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых для группы событий;

· Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь коллектива;

· Использование коллективных игр;

· Формирование традиций группы и обязательное их соблюдение;

· Разработка системы морального и материального поощрения учеников;

· Умение увидеть и решать конфликтные ситуации среди обучающихся;

· Стремление учителя вкладывать силы и средства в благополучие группы;

· Знание и учитывание индивидуальных особенностей учащихся (соматические, интеллектуальные, психологические);

· Знание и уважение всего спектра чужих мнений;

· Умение разделять и передавать ответственность.

Психологический климат занимает важное место в гармоничном и всестороннем развитии ребёнка, требует специальной профессиональной подготовки педагога, для грамотной ориентации его на формирование и управление психологической средой в классе, а также для передачи учащимся необходимых знаний.

Психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебно-воспитательной деятельности, качество учебников, обучаемость и способности учащихся, их здоровье и питание.

Таким образом, создание оптимального психологического климата является важным элементом повышения результативности учебно-воспитательной работы в классе. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности. Следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным элементом педагогической работы в школе. Можно выделить три основных фактора, влияющие на состояние психологического климата: личные качества членов ученического коллектива, стиль руководства со стороны учителя и материальная среда учебного процесса. Для достижения положительной атмосферы среди учеников немаловажным являются профессиональные качества педагога, который имеет главную роль в данном процессе. Откуда следует, что практические и теоретические навыки педагога должны быть направлены на создание благоприятного климата в ученической среде, как необходимого условия разностороннего развития

40. Особенности обучения и воспитания младшего школьника.

 
 

 


 

 

 

41. Особенности учебной деятельности и умственное развитие подростка.

В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10—11 до 14—15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека — «чувство взрослости». Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости, сенситивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Один из ведущих исследователей подростничества Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что социальное созревание человека, структурирование его самопознания и самоопределения как активно действующего субъекта определяется трансформацией общей позиции «Я по отношению к обществу» на две приходящие на смену друг другу позиции «Я в обществе» и «Я и общество». При этом существенно, что подростничество, как и другие возрастные периоды, неоднородно, стадиально. В этом периоде Д. И. Фельдштейн выделяет три стадии: локально-капризную (10—11 лет), когда обострена потребность в признании взрослых; «право-значимую» (12—13 лет), характеризующуюся потребностью в общественном признании, в социально одобряемой полезной деятельности, что выражается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»; «утверждающе-действенную» (14—15 лет), когда доминирует готовность проявить себя, применить свои силы.Как отмечает В. А. Караковский, младшему подростку особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению «худшего»; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием; увлечение киноискусством и т. д. Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, иногда резкостью в суждениях (до грубости). К концу периода младшего подростничества учащиеся начинают осознавать необходимость 177 самостоятельного выбора дальнейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентацию в различных сферах труда и общественно полезной деятельности. Если для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность (вхождение в нее, принятие роли субъекта этой деятельности, формирование учебных мотивов, овладение ее предметным содержанием и структурой и т. д.), то для школьника среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. При этом учебная деятельность становится как бы осуществляемой активностью — она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. В особенностях выбора средств, способов учебной деятельности он утверждает себя. Одновременная адаптация к одной новой общности, индивидуализация в другой, уже знакомой, и последующая интеграция в нее — это сложно переплетенные социально-психологические процессы, наиболее значимые для подростка. Найти себя в себе и в других — основная осознаваемая или интуитивно реализуемая потребность этого возраста. Его главная ценность — система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности.

Эта эпоха отрочества соотносится с макрофазой индивидуализации, которая, по А. В. Петровскому, «характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности... В максимальной степени реализуя в связи с этим способность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности (начитанность, спортивные успехи, “бывалость” в отношениях между полами, смелость, граничащая с бравадой, особая манера в танцах и т. д.), интенсифицирует поиск в... референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию» 178 [167, с. 22]. В это же время реализуются все три микрофазы — адаптация, индивидуализация и интеграция.

Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности — ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как «награда», «успех». Учебная мотивация как единство познавательной мотивации и мотивации достижения преломляется у подростка через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия. Социальная активность подростка направляется на усвоение норм, ценностей и способов поведения, что, будучи представленным в содержании учебной деятельности и условиях ее организации, отвечает удовлетворению этих мотивов. Именно поэтому педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литературы, музыки, живописи, танца, как и в современные условия общественно-экономических, жизненно-бытовых отношений. Показательно для подросткового возраста и отношение к авторитету. Если в младшем школьном возрасте авторитет учителя не менее значим, чем авторитет семьи, то для подростка проблема авторитета взрослого не самоочевидна. С одной стороны, позиция подростка «я — взрослый» как бы противопоставляет его взрослым, с другой — их авторитет остается важным фактором его жизни. Сохранению авторитета взрослого (учителя) способствует следующее: «1) неизменность общественного положения подростка, он был и остается учеником, школьником; 2) его полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателя; 4) отсутствие у подростка умения... действовать самостоятельно». Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я»-концепцией, но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму продолжения этого образования, в зависимости от этого ориентируясь на ценности либо учения, либо трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия. При ориентации на учение подросток переходит в статус старшего школьника. Старший школьник как субъект учебной деятельности — это человек, сделавший выбор (или подчинившийся выбору референтного для него окружения) продолжить учение. Именно это определяет его специфику как субъекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.106 (0.017 с.)