По курсу: педагогическая психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По курсу: педагогическая психология



ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. История становления педагогической психологии.

2. Объект и предмет педагогической психологии.

3. Методы исследования в педагогической психологии.

4. Проблематика педагогической психологии на современном этапе её развития.

5. Современные подходы к целям и задачам развития личности в процессе обучения и воспитания в концепциях отечественных психологов.

6. Задачи и структура педагогической психологии.

7. Общие положения психологической теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной.

8. Особенности и структура учебной деятельности.

9. Межличностные отношения в образовательных системах. Ученик в системе личных взаимоотношений отношений в классе.

10. Воспитание как процесс формирования смыслов, жизненных целей и ценностных ориентации личности.

11. Учебная мотивация: понятие, способы формирования.

12. Психологическая характеристика мотивационной сферы учения.

13. Виды и взаимодействия мотивов учебной деятельности. Интерес как один из ведущих компонентов учебной мотивации.

14. Изменение мотивации учения в процессе индивидуального и возрастного развития.

15. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности.

16. Психологические условия и пути формирования учебных мотивов.

17. Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения.

18. Психологические причины школьной неуспеваемости.

19. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

20. Показатели умственного развития школьников.

21. Психология педагогического воздействия на уроке.

22. Восприятие и возможность управления им на учебном занятии.

23. Внимание и возможность управления им на учебном занятии.

24. Память и возможность управления им на учебном занятии.

25. Воображение и возможность управления им на учебном занятии.

26. Мышление и возможность управления им на учебном занятии.

27. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции, уровни продуктивности педагогической деятельности.

28. Формирование педагогической направленности личности педагога.

29. Имидж педагога.

30. Профессионально-педагогическая культура учителя.

31. Психологические требования к личности учителя.

32. Основные требованиями к организации профессиональной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС.

33. Адаптация к педагогической профессии. Удовлетворенность педагогической профессией.

34. Педагогические способности, их структура и место в педагогической деятельности.

35. Психологические основы воспитания в условиях модернизации образования.

36. Психологические основы руководства группами и коллективом учащихся.

37. Влияние стиля и характера педагогического общения на эффективность учебной деятельности и коммуникативную структуру межличностных отношений в коллективе учащихся.

38. Конфликты в педагогическом процессе, пути их разрешения и профилактики.

39. Условия создания здорового психологического климата в коллективе.

40. Особенности обучения и воспитания младшего школьника.

41. Особенности учебной деятельности и умственное развитие подростка.

42. Специфика обучения и воспитания подростка.

43. Изменение роли учителя в подростковом коллективе. Усиление авторитета группы сверстников.

44. Особенности обучения и воспитания старших школьников.

45. Психология педагогической саморегуляции.

46. Психологическая компетентность педагога как опорный ресурс психологической безопасности образовательной среды.

47. Профессиональный стресс и способы его регуляции.

48. Личностное развитие как стержневой фактор труда учителя.

49. Единство обучения, воспитания и развития в образовательном процессе.

50. Виды и методы психологической коррекции в воспитательном процессе.

 

ЛИТЕРАТУРА

Ответы.

Имидж педагога

Имидж педагога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружением. Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку, осанку, макияж.

Пантомимика — движение тела, рук, ног. Красивая, выразительная осанка педагога, прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в себе, своих силах и знаниях.

Мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица педагога оказывает на детей большее впечатление, чем слова.

Профессиональная деятельность раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.п.

Выразительность — это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, владение умением самопрезентации, умелая режиссура педагогического взаимодействия.

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Технологические функции имиджа: межличностная адаптация, высвечивание лучших ценностно-деловых качеств, затенение негативных личностных характеристик, организация внимания, преодоление возрастных рубежей.

Всеми этими составляющими имиджа надо не только обладать, но и уметь их позиционировать.

Самопрезентация — способ самовыражения и поведения, направленные на создание благоприятного впечатления, мнения или соответствующего чьим-либо идеалам.

Способы борьбы со стрессом

· Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).

· Правильное питание. В период стресса активнее расходуются питательные вещества. Это может снизить иммунитет, если вовремя не компенсировать потери пищей или специальными добавками.

· Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).

· ароматерапия, бани, контрастный душ, закаливание, лекарственные настои.

· Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).

· Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

· Физические упражнения и спорт.

Полчаса физической нагрузки ежедневно избавляют от напряжения, сжигая избыток стрессовых гормонов и повышая в крови уровень поднимающих настроение веществ (эндорфинов).

· Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.

· Побольше общения с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.

· Вне работы о работе стараться не говорить.

· Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога является его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабление.. Регулярное выполнение учителем этих упражнений поможет вам правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, управлять ими и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, педагог сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, уверенности в себе.

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путём воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Естественные приемы регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Концентрация. Неумение сосредоточиться фактор, тесно связанный со стрессом.

Ауторегуляция дыхания.

Визуализация. Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить.

Психическому выгоранию в большей степени подвержены те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс они составляют 32%, при 68% учителей с наличием высокого уровня эмоционального выгорания. Также выгорание приводит к снижению профессиональной мотивации, что негативно сказывается на личностных качествах. Результаты эксперимента позволили определить нам двух человек с низким уровнем, которые составили 10,5%. Стаж их работы в школе составляет 5 и 7 лет, им характерны стандартный подход, ординарность, самоуверенность, упрощенное понимание детей.

Таким образом, наблюдается умеренная эффективность самостоятельного использования методов профилактики учителями школ.

Основной вывод, стресс это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить.

Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным. Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы.

48. Личность учителя является стержневым фактором труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в общении.

Личность определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач.

49. Единство обучения, воспитания и развития в образовательном процессе.

Развитие ребенка, его обучение и воспитание протекают в единстве, во взаимосвязи. С.Л. Рубинштейн по этому поводу писал: «Ребенок не созревает сначала, а потом воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создалочеловечество».

Новые знания и способы деятельности могут способствовать развитию нравственных чувств, волевых качеств. В свою очередь, мировоззрение человека, система его отношений к окружающему миру дают толчок для приобретения новых знаний и умений.

Эти два процесса – обучение и воспитание - находятся в тесном единстве, хотя многие исследователи отдают первенство воспитанию. Так литовский ученый Р. Тидикис в статье «Об уровнях воспитания» отмечает, что «на практике чаще всего не образование определяет нравственность, а, наоборот, нравственность определяет

потребность человека в образовании». Нравственный человек никогда не будет ниже своей среды по культурному уровню (цит. по Соловейчик С.Л.).

Рассматривая процесс воспитания во взаимосвязи с развитием личности ребенка, с психологической точки зрения можно сказать, что формирование у ребенка мотивов поведения, с одной стороны, а с другой – доступных для ребенка определенного возраста способов и форм поведения и является сущностью воспитания.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязи основных

элементов:

1) цели и содержание;

2) методы и средства;

3) достигнутые результаты.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. История становления педагогической психологии.

2. Объект и предмет педагогической психологии.

3. Методы исследования в педагогической психологии.

4. Проблематика педагогической психологии на современном этапе её развития.

5. Современные подходы к целям и задачам развития личности в процессе обучения и воспитания в концепциях отечественных психологов.

6. Задачи и структура педагогической психологии.

7. Общие положения психологической теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной.

8. Особенности и структура учебной деятельности.

9. Межличностные отношения в образовательных системах. Ученик в системе личных взаимоотношений отношений в классе.

10. Воспитание как процесс формирования смыслов, жизненных целей и ценностных ориентации личности.

11. Учебная мотивация: понятие, способы формирования.

12. Психологическая характеристика мотивационной сферы учения.

13. Виды и взаимодействия мотивов учебной деятельности. Интерес как один из ведущих компонентов учебной мотивации.

14. Изменение мотивации учения в процессе индивидуального и возрастного развития.

15. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности.

16. Психологические условия и пути формирования учебных мотивов.

17. Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения.

18. Психологические причины школьной неуспеваемости.

19. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

20. Показатели умственного развития школьников.

21. Психология педагогического воздействия на уроке.

22. Восприятие и возможность управления им на учебном занятии.

23. Внимание и возможность управления им на учебном занятии.

24. Память и возможность управления им на учебном занятии.

25. Воображение и возможность управления им на учебном занятии.

26. Мышление и возможность управления им на учебном занятии.

27. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции, уровни продуктивности педагогической деятельности.

28. Формирование педагогической направленности личности педагога.

29. Имидж педагога.

30. Профессионально-педагогическая культура учителя.

31. Психологические требования к личности учителя.

32. Основные требованиями к организации профессиональной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС.

33. Адаптация к педагогической профессии. Удовлетворенность педагогической профессией.

34. Педагогические способности, их структура и место в педагогической деятельности.

35. Психологические основы воспитания в условиях модернизации образования.

36. Психологические основы руководства группами и коллективом учащихся.

37. Влияние стиля и характера педагогического общения на эффективность учебной деятельности и коммуникативную структуру межличностных отношений в коллективе учащихся.

38. Конфликты в педагогическом процессе, пути их разрешения и профилактики.

39. Условия создания здорового психологического климата в коллективе.

40. Особенности обучения и воспитания младшего школьника.

41. Особенности учебной деятельности и умственное развитие подростка.

42. Специфика обучения и воспитания подростка.

43. Изменение роли учителя в подростковом коллективе. Усиление авторитета группы сверстников.

44. Особенности обучения и воспитания старших школьников.

45. Психология педагогической саморегуляции.

46. Психологическая компетентность педагога как опорный ресурс психологической безопасности образовательной среды.

47. Профессиональный стресс и способы его регуляции.

48. Личностное развитие как стержневой фактор труда учителя.

49. Единство обучения, воспитания и развития в образовательном процессе.

50. Виды и методы психологической коррекции в воспитательном процессе.

 

ЛИТЕРАТУРА

ПО КУРСУ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Основная литература

1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Айсмонтас Б. Б. – М.: 2008. – 389 с.

2. Габай Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Т.В.Габай.-5-е изд., стер.- М.: Академия, 2010.

3. Жеребкина В.Ф. Педагогическая психология [Текст] учебно-методическое пособие / В.Ф. Жеребкина, Л.М., Лапшина.- Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А.Зимняя.-2-е изд., доп., испр. и перераб.- М.:Логос,2007.

5. Казанская В. Г. Педагогическая психология / В. Г. Казанская. – Спб.: Питер, 2005. – 365 с.

6. Молодцева Н. Практикум по педагогической психологии / Н. Молодцева. – М. 2009. – 278 с.

7. Педагогическая психология [Текст]: учебник для бакалавров / ред. В.А. Гуружапова.-Москва:Юрайт,2013.

8. Педагогическая психология: учеб. Пособие / ред. И.Ю. Кулагина. - М.:ТЦ Сфера,2008.

9. Педагогическая психология. Краткий курс: пособие для вузов / сост.С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов – СПб.:Питер,2006.

10. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов/ ред. Л. Регуш, А. Орлова и др.: Питер, 2011.-414 с.

Дополнительная литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. 1996. – 423 с.

2. Выготский Л. С. Психологическое развитие ребенка / Л. С. Выготский. – М.: 2004. – 395 с.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: 2006. – 397 с.

4. Детская практическая психология // под ред.Т. Д. Мариннковской. М.: 2008.

5. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. — М.: 2010. — 254 с.

6. Занков Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. – М.: 2000. – 567 с.

7. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение / Е.А.Климов.-М.,2000.

8. Ксензова Г. Ю. Психология воспитательных отношений в школе / Г. Ю. Ксензова. Тверь, 2008. – 425 с.

9. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов/н/Д.: Феникс, 2000. – 536 с.

10. Мухина B.C. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 453 с.

11. Нестерова О. В. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов] / О. В. Нестерова. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 427 с.

12. Новая педагогическая психология: пособие для вузов / сост. Д.В. Ольшанский.-М.,2002

13. Педагогическая психология: учебник / сост. Л.А.Григорович. – М.,2003.

Ответы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.064 с.)